Москва

Любовь без возрастных границ: гид по ЛГБТ-кинофестивалю «Бок о бок»

В этом году кинофестиваль «Бок о бок» (18+) должен был пройти с 12 по 19 ноября в Санкт-Петербурге, однако из-за вмешательства властей и силовиков организаторам пришлось перенести киносмотр в онлайн. Основные темы те же: квир-пространства, жизнь ЛГБТ-людей старшего поколения, трансгендерные люди в медиа. Наталья Серебрякова выбрала пять наиболее интересных фильмов из программы фестиваля.
Наталья Серебрякова
12 ноября 2020

трагикомедия

История тайной любви двух пожилых женщин

Нина (Барбара Зукова) и Мадлен (Мартина Шевалье) — пенсионерки, живущие через коридор в одном жилом доме. Много лет они были тайными любовницами, скрывающими свою страсть. Для беззаботной Нины это не было проблемой, а вот Мадо (так прозвали Мадлен) никак не могла заставить себя во всем признаться двум своим взрослым детям. Однако ей все же предстоит это сделать, после того как они с Ниной договорились сбежать в Рим, чтобы там дожить оставшиеся годы так, как они хотят. Но на скромной вечеринке по случаю дня рождения Мадо меняет свое решение, чем приводит Нину в ярость. Сценарий итальянского режиссера Филиппо Менегетти, написанный совместно с Малисоном Боворасми и Флоренс Виньон, ловко вплетает в сюжет тематические сложности, выходящие за рамки поверхностного, пусть и трогательного представления о том, что любовь побеждает все. В этой истории ложь, усугубленная течением времени, может нанести не только моральный, но и физический вред. Неспособность Мадо облегчить бремя своей тайны наряду со взрывоопасной реакцией Нины приводит к сокрушительному удару, из-за которого Мадо не может двигаться и говорить. А поскольку Нина известна в семье Мадо как просто «соседка», она лишается возможности помогать выздоровлению любовницы. «Ты и я» — уникальная история лесбийской любви. Премьера картины состоялась в рамках программы Discovery на кинофестивале в Торонто 2019 года. Успех фильма говорит о всеобщем стремлении к эмоциональной близости — и о том, как глубокая связь может преодолеть все социальные и физические ограничения. А то, что в центре истории оказались пожилые лесбиянки, только делает фильм еще более новаторским.


драма

Роман девочки-подростка на фоне аргентинских трущоб

Юная лесбиянка Айрис (София Кабрера) живет в трущобах в невзрачном городке на севере Аргентины. У нее есть два кузена, также сомневающихся в своей гетеронормативности. Первое, что Айрис слышит в фильме, это фраза «Ты такая красивая», которую практически швыряет ей в лицо мальчик с района. Ее реакция очень красноречива: она пытается убежать от него как можно быстрее. Айрис больше интересует загадочная девушка в шортах, которую она видела в квартале несколько раз, — Рената (Ана Каролина Гарсия). Со своей грязной копной темных кудрей и модными солнцезащитными очками она выглядит как Хелена Бонэм-Картер в подростковом возрасте, готовая к красной ковровой дорожке на своих собственных условиях. Рената вернулась в Аргентину из Парагвая, где жила со своей 40-летней возлюбленной. Ее возвращение вызвало много слухов, например, о том, что она может быть ВИЧ-инфицированной. Второй фильм аргентинской режиссерки Кларисы Навас открывал в этом году секцию «Панорама» на Берлинале. В этой картине подростки, живущие практически без присмотра матерей и в отсутствие отцов, сталкиваются как с радостями, так и с болью взрослой жизни. Навас держится рядом со своими героями, с непредвзятым любопытством наблюдая за ними при помощи ручной камеры. Благодаря хронометражу в два часа и отсутствию жесткой повествовательной структуры она успешно формирует связь между аудиторией и своими персонажами-подростками, позволяя зрителям потеряться в их повседневной рутине. Их дни и жизни кажутся дрейфующими и не ведут ни к чему особенному, но, опять же, чья жизнь ведет? Картину многие критики сравнивают с недавними «Обезьянами» Алехандро Ландеса, в котором речь также идет о подростках, однако у Ландеса повествование все же более динамичное и драматичное. 


драма

«Счастливы вместе», но про двух возрастных геев

Духовный наследник фильма Вонга Карвая, «Поцелуй в сумерках» рассказывает историю двух тайных гомосексуалов, женатых мужчин в зрелом возрасте: Пака (Тай-Бо) — 70-летнего таксиста, который отказывается уходить на пенсию, и Хоя (Бен Юэнь) — 65-летнего отца-одиночки на пенсии. Несмотря на годы общественного и личного давления, они гордятся семьями, которые создали с помощью упорного труда и самоограничений. Однако когда они встречаются, в них высвобождается то, что подавлялось многие годы. Они знакомятся друг с другом уже в старости — и их любовь оказывается основана на полном осознании того, что оба прожили целую жизнь вдали от желаемого опыта, от любви, которую они теперь могут втайне разделить. Оба актера играют своих персонажей очень тонко, с чуткими изменениями в выражениях лиц, отражающих мгновенное сожаление, которое нужно исправить прежде, чем кто-либо заметит. При этом они не рассматривают прошлое как потерянную жизнь только потому, что они не были открытыми геями: в конце концов, у них есть успешные сыновья и еда на столе, поэтому они, наверное, что-то в этой жизни сделали правильно. Фильм гонконгского режиссера Рея Юна получил признание критиков на церемонии вручения премии Hong Kong Film Awards, где Тай-Бо удостоился награды за лучшую мужскую роль, а Патра Ау — за лучшую женскую роль второго плана. Картина также получила премию гильдии сценаристов Гонконга, а Тай-Бо — награду Гонконгского общества кинокритиков как лучший актер. Во время релиза фильма в Северной Америке Рей Юн подчеркнул, что его картина также о том, что есть существенная разница между тем, чтобы быть геем в Америке и в Гонконге.


мелодрама

Взросление юной девушки, неразлучной со своей сестрой

14-летняя Нора (Лена Урцендовски) плывет по течению жизни вместе со своей старшей сестрой Джул (Лена Кленке). Поскольку их мать — алкоголичка и в основном отсутствует в жизни детей, девочки привыкли поддерживать друг друга. Но в течение томного жаркого лета 2018 года Нора начинает понимать, что она не может быть такой же, как ее сестра. В компании подруг Джул Нора чувствует себя лишней, пока те обсуждают мальчиков. Вместо этого Нору привлекает короткостриженая блондинка Роми (Йелла Хаазе), единственная посочувствовавшая ей, когда у нее началась первая менструация. Так Нора осознает, что ее путь к взрослой жизни — это ее собственный путь. Первые месячные, первая любовь и первое горе формируют ее как личность. Как следует из названия, «Кокон» — драма о взрослении ЛГБТ-подростков, которая опирается на метафору трансформации. Вместе с тем полнометражный дебют Леони Криппендорфф выглядит свежим и аутентичным как с точки зрения постановки, так и с точки зрения беспокойного места действия — мультикультурного квартала Кройцберг в Берлине. У картины нет счастливого финала, как в фильме «Покажи мне любовь» Лукаса Мудиссона, но все же это картина о гармоничном развитии личности. 


документальный

Документальный байопик про культового американского художника и гей-икону

Несмотря на сравнительно короткий хронометраж (всего полтора часа) — или, возможно, благодаря ему, — док Бена Энтони сумел охватить многое. Фактически Энтони проводит параллель между плодовитым художником и самим стилем фильма, который энергично смонтировал Пол ван Дайк. Благодаря интимным кухонным интервью со скромными родителями Харинга, Джоан и Алленом, а также просмотру семейных фотографий и даже некоторых детских рисунков и писем (заявляющих о его стремлении зарабатывать на жизнь в качестве художника), зрители знакомятся с молодым Китом, выросшим в Кутцтауне, штат Пенсильвания. Следуя за Харингом в Нью-Йорк в 1978 году, Энтони создает атмосферу альтернативной творческой сцены в центре Манхэттена той эпохи, противопоставляя ее чисто коммерческому миру искусства на окраинах.

Харинг быстро стал ключевой фигурой легендарного «Клуба 57» в Ист-Виллидж — и есть отличные архивные кадры, которые сразу дают представление об этом месте. Зрители также погружаются в яркую уличную арт-сцену тогдашнего безденежного города и перенимают чувствительность Харинга, который, будучи белым художником, работал преимущественно в афроамериканской среде. Растущий успех и признание Харинга привели его к открытию Pop Shop в Сохо, где продавались брендовые товары. И Энтони оставляет тут место для маневра, чтобы выяснить, была ли эта коммерциализация расширением его миссии по доступности искусства для всех желающих — или эта история больше про деньги, ведь Харинг находился под влиянием Энди Уорхола. В общем, тут есть над чем подумать. Одно ясно точно: Харинг был пламенным активистом, о чем свидетельствуют социальные и политические темы в его творчестве. Кроме того, он сам участвовал в протестах и ​​раздавал пачки денег, чтобы помочь общественным организациям, работающим с ВИЧ-позитивными людьми и ЛГБТ-активистами. Питер Стейли вспоминает, что после смерти Харинга от СПИДа миллионы долларов были пожертвованы на благотворительность через его личный фонд, который художник основал в 1989 году.