Москва

ММКФ-2020: «Сезон дождей» — томный роман между учительницей и учеником на сингапурском

На 42-м Московском международном кинофестивале показали (а сегодня вечером покажут еще раз) «Сезон дождей» Энтони Чена — эстетскую сингапурскую драму о неудовлетворенной жизнью китайской учительнице, которой берется помочь ее ученик.
Иван Афанасьев
6 октября 2020

драма

История странной дружбы сингапурской школьной учительницы и ее ученика

Лин (Ео Яньянь) — красивая молодая китаянка, преподающая мандаринский в сингапурской школе. Ее не очень-то уважают окружающие: дома муж обходит стороной из-за того, что паре все никак не удается зачать ребенка. Ученики на работе дерзят и прогуливают уроки, ведь китайский — второй по значимости язык в стране, где почти все говорят на английском. В ее негласные обязанности также входит уход за больным и немощным отцом супруга, до которого занятому сыну вечно нет дела. По телевизору идут либо однообразные военные фильмы в жанре уся, либо репортажи о бунтах против правительства, как будто перекинувшиеся на Сингапур из Гонконга. Да еще, как назло, объявили сезон дождей: солнца не видать и почти каждый день льет как из ведра. Не удивительно, что на таком фоне единственным другом для Лин становится дерзкий старшеклассник Вэйлунь (Ко Цзялэр), один из немногих, кому интересен ее предмет и который неравнодушно посматривает в ее сторону, когда женщина этого не видит.

В 2013 году Энтони Чен снял драму «Илоило», получив за нее «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля за лучший дебют и попав с ней в лонг-лист «Оскара». В том фильме фигурировали похожие темы: ребенок, который находит неожиданного друга в лице взрослой женщины (в данном случае — домохозяйки), а та, будучи не удовлетворена семейной жизнью, выплескивает накопившуюся материнскую любовь на своего юного подопечного. Точно так же интимное смешивалось с событиями из глобальной истории. В «Илоило» кризис в семье предвещал наступление экономического кризиса конца 1990-х годов. В «Сезоне дождей» никак не наступающее акме Лин рифмуется с коллапсом самостоятельности сингапурцев, выходящих на улицы в борьбе за национальную идентичность против прокитайского правительства. Помимо этого, новый фильм заходит на запретную территорию любви между ребенком и взрослым. Режиссеру удается передать запретный эротизм этой истории через красивый и непошлый образ: растение дуриан, которое героине контрабандой привозит брат из Малайзии — и которое Лин с Вэйлунем с радостью уплетают. Как известно, у уродливого колючего плода еще и отвратительный запах, но внутри скрыта нежная мякоть, которая раскрывается, лишь когда фрукт созреет. Вполне себе метафора отношений главных героев.

Впрочем, новой «Лолиты» у Энтони Чена не получилось. Хотя бы по причине того, что фильм куда менее сосредоточен на том, как реагирует общество на неожиданные платонические отношения между учительницей-изгоем и шебутным, но чрезвычайно талантливым парнем, владеющим кунг-фу и мечтающим быть похожим на Джеки Чана. Последний, кстати, присутствует в фильме на многочисленных плакатах, проводя, таким образом, еще одну параллель с Гонконгом, сумевшим найти свою золотую середину между принадлежностью к КНР и обособленной индивидуальностью.

Сингапур, оказавшийся на перепутье между политикой тесного сотрудничества с могущественным территориальным соседом и попытками осознанно от него дистанцироваться, становится побочным, фоновым героем этой интимной истории. Мятущийся подросток Вэйлунь, также застрявший между влечением к непопулярной преподавательнице и своими одноклассниками, вынужден выбирать, что ему дороже: сохранить нейтралитет или все-таки поддаться обаянию китаянки. В любом случае, конец у этой истории будет закономерно далеким от счастливого, но тучи, тем не менее, рассеются, освободив место лучам яркого солнца.

Похожие подборки
Все подборки