Москва

Лучшие фильмы и сериалы 70-го Берлинского кинофестиваля: выбор кинокритиков «Афиши»

Екатерина Загвоздкина, Алексей Филиппов
Завершился очередной Берлинский кинофестиваль, а значит, настало время подводить его итоги. По просьбе «Афиши» кинокритики Екатерина Загвоздкина и Алексей Филиппов рассказывают о поразивших их картинах.
  • 6.8
    Ундина
    Мелодрама

    На лекции по истории Берлина Кристоф (Франц Роговски) встречает в музее милую экскурсоводшу по имени Ундина (Паула Бир). После нелепого знакомства (в результате которого пострадал один аквариум) у них завязываются отношения. Он — промышленный водолаз и после погружений ездит к ней на электричке, она учит новые лекции, они дурачатся и гуляют. Сюжет, казалось бы, банальнее не придумаешь, но все в ее имени — Ундина. Оно указывает на то, что это не просто лав-стори, а перенесенный в современность германо-скандинавский миф. Об этом, например, говорят знаки (один из них — в виде огромного сома), а главная стихия в фильме — конечно, вода, прозрачная метафора любви. Кристиан Петцольд, один из представителей «берлинской школы» (намеренно бытового кино про обычных немцев), неожиданно снял очень поэтичный и нежный фильм, на котором плакала половина зала, а Бир за роль Ундины получила «Серебряного медведя».

    Подробнее о фильме
  • Удалить историю
    Трагикомедия

    Французский режиссерский дуэт Бенуа Делепина и Гюстава Керверна привез один из самых смешных фильмов фестиваля — сатиру на общество потребления и развитых технологий. Трое главных героев — друзья средних лет с ворохом проблем: у одного, по собственному признанию, есть кредитки всех банков во Франции, вторая — таксистка, которая не может получить больше одной звездочки в мобильном приложении, третью шантажирует эротическим видео студент, с которым она случайно переспала. Кроме того, среди действующих лиц фигурируют безразличные бюрократы, приветливые извращенцы в офисных костюмах, хакер по имени Бог и критик либерального общества Мишель Уэльбек. Под конец фильма становится скорее грустно, чем смешно, — развитой (и в смысле своей изощренности) капитализм отчуждает человека от самого себя и того, что действительно важно (есть, например, линия, разительно напоминающая фильм «Она» Спайка Джонза), но режиссеры картины показывают средство, как его победить, — смех. На Берлинале картина удостоилась специального приза.

    Подробнее о фильме Смотреть онлайн
  • Котлован
    Документальный

    Фильм Андрея Грязева (в 2012 году на Берлинале показывали его «Завтра» про арт-группу «Война») — даже не то чтобы док, а скорее киноэксперимент, по большей части собранный из обращений российских граждан к властям и Путину. Люди сами записали и выложили их в интернете, не рассчитывая, очевидно, что они войдут в какой-то фильм. Начинается картина с короткого вступления о котлованах (да, к повести Платонова фильм не имеет отношения). Рабочие записывают на мобильный, как их роют, министр Лавров рассказывает, как в молодости был в стройотряде на котловане, региональные СМИ из разных городов рассказывают о трагедиях на незасыпанных ямах. Основная часть фильма — просьбы и жалобы, некоторые очень смешные (например, житель Петербурга просит Путина зажечь фонарь, который перегорел, пенсионеры — создать российский интернет, чтобы Запад его не отключил), но преимущественно грустные (старики жалуются на нищету, инвалиды рассказывают, что не могут получить путевки в санаторий, ветераны — что живут в разваливающемся доме, обманутые дольщики — что их жилье 10 лет не могут достроить). Эти истории (мысль, что никто из рассказчиков не играет и все это чистая правда, шокирует), собранные вместе и ограниченные рамкой кино, обретают какую-то огромную поражающую силу. По сути, только по отбору материала Грязев снял один из лучших фильмов фестиваля.

    Подробнее о фильме
  • Двадцатый век
    Биография

    В 1899 году в Канаде происходят выборы премьер-министра — путем комичных испытаний: например, нужно по запаху определить породу дерева или влезть без очереди. Среди кандидатов — Уильям Лайон Макензи Кинг (Дэн Берн), который в действительности отработает на должности 21 год. В фантасмагорическом же дебюте Мэттью Рэнкина он еще сомневающийся юноша, чье эго подпитывают родители (особенно мать), а мир вокруг кажется наркотическим трипом, вдохновленным эстетикой немого кино и комедий 1930-х. Кинг окажется вовлечен в спор утопии с антиутопией, будет метаться между двумя девушками, а также постарается излечиться от страсти к мастурбации — при помощи сначала кактуса, а потом пояса верности с будильником. Такой фильм на пару могли бы придумать Гай Маддин и Дэвид Линч (от первого тут картонные декорации и сновидческий юмор, от второго — темные закоулки души и кактус, который не то, чем кажется), но получилось у молодого канадского режиссера, который задорно и довольно точно описывает факты родной истории.

    Подробнее о фильме
  • Режиссер Раду Жуде — главный архивариус румынской истории, извлекающий из прошлого самые невообразимые и показательные сюжеты. Например, «Прописные буквы» рассказывают о реальном случае, когда румынская служба госбезопасности схватила 16-летнего школьника, писавшего на заборах в родном городе призывы отстаивать свои права. С 1981 года Мигур Калинэску и его близкие подвергались допросам, а в 1985-м, не дожив до 20, он умер от лейкемии. Частично фильм основан на одноименной пьесе, составленной из протоколов румынской секуритате, другая его важная часть — нарезка видео из телеэфира 1980-х. Сухость допросов и живость телесюжетов рождают сложную двойственность румынской действительности — между фантазией и тоталитарным кошмаром.

    Подробнее о фильме
  • 6.8
    Женщина, которая убежала
    Идет в 1 кинотеатре Драма

    Южнокорейский классик Хон Сан Су («Серебряный медведь» за лучшую режиссуру) выпускает практически по фильму в год — к этому располагает его незамысловатый метод: аскетичный визуальный ряд, пространные диалоги, работа с почти одной и той же командой (в главной роли его муза и возлюбленная — Ким Мин Хи). «Женщина, которая убежала» рассказывает о трех встречах молодой жены (Ким), которая впервые за пять лет получила возможность провести время отдельно от мужа. Она встречается с тремя подругами в разной стадии отношений — после развода, в момент разрыва и уже глубоко в замужнем состоянии. Разговаривают они, впрочем, не только о любви и границах (про это Хон Сан Су снял великий фильм «Ты сам и твое»), но и о выборе приоритетов: кто важнее — бродячий кот или новые соседи, которые боятся кошек, сытый желудок или жизнь бычка, которого убивают ради шашлыка, тесность родства или простор для работы и жизни?

    Подробнее о фильме Купить билет
  • Старшеклассница Отем (Сидни Флэниган) беременна, но в родном городе ей не к кому обратиться: одноклассники обзывают «шлюхой», родители явно не поймут, делать аборт в местной поликлинике тоже не вариант. Тогда девушка с лучшей подругой едут в Нью-Йорк, чтобы операция свершилась там. Отмечать сходство «Никогда…» с румынским фильмом «4 месяца, 3 недели и 2 дня» — общее место, но про подростковую беременность и сопутствующие сложности не так много громких фильмов (и, вероятно, картин вообще). Элиза Хиттман пару лет назад заявила о себе «Пляжными крысами» — фильмом об осознании гомосексуальности в среде гомофобных гопников, — а теперь закрепила статус восходящей звезды американского инди. «Никогда…», как и анкета, которую приходится заполнять Отем, состоит из дежурных будто бы моментов, но каждый из них эмоционально окрашен: большинство встреч с мужчинами (дома, на работе, в пути) содержат сомнительные намеки, а преодолевать препятствия приходится с тихим раненым достоинством, которым и полнится картина. Гран-при жюри («Серебряный медведь»).

    Подробнее о фильме
  • «Маугли» — полнометражный игровой дебют документалиста Бассама Тарика, рассказывающий о пакистанском рэпере по прозвищу Зед (Риз Ахмед), которого ожидает прорыв в карьере, но скашивает наследственная болезнь. Чувство физической беспомощности, противоречащее брутальной браваде Зеда на сцене, заставляет рэпера задуматься о корнях: в конце концов, вопросы крови касаются не только организма, но и семьи, и страны, из которой вынужденно мигрировал его молчаливый отец. «Могул Маугли» стягивает в один эмоциональный узел сюжеты о творчестве как способе самоидентификации, о теле как хранилище прошлого и культуры, а также о недопонимании поколений, где для одних важна внешняя успешность, а другие уже стремятся к внутренней гармонии. Слабые стороны картины, которая местами слишком иллюстративна, местами не докручивает тему до более внятной артикуляции, частично уравновешивает энергичный перформанс Риза Ахмеда, давно заслуживающего большего количества солирующих ролей.

    Подробнее о фильме
  • Бар «Эдди»
    Мюзикл

    Показанный под закрытие фестиваля сериал Дэмиена Шазелла («Одержимость», «Ла-Ла Ленд») про джаз-клуб в Париже. Шазелл (хотя он и значится одним из создателей проекта, снял только первые две серии — те, что показали в Берлине) остался верен себе: главные герои — профессиональные музыканты и увлеченные любители музыки, место действия — клуб The Eddy (в оригинале сериал в честь него и назван), жанр — музыкальная драма. Сценарий написал британский драматург Джек Торн, посвятивший жизни социального дна не один сериал. По сюжету дела у клуба идут неважно, прямо за его входными дверями начинается криминальный Париж с торчками, барыгами и неприветливыми мигрантами. Но музыка (и в целом звуковой ряд — речь, сирены скорой помощи, гудки проезжающих машин, лай собак, — который много значит в восприятии шоу) все меняет. Джазовую, джем-сейшен-поэтику отражает ручная камера, на которую (и отчасти на пленку) был снят сериал. Посетить The Eddy можно будет 8 мая, когда он выйдет на Netflix.

    Подробнее о фильме