Филиппины, 1945 год. Богатая семья — отец, мать и двое детей (девочка Тала (Фелисити Кайл Напули) и мальчик Баяни) — ждут конца войны в своем особняке, затерянном где-то в лесу. В чьих руках находится власть на острове, японцев или американцев, непонятно. Военные раз за разом приезжают в дом и все настойчивее требуют золото японцев, которое семья якобы прячет. Еда заканчивается. Потом отец уезжает за помощью, мать начинает болеть, и Тала остается за старшую. Когда становится совсем нечего есть, она отправляется в деревню и по дороге встречает в лесу фею. Та говорит, что она царица насекомых и может исполнить любое желание Талы — достаточно только попросить. Фильм филиппинца Кеннета Дагатана «В коже моей матери» мало похож на длинные, медитативные картины его, пожалуй, самого известного соотечественника Лава Диаса. Намного больше он напоминает фильмы сказочника с другого конца света — Гильермо дель Торо, и прежде всего его «Лабиринт Фавна». Это тоже страшная сказка, в которой об ужасах войны (гуляя по лесу, Баяни находит ручей с брошенными в него телами) рассказывают с помощью магических существ и фольклорных монстров. Из-за наличия жуков, личинок и оторванных конечностей это кино не для слабонервных (перед показом на «Сандэнсе» зрителей просили подтвердить, что им уже есть 18). Но тем, у кого крепкие нервы и желудки, мы рекомендуем не пропустить эту страшную сказку.
Марго (Эмилия Джонс из «CODA: Ребенок глухих родителей») учится в университете на криминалиста, а после занятий подрабатывает в кинотеатре. Однажды она знакомится на работе с Робертом (Николас Браун из «Наследников»), который намного старше и выше ее. Они начинают переписываться, а затем договариваются о свидании. Но оно проходит совсем не так, как думала Марго.
«Сандэнс» — одно из немногих мест, где еще можно увидеть фильмы вымирающего жанра «романтическая комедия». «Кошатник» — кино о том, как люди знакомятся и встречаются в эпоху #MeToo (менее кровожадное, чем показанная здесь же в прошлом году «Свежатинка»). Режиссер Сюзанна Фогель (сериал «Бортпроводница» и фильм «Шпион, который меня кинул», сценарий «Образования») сняла по одноименному рассказу Кристен Рупениан из журнала New Yorker очень актуальную картину. Про то, насколько хорошо можно узнать другого человека через переписку. Про перерастающие в паранойю страхи современных девушек, которые часто слышат, что любой мужчина по природе своей опасен (Марго боится, что ее новый приятель окажется маньяком). Про то, что делать, если девушка окажется более зрелой и опытной, чем парень (что особенно комично, поскольку Марго намного младше и просто меньше своего знакомого). Про то, как сложно бывает сказать «нет» (и как важно уметь это делать).
Фогель использует интересные (пусть и не самые оригинальные) технические приемы: все страхи главной героини визуализированы в фильме. В одной из ключевых сцен, в которой Марго из вежливости соглашается говорить «да», она разделится на себя и своего двойника, с осуждением смотрящего (и ехидно комментирующего) то, что с ней происходит. Прогрессивную подружку главной героини играет Джералдина Висванатхан («Чудотворцы»). В небольших камео появляются Хоуп Дэвис и Изабелла Росселлини — у последней роль преподавательницы-криминалиста, которая произносит патетическую речь о королеве муравейника.
У 12-летней Джорджи (Лола Кэмпбелл) все под контролем: она сама ведет хозяйство, убирается, стирает, готовит, а на жизнь зарабатывает тем, что вместе с другом Али (Алин Узун) ворует и продает велики. Джорджи живет одна, после того как умерла ее мама. Но однажды через забор на лужайку за домом перелезает какой-то тип (Харрис Дикинсон) и заявляет, что он ее отец Джейсон, которого она никогда не видела. Джорджи велит ему проваливать. Джейсон говорит, что никуда не собирается уходить. Как дальше будут развиваться отношения героев, догадаться несложно: в течение часа с небольшим (у «Scrapper» очень щадящий хронометраж) Джорджи и ее вновь обретенный отец сначала ссорятся и пытаются отделаться друг от друга, но потом постепенно друг к другу притираются. Однако эта предсказуемость не делает фильм менее убедительным — трогательным, грустным и смешным. Прежде всего благодаря актерам, сыгравшим главные роли: Дикинсон — отличный, а Лола Кэмпбелл — настоящее открытие фестиваля. Хотя это история про жителей бедных пригородов Лондона, ее никак не назовешь унылой: британка Шарлотта Риган сняла яркое, визуально-изобретательное кино с колоритными персонажами (наши фавориты — темнокожие школьники-тройняшки в одинаковых костюмах). Фильм получил приз жюри в программе «World Cinema Dramatic».
Когда основательница летнего театрального лагеря для детей Джоан (Эми Седарис) внезапно впадает в кому, вести дела доверяют ее сыну Трою (Джимми Татро) — неудачливому влогеру и «крипто-братану», который к театру до этого никакого отношения не имел. Ученики его не очень высоко ценят, но у Троя есть проблемы и поважнее: лагерь за долги могут закрыть. Чтобы этого не произошло, он должен до конца смены решить вопрос с финансированием, а кроме того, найти общий язык с учениками и педагогами плюс поставить ежегодный спектакль.
«Театральный лагерь» — удивительно обаятельное кино. И дело не только в отличной фактуре, но и в том, что оно снято людьми, которые хорошо знают, о чем рассказывают. Это режиссерский дебют актрисы Молли Гордон («Образование») и клипмейкера Ника Либермана, которые вместе с актерами Беном Платтом и Ноем Галвином написали сценарий, основанный на собственных воспоминаниях о посещении театральных лагерей. Артистичные дети, их чудаковатые педагоги, большие амбиции, сомнительные художественные решения — кажется, что Гордон и Либерман лишь немного преувеличивают то, что видели в театральных кружках («Я верю, что она может сыграть проститутку из „Студии 54“!» — говорит после кастинга преподаватель театрального мастерства про пухлую девятилетнюю девочку). «Театральный лагерь» — восхитительная смешная, ироничная и совсем не злая картина, которая вряд ли кого-то обидит. Вишенка на торте — абсурдные и уморительные музыкальные номера.
Бен (Джастин Х.Мин) — начинающий режиссер из Беркли. Но пока он ничего не снимает, а работает в кинотеатре, смотрит с DVD Criterion Collection и многословно критикует фильмы других американцев азиатского происхождения — за то, что они слишком коммерческие и предсказуемые. Когда его девушка Мико (Элли Маки) и лучшая подруга Элис (Шерри Кола) уезжают в Нью-Йорк, Бен остается в Беркли один. Ему кажется, что это шанс начать новую жизнь с новой девушкой (Бен неровно дышит к голубоглазым блондинкам). Но вскоре выяснится, что то, о чем он мечтает, и то, что ему нужно в действительности, — разные вещи.
«Shortcomings» — режиссерский дебют актера Рэндалла Парка (Ким Чен Ын из фильма «Интервью»), в котором очень много говорят о репрезентации. Можно ли считать фильм хорошим только потому, что в нем появляется этническая группа, прежде мало представленная в кино, а его художественные достоинства в остальном скромные, спрашивает Бен в самом начале фильма. Но его друзей больше интересует ответ на другой вопрос: почему прогрессивный Бен мечтает о блондинках, но осуждает белых американцев, которые встречаются с азиатками? Это остроумный фильм про стереотипность мышления, токсичность и то, как сложно бывает посмотреть на себя со стороны (вопрос, актуальный не только для представителей каких бы то ни было меньшинств). Поскольку главный герой режиссер, в «Shortcomings» много шуток про кино — и тем, кто знает, кто такой Пак Чхан Ук, эта комедия покажется вдвойне смешнее.
Главное guilty pleasure этого фестиваля — полнометражный фильм про популярного персонажа ютуб-роликов, робкого оккультиста Оникса Удачливого. Маркус (Эндрю Баузер) — форменный неудачник: живет с мамой и приемным отцом, который его на дух не переносит, седьмой год работает в фастфуде, ни с кем не дружит, а все свободное время проводит за комиксами и компьютером. В виртуальном мире он превращается в адепта черной магии Оникса Удачливого. От его же лица Маркус отправляет письмо своему кумиру — темному магу Бартоку Великому. И Барток ему отвечает — приглашает в свой особняк, чтобы провести тайный темный ритуал. Но когда Оникс с еще четырьмя поклонниками Бартока приезжает в этот особняк, то быстро понимает, что в нем происходит что-то не то.
«Талисман душ» формально фильм ужасов, но вряд ли он может кого-то по-настоящему испугать: монстры на экране бутафорские (источниками вдохновения Баузер называл «Гремлинов» и менее известный «Ужас подземелья»), ритуалы условные, а их участники похожи на косплееров с «Комик Кона». Как и ролики Баузера (он не только исполнитель главной роли, но также режиссер и сценарист фильма), этот фильме скорее не хоррор, а пародия на него (а с учетом того, что на экране часто шутят про секс, сложно не вспомнить и «Очень страшное кино»). Однако условность не мешает «Талисману душ» по-настоящему увлечь зрителей. Это забавное, обаятельное и доброе кино (в котором мимоходом затронуты серьезные темы — например, безотцовщины), а его послание универсально: неудачник с добрым сердцем может оказаться героем, который спасет мир.