За последние три года русский рэп здорово прибавил в популярности — а еще и значительно изменился по сути и духу. Одним из зачинщиков этих перемен оказался житель Москвы Глеб Голубин, на тот момент — 18-летний студент журфака МГУ. Взяв псевдоним Фараон и сгруппировав вокруг сообщество под названием Dead Dynasty, он заявил о себе мрачным клауд-рэпом, в котором было много тоски, безысходности, агрессии и типично юношеских переживаний. В 2015-м его музыку принимали в штыки консервативные слушатели рэпа, а хейтеры лили яд в комментах. Но время все расставило по местам: в 2018-м Фараон — одна из главных фигур местной рэп-сцены, а его звучание, когда-то такое непривычное, — канон, норма и стандарт, который держат в уме представители следующего поколения.
Little Big появились на радарах пять лет назад с клипом «Everyday I'm Drinking» — занимательной клюквой на тему национальных стереотипов, создатели которой явно разбирались в виральности. Пять лет спустя о них рапортуют Noisey и Vice, они турят в Европе, их бешеные неистовые видеоклипы без усилий собирают миллионы просмотров на ютьюбе, а отличающиеся зашкаливающей энергетикой концерты в крупнейших залах Москвы проходят с солдаутами.
«Трек «Равнодушие» — настоящий хит, который должен дать серьезный толчок их карьере», — обещала «Афиша» чуть больше года назад. Игра ускорилась: альянс дуэта «Мальбэк» c украинской певицей Сюзанной превратил их в легитимных новых поп-звезд. «Есть ощущение, что в небольших клубах вроде Powerhouse им осталось выступать очень недолго», — сообщали мы. Так и вышло.
Фрешмен из Владикавказа заработал контракт с лейблом Басты «Газгольдер» чрезвычайно заедающим треком про осьминога в медузе. А начинал он, разумеется, с минорного депрессивного рэпа — тяжелых саундтреков российской провинции. Дебютный альбом «Эйа» дал понять, что Матранг радикально отличается от прочих рэперов, оседлавших прямой бит. Очень много шансов, что, когда пена осядет, а читка под дип-хаус всем надоест окончательно, он останется.
Алмас Гатауллин, уроженец Уфы, два года назад выпустил удивительный альбом «May 13», который, впрочем, не привлек к нему внимания широких масс. А зря: модный альт-RʼnʼB с теплым вокалом мог напомнить сочинения Фрэнка Оушена, перенесенные на российскую почву. Зато талант Томаса разглядели представители русской рэп-сцены. По меньшей мере десяток из них записали с ним совместные треки (а Яникс и вовсе совместный мини-альбом). А один — Оксимирон — пошел дальше и подписал контракт. С прошлого года менеджментом Томаса Мраза занимается его компания Booking Machine, что положительно отразилось на гастрольном графике. В 2018-м у Томаса на повестке выход альбома. Оксимирон нагнетает ожидания — пишет, что мы к такому релизу совершенно не готовы и намекает на фит, а то и не один.
Творчество Антохи MC можно отнести к рэпу только по формальным признакам — талантливый одиночка с трубой и драм-машинкой действительно использует речитатив, но находится абсолютно вне рэп-сцены с ее агрессией, баттлами и мачистскими ценностями. Под кустарные ламповые биты Антохе удается запечатлеть потаенные мотивы российской действительности — звучит это местами тревожно, но правдиво, хотя чаще всего в треках артиста сквозят оптимизм и добрая и позитивная энергетика от непростой, но увлекательной жизни вокруг.
«Пасош» вместе со своим отвязным гаражным панк-звучанием и песнями про одновременно беспечную и тревожную молодость числится среди лидеров новой волны российской рок-музыки. За счет необычных аранжировок и искренних оригинальных сюжетов их альбом «Каждый раз самый важный раз» стал одним из наиболее интересных релизов прошлого года. Сейчас группа устраивает мини-тур в честь выпуска клипа на песню «Фастфуд».
Flesh идет по стопам еще одного недавнего фрешмена Lizer — создает модный эмо-рэп с мягкими футуристичными битами, глючной веб-эстетикой и рассказами о собственных болезненных переживаниях. Преодолев консервативные инстинкты, любители старой школы могут найти в его главных хитах необычную гипнотизирующую притягательность. Однако станет ли Flesh большой звездой — вопрос пока открытый.