Футуристические куклы сестер Екатерины и Елены Поповых сильно отличаются от привычных пупсов и Барби. Они созданы на стыке хай-тека и трансгуманизма и напоминают антропоморфных богинь XXI века. Художницы спорят с общепринятыми эталонами красоты: создают моделей с выступающими ушами и неровными зубами, удлиняют им шею и увеличивают суставы, показывая, что именно изъяны делают людей уникальными. Постоянно появляясь в Vogue, The New York Times, Huffpost, Infringe и японских изданиях, они отражают представление о том, каким человек кажется, какой он есть и каким мог бы быть. На выставке представлено более 20 кукол разных лет: от амазонок и гейш до татуированных «под гжель» школьниц, а также видеоролики с участием этих героинь и их снимки.
На выставке представлены работы нидерландского художника Виллема ван Вигеля, известного своим необычным кинетическим искусством. Сложные мобильные конструкции издалека напоминают геометрические абстракции на белом холсте. Художник скрывает от наблюдателя механизмы на оборотной стороне, чтобы ничего не отвлекало от визуализаций хода времени. Весьма иронично, что у работ оно пролетает совсем незаметно: металлические элементы непрерывно движутся, образуют различные узоры и словно гипнотизирует. Также специально для выставки Вигель создал масштабную иммерсивную скульптуру из напоминающих деревья мобильных конструкций: перемещаясь среди них можно ощутить себя частью этого непрерывного хода времени.
В начале ХХ века художники заинтересовались азбукой как неким жанром искусства, и с тех пор появилось немало творческих интерпретаций этой, казалось бы, простой книжки. В K Gallery осуществили давнюю задумку и собрали художественные «АБВГДейки» разных лет. Представлены как знакомые многим с детства азбуки Александра Бенуа и Владимира Маяковского, так и редкие издания. Например, оригинальная «Азбука „Мира искусства“» Мстислава Добужинского и неизданные работы Веры Ермолаевой и Александра Самохвалова. А еще рисунки Ильи Кабакова к книжке Анатолия Маркуши и современные путеводители по городам Александра Флоренского.
Выставочный дуэт российской и финской художниц Устины Яковлевой и Сильвии Явен в галерее Anna Nova посвящен пограничным состояниям и психогеографии северных земель. Впервые они встретились на острове Котлин, который одновременно разделяет и объединяет Россию и Финляндию. И вдохновившись его средой, отправились в Кронштадтскую арт-резиденцию, где под кураторством Анны Заведий создали серию совместных видеоработ в жанре мокьюментари. С помощью поэтических метафор и личных переживаний художницы рассказывают о встрече двух странников в окруженной морем «башне». Также в экспозиции реконструировали традиционный скандинавский пейзаж — с парящими горами и снежными долинами. Его дополняют арт-объекты из природных материалов: например, стеклянная инсталляция из раковин моллюсков, найденных на берегу Финского залива. Это на первый взгляд несколько сказочное воспоминание — на самом деле серьезное философское размышление о границах идентичности.
Живописец и график Вячеслав Пакулин — младший современник авангардистов Казимира Малевича и Кузьмы Петрова-Водкина. В ранних работах 1910-х — начала 1920-х годов художник подражал их творчеству и использовал приемы кубизма. А в годы блокады Ленинграда создал десятки пейзажей в духе импрессионизма. Эти работы стали своего рода летописью того тяжелого времени и затем участвовали во многих выставках Русского музея, посвященных Великой Отечественной войне. Однако ретроспективу Пакулина о поисках стиля здесь показывают впервые: в экспозицию вошли около 200 живописных, графических и театральных произведений из петербургских музеев и частных коллекций.
Московский Музей AZ привез в Петербург один из своих самых успешных проектов — выставку художников-шестидесятников, посвященную непарадному портрету в отечественном искусстве ХХ–ХХI веков. В экспозицию вошли более 90 работ с «лицами». Это и традиционные портреты, и более необычные — эмоциональные, гротескные, а порой и вовсе нечеловеческие версии. В числе авторов, конечно, главный герой Музея AZ — Анатолий Зверев, а также Дмитрий Плавинский, Владимир Немухин, Владимир Янкилевский, Олег Целков, Михаил Шемякин, Марлен Шпиндлер, Наталья Турнова и другие представители московского неофициального искусства.
Русский художник Александр Рубцов в 1914 году отправился в пенсионерскую поездку от Академии художеств в Тунис и потом из-за Первой мировой и революции не смог вернуться в Россию. Он обосновался в пригороде Туниса и стал зарабатывать портретами на заказ. Также художник путешествовал по Алжиру и Марокко, запечатлел пески Сахары и горы Атласской гряды. На североафриканских пейзажах он передавал восточный колорит — изображал элементы мавританского фольклора и арабского быта — и прославился этими экзотическими и красочными работами во французских кругах в 1920-е годы. Рубцов стал ежегодно выставлять свои работы во Франции, а также был награжден орденом Французской академии художеств. Большая часть работ Рубцова сейчас принадлежит российскому бизнесмену родом из Туниса — Меди Дуссу. Для выставки в Русском музее привезли около 80 картин и рисунков из его коллекции. Их впервые покажут в Петербурге — на родине художника. Для контекста в экспозиции также представлены предметы восточного быта и работы академических преподавателей художника — Яна Ционглинского и Дмитрия Кардовского — из коллекции музея.
Юнус Сафардиар известен оригинальными скульптурами, созданными с помощью новейших технологий: например, стеклянной глыбой всадника в аэропорту Новосибирска и великанами в светящихся саркофагах в башне «Федерация». На выставке в музее «Эрарта» он экспериментирует с форматом и представляет скульптуры и видеоинсталляции, фиксирующие динамические состояния, например, как сидящая на цветке бабочка трансформируется в жуткую химеру. По задумке художника, если не отрывать взгляда от этого процесса превращения, химера не покажется зрителю отвратительной — он будет продолжать видеть в ней бабочку, а глядя на других бабочек, угадывать в них химер. Способность видеть эти превращения одного в другое художник называет «океаническим» чувством вечного и посвящает его поискам весь свой проект.
В Концертном зале Мариинского театра показывают работы мастера балетной фотографии Валентина Перельмутера. Он 20 лет снимал труппу театра, начиная с 1977 года: его моделями были Ирина Колпакова, Галина Мезенцева, Габриэла Комлева, Татьяна Терехова, Ульяна Лопаткина, Фарух Рузиматов, Константин Заклинский и другие. Перельмутер имел к танцорам неограниченный доступ, снимал их на спектаклях и репетициях, за кулисами и во время балетных классов. А затем экспериментировал в фотолаборатории — использовал мультиэкспозицию, фотомонтаж, комбинированную печать и фотохимию. Помимо балетных снимков, Перельмутер представляет на выставке книгу воспоминаний о том времени и своей работе.
В Главном штабе Эрмитажа показывают работы Сергея Русакова — одного из ведущих художников Императорского фарфорового завода. Представлена не только посуда, но и фарфоровые панно, скульптуры, инсталляции и авторская графика. В них Русаков рассказывает истории мастеров завода, который работает в Петербурге уже более 275 лет. Центральная инсталляция посвящена его основателю — первому русскому фарфористу Дмитрию Виноградову. Кроме того, художник знакомит с редкими, уже забытыми техниками и раскрывает секреты работы с этим хрупким материалом.