Удивительная анимационная картина родом откуда-то из 1980-х, похожая одновременно на фантастическую антологию «Тяжелый металл» и ротоскопические эксперименты Ральфа Бакши в жанре героического фэнтези («Властелин Колец», «Огонь и лед»). По сюжету, в мире, похожем на наше Средневековье, хранительница волшебного цветка и верховная жрица по имени Цзод рассказывает горному стражу, как однажды люди короля из одного заштатного города истребили все ее болотное племя, а ее саму пленили. Но ненадолго: женщине удалось бежать из тюрьмы в компании книжника Гал-Сура, который оказался отпетым мерзавцем. Он украл волшебный цветок у Цзод и превратился в настоящего повелителя тьмы, с которым люди по всему миру воюют явно уже не одно столетие.
Сразу предупредим: сюжет не самая стройная и важная часть мультфильма Моргана Галена Кинга и Филипа Джелатта (сценариста сериала «Любовь, смерть и роботы»). Он галопом скачет от одного события к другому, меняя протагонистов на переправе (Цзод — ключевая, но не главная героиня этой истории) и своей пунктирностью напоминает «Тяжелый металл». В картине важно другое: гнетущая атмосфера истинно темного фэнтези, его лютая и кровавая бескомпромиссность (мультфильм — чемпион по проламыванию черепов и отрубанию конечностей), величественные пейзажи, хоровые песнопения и синтезаторные переливы. Иначе говоря, вайб, настроение или, если угодно, дух произведений Джорджа Р.Р.Мартина, Роберта Ирвина Говарда, Майкла Джона Муркока, Глена Кука и, конечно, Говарда Филлипса Лавкрафта, который аниматоры перенесли на экран с большим уважением.
Это невероятно брутальное, чрезвычайно мрачное и жутко захватывающее зрелище, которое сейчас просто невозможно себе представить в игровом кино (все-таки времена «Конана-варвара» Джона Милиуса давно прошли) и которое стараниями энтузиастов еще живет в анимации. Гален Кинг и Джелатт потратили на картину семь лет, и это чувствуется. Чувствуется, что это не коммерческий проект, а работа ручной выделки. Что авторы добровольно на семь лет поднялись на лавкрафтианские «Хребты безумия», чтобы произвести на свет свой «Хребет ночи». От эпичности картины порой перехватывает дыхание, а от неиссякаемой фантазии режиссеров захватывает дух. За полтора часа постановщики предлагают с головой окунуться в вымышленный мир ушедшей жестокой, но крайне завораживающей эпохи. Кстати, эту историю не осовременивает даже обилие главных героинь (сильные женщины были еще в «Тяжелом металле»). Однако не случайно Цзод озвучивает Люси Лоулесс. Кому, как не Зене, королеве воинов, сопровождать нас в этом путешествии на край ночи?
«Как будто Пазолини снял фильм Pixar», — написали в Sight & Sound про «Безумного Бога», и это, пожалуй, самая исчерпывающая характеристика анимационной картины 70-летнего Фила Типпета. К слову, Типпет по первой профессии не режиссер, а мастер спецэффектов, причем легендарный. Он работал над тремя «Робокопами», «Парком Юрского периода», «Победителем дракона», «Сердцем дракона», «Звездными войнами» и «Звездным десантом» (а на второй части даже выступил режиссером). Именно ему мы обязаны за спилберговских динозавров и верхувенских межгалактических жуков. Может даже показаться, что создание киномонстров — это конек Типпета и, глядя «Безумного Бога», понимаешь, что так оно и есть. Картина открывается цитатой из книги Левита (самой жестокой части Пятикнижия) и начинается с того, что Убийца (в титрах он обозначен как Ассасин) в противогазе спускается в место, напоминающее преисподнюю и населенное самыми невероятными чудовищами и созданиями. Эти фантастические твари, будто бы сошедшие с полотен Франциско Гойи, Иеронима Босха и Питера Брейгеля, либо дерутся, либо блюют, либо испражняются, в то время как над некоторыми из них ученые ставят невообразимые эксперименты…
Тут необходимо заметить, что «Безумный Бог» — это абсолютно экспериментальное кино, поэтому не стоит ждать от него внятной истории. Происходящее в мультфильме можно трактовать как угодно, в том числе как современную интерпретацию «Божественной комедии». Сюжет в картине есть, но он очень условный. По большей части это набор эффектных, впечатляющих эпизодов, вводящих в медитативное состояние транса. Поэтому экспериментальный киноязык мультфильма ближе к современному искусству, чем к классическому кинематографу, — можно даже осторожно назвать все это анимационным видеоартом.
«Безумный Бог» сделан в технике stop motion (пошаговой) анимации, которой славился Рэй Харрихаузен («Седьмое путешествие Синдбада», «В поисках золотого руна», «Битва титанов»). Иначе говоря, это абсолютно рукотворная история, которая поражает не только своей изобретательностью и фантазией, но и огромным количеством труда, который был в нее вложен. Как и в «Хребте ночи», в ней можно найти элементы стимпанка — в картине много диковинных, пыхтящих приборов, да что там, главный герой спускается в нижний мир с помощью аппарата, напоминающего пепелац. Однако с точки зрения жанра «Безумный Бог» все же фэнтези, в которое картину превращают не волшебство и алхимики (одного из них играет Алекс Кокс, режиссер культовых «Конфискаторов»), а то, что Типпет создает на экране свой мир, который выглядит также правдоподобно, как и реальный.
Интересно, что Типпет задумал «Безумного Бога» еще в 1987 году, а начал воплощать в жизнь во время работы над вторым «Робокопом» (1990), но его производство заняло так много времени, что привело к психическому срыву у режиссера. Страшно представить, что было бы с Типпетом, если бы мультфильм так и не был закончен, потому что за 30 лет он превратился для него в навязчивую мечту и манию. На помощь режиссеру пришли краудфандинговая кампания на Kickstarter и свободное время, появившееся благодаря пандемии. Премьера «Безумного Бога» состоялась в прошлом году. Мультфильм был показан на множестве фестивалей, в том числе фантастического кино, а сейчас доступен в интернете.