Новые выставки в Петербурге: Коровин, русский космизм и первая NFT-выставка Эрмитажа

19 ноября 2021
Картины о космосе, малоизвестные работы Константина Коровина, интерпретации образа Фауста в искусстве, метафоричные фотографии Жени Миронова и первая NFT-выставка Эрмитажа — «Афиша» собрала выставки, которые недавно открылись в Петербурге. Напоминаем, что сейчас для посещения музеев необходим QR-код.
  • Представления Кандинского, Гончаровой и Петрова-Водкина о космосе и других планетах

    В начале XX века под действием научных и философских открытий русских художников увлекла идея космизма: в своих работах они стремились познать законы Вселенной и место человека в ней. Эти идеи отражали в своих абстракциях Василий Кандинский, Казимир Малевич и Иван Кудряшев. Константин Юон, Александр Лабас и Кузьма Петров-Водкин показывали, как они себе представляют жизнь на других планетах и полеты людей в космос. А объединение художников-космистов «Амаравелла» пошло еще дальше и стало размышлять о бессмертии и других измерениях. Для советской власти эти мысли оказались слишком свободолюбивыми, после 1930-е годы многие амаравелльцы были репрессированы, а работы русских космистов запрещены. На выставке произведения этого художественного направления впервые собрали вместе — всего в экспозицию вошло более 150 живописных и графических работ из собрания Русского музея, Третьяковки, Музея космонавтики и других собраний. Некоторые из них, например минималистичные абстракции на тему Натальи Гончаровой, крайне непохожи на остальное творчество художников.

  • Парижские пейзажи и яркие натюрморты эмигрантского периода

    В антикварной галерее «Петербург» показывают малоизвестные работы одного из первых русских импрессионистов Константина Коровина — в этом году отмечают 160-летие художника. В экспозицию вошли более 20 картин исключительно из частных российских коллекций. Художник создал эти работы в тяжелые послереволюционные годы в деревне Островно Тверской губернии и в Париже, куда эмигрировал в 1922 году. Среди них — лирические сельские пейзажи, виды парижских бульваров, портреты современников и натюрморты с цветами и фруктами. Только недавно российские коллекционеры вернули эти полотна на родину. Выставка дает уникальную возможность познакомиться с поздним творчеством Коровина, которое почти не представлено в российских музеях.

  • Старинная немецкая легенда в интерпретации композиторов и художников разных времен

    На выставке в Шереметевском дворце развернулась масштабная дискуссия на тему многочисленных интерпретаций гетевского «Фауста» в произведениях композиторов и художников. Здесь спорят друг с другом классические опусы XIX века: оперы Шарля Гуно и Арриго Бойто, оратория Гектора Берлиоза и симфония Ференца Листа. И всем им противостоит «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке, написанная уже в XX веке. А старинные картины и гравюры (из Эрмитажа, Русского музея, Музея Академии художеств и Белгородского художественного музея) вступают в диалог с работами современных художников. Среди них — инсталляция «Фауст» Андрея Бартенева, аудиовизуальные перформансы Владимира Раннева и кинетические объекты Инженерного театра АХЕ. Также в интерактивном пространстве «Частная территория» можно познакомиться с мнениями студентов мастерской Александра Сокурова (в 2011 году они сняли своего «Фауста»), современных философов, поэтов, искусствоведов и даже представителей Церкви.

  • Агиттекстиль, декорации к футуристическим постановкам и проекты летающих городов

    В конце 1910-х — начале 1930-х годов русские авангардисты воспевали в своих художественно-промышленных работах механизацию труда и повседневной жизни — такова была агитационная политика нового государства. Выставка в Музее истории Санкт-Петербурга погружает в атмосферу времени, когда расклеивали плакаты «Окна РОСТА» и производили агиттекстиль — ткани с агитационными орнаментами «Фабричный гудок», «Трактора», «Красноармейцы на лыжах». Также в экспозицию вошли конструктивистские работы Александра Родченко и проекты хлебозаводов, фабрик-кухонь и летающих городов (Александра Никольского, Владимира Гальперина, Андрея Оля). А еще — эскизы интерьеров Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Владимира Лебедева и декораций к футуристическим постановкам по пьесам Владимира Маяковского.

  • Первая цифровая выставка Эрмитажа о развитии NFT-технологий

    Впервые выставка Эрмитажа проходит не в физическом, а в виртуальном пространстве, и это вполне логично для выставки NFT-технологий. Они связаны с работой криптобирж, поэтому для создания виртуального пространства использовали их аналог XIX века — здание Биржи на стрелке Васильевского острова. Сам проект можно посмотреть на отдельном сайте, перед входом в виртуальную галерею размещены подробные инструкции о том, как в таком непривычном музее себя вести. На экспозиции 38 NFT-проектов демонстрируют различные подходы к созданию таких работ, среди них — обращение к образам традиционного искусства, глитч-арт, цифровые скульптуры, проекты о связи реального и виртуального, а также об утопическом видении будущего. Получился такой ликбез по токенизации художественных произведений, разобраться в которой будет очень кстати, учитывая, как стремительно развивается это направление.

  • Самое известное изображение поэта в диалоге с редким изданием «Божественной комедии»

    К 700-летию со дня смерти итальянского поэта Данте Алигьери в Итальянском кабинете Эрмитажа открыли выставку, состоящую из двух экспонатов XVI века. Коллекционер Леонид Богуславский на время передал музею «Аллегорический портрет Данте» флорентийского художника Аньоло Бронзино — это самое известное изображение поэта и единственная сохранившаяся работа из трилогии «Великие поэты Тосканы, воспевающие любовь» (в нее также входили портреты Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо). Также на выставке представлено редкое издание «Божественной комедии» Данте 1578 года из фондов Эрмитажа. Текст книги иллюстрируют 96 гравюр, а на титульном листе в профиль изображен автор в лавровом венке. Посетители смогут проследить сходства между этим портретом и работой Аньоло Бронзино.

  • Любимые картины писателя и работы, созвучные его творчеству

    В Михайловском замке, где Федор Достоевский провел свои студенческие годы, открыли уже вторую выставку к 200-летию писателя. На ней кураторы собрали знаковые для Достоевского картины и работы, созвучные его творчеству. Это копии картин Рафаэля (созданные в ХIХ веке) и экспонаты из Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа и других собраний. Выставка состоит из шести тематических залов: «Петербург», «Преступление и наказание», «Европа», «Романы» («Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»), «Двери флорентийского баптистерия» и «Крест». По задумке кураторов, такой воображаемый «идеальный музей писателя» поможет лучше узнать, а может быть, и понять Достоевского.

  • Визуальные головоломки по мотивам окружающей действительности

    Русский художник Женя Миронов в свои тридцать лет уже признанный фотограф: его работы хранятся в коллекциях Русского музея и московском Мультимедиа-арт-музее, многих отечественных и зарубежных коллекциях. На выставке в «Эрарте» представлена серия «Построение метафор» из более чем 100 работ — ее автор создает уже более десяти лет. В каждом произведении фотограф объединяет внешне похожие, но при этом никак не связанные друг с другом объекты. Например, улитка и круглая лестница, птицы на проводах и аэроплан, сугробы и коровы создают сочетания, которые меняют привычное восприятие действительности. По задумке художника, они заставляют зрителя выбираться из привычных установок и разгадывать эти визуальные головоломки — в общем, без рефлексии на выставке не обойтись.

  • Эскизы костюмов и декораций к постановке в Мариинском театре

    Выставка посвящена 20-летию со дня премьеры балета Петра Чайковского «Щелкунчик» в Мариинском театре по мотивам сказки Эрнста Гофмана. Его оформил художник Михаил Шемякин: во время работы он подробно исследовал особенности немецкого романтизма и стремился соединить гротескный юмор Гофмана с музыкальным драматизмом Чайковского. На выставке представлены эскизы к декорациям и костюмам, скульптурные изображения персонажей и видеокадры подготовки этой постановки. В сочетании с тяжелыми бархатными занавесами пространство напоминает театральное закулисье и навевает желание посмотреть знаменитый новогодний балет.

  • Умиротворенные пейзажи непарадного Петербурга

    Петербургский художник Владимир Шинкарев в 1984 году основал художественную группу «Митьки», а в 2008 году решил отделиться от нее и сменить карнавально-бутафорский стеб на аскетичную живопись «маргинализированного питерского богоносца» (как он сам себя называет). На выставке в «Эрарте» представлены картины нового периода — это умиротворенные серые пейзажи непарадного Петербурга. В них художник словно освобождается от рекламных усилителей цвета и вкуса и пишет родной город в его подлинном, немного мистическом обличье.

Два города — миллион впечатлений! Самые интересные события Москвы и Петербурга
Два города — миллион впечатлений! Самые интересные события Москвы и Петербурга
Два города — миллион впечатлений! Самые интересные события Москвы и Петербурга
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13
неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
10 недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
10
недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
10 недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года