Куда пойти на майских: выставки в Москве

30 апреля 2022
Длинные выходные — отличный повод сходить на хорошую выставку. Собрали варианты на любой вкус: от новооткрытых полотен авангардистов до пространственной экранизации романа Пепперштейна. Особенно советуем обратить внимание на проекты, которые работают последние недели.
  • Новооткрытые работы Фешина, Машкова и Кандинского

    В Музее русского импрессионизма реконструируют передвижную выставку авангардного искусства 1921 года в Советске. На ней собрали 322 работы новейшего на тот момент искусства и затем на телегах повезли их по другим городам Вятской губернии. Из-за плохой погоды и финансовых проблем картины застряли в Яранске и пробыли здесь почти 100 лет. Только в 2017 году в местном краеведческом музее искусствовед Андрей Сарабьянов обнаружил треть работ из потерянного собрания. Впервые их показали на одноименной выставке в екатеринбургском «Ельцин-центре» в 2020 году, а теперь новооткрытые полотна привезли в столицу. Среди работ — картины Николая Фешина, Ильи Машкова, Василия Кандинского, Александра Родченко, Надежды Удальцовой и других авангардистов. С помощью них можно проследить, как менялась живопись в начале XX века: от экспериментов с реализмом и увлечения модернистскими течениями до абстракций. И, конечно, уже по традиции музея, послушать запах некоторых полотен (отодвинув специальные заслонки) — например, парфюмерный букет с нотами розы, металла, пачули и коньяка, вдохновленный «Валетом червей» Ольги Розановой.

  • Костюмы, гитары и рисунки Цоя в экспериментальном оформлении

    Первая масштабная экспозиция о творчестве Виктора Цоя приурочена к 60-летию легендарного музыканта. Его личные вещи для выставки предоставили около 100 правообладателей — сын и отец Цоя, гражданская жена Наталья Разлогова, Джоанна Стингрей, Рашид Нугманов и другие. Для экспозиции воссоздали культовый образ с полурасстегнутой черной курткой и впервые с 1990 года собрали в одном месте три гитары Цоя. А еще представили рисунки музыканта на кухонной клеенке и упаковочном поролоне, которые напоминают яркие примитивистские граффити Кита Харинга. Выставка подкупает не только собранием вещей, но и необычным оформлением от бюро Planet 9. Здесь воссоздали «Камчатку» — котельную, где Цой в начале карьеры работал кочегаром и выступал с группой «Кино», — и пофантазировали, как бы выглядел павильон для съемок киберпанк-боевика «Цитадель смерти» с музыкантом в главной роли, не состоявшихся из-за его смерти. Перед входом на выставку каждому выдают большие наушники и смартфон. С помощью них словно с кассет можно послушать песни группы «Кино» и посмотреть фрагменты фильмов «Игла» и «Асса».

  • Ремейк выставки 20-летней давности, дополненный научными открытиями

    Масштабная выставка, посвященная Древнему Египту, заняла почти все Главное здание Пушкинского музея. Впервые посетители увидят все десять мумий из собрания музея. Также на выставке представлены саркофаги, погребальные пелены, скульптуры, фаюмские портреты и маски — всего более четырехсот экспонатов, связанных с погребальными практиками и верой древних египтян в загробную жизнь. Выставка получилась еще масштабнее той, что в музее проводили 20 лет назад. Более того, в экспозиции рассказывают о последних научных исследованиях мумий, которые провели в Курчатовском институте с помощью цифровых технологий. Ученые увидели их скелеты и механизм пеленания, узнали пол, возраст и выяснили, что мумии не соответствуют своим саркофагам. Скорее всего, это проделки антикваров XIX века, жаждущих подороже продать экспонаты.

  • 60 версий высокотехнологичного будущего от российских и иностранных художников

    В честь 25-летия московский Мультимедиа-арт-музей проводит новую международную биеннале «Искусство будущего», которая заняла все семь этажей музея. Здесь собрали 60 проектов российских и иностранных художников, которые используют в работе 3D-анимацию, нейросети, виртуальную и дополненную реальность и другие новые технологии. Они размышляют о том, как прогнозируемая четвертая промышленная революция — масштабная цифровизация реальности и распространение искусственного интеллекта — повлияют на повседневную жизнь, сознание и структуру общества в будущем. Например, эмоциональный контакт человека с нейросетью иллюстрирует кинетическая скульптура международного арт-коллектива Random International: 200 маленьких подвижных зеркал складываются в различные формы, когда к ним приближается человек. В цифровой инсталляции «Принцесса Турандот» российский коллектив AES+F представляет свою утопическую версию будущего, в котором нет гендерных конфликтов и любят друг друга не только люди, но и андроиды. Кроме того, на выставке есть «Евангелие» с электронным интерфейсом, скульптура человека будущего, которому с помощью технологий информация поступает прямо в мозг, работы на тему перепотребления и экологических проблем. И наблюдая за этими проектами, каждый может поразмышлять сам, каким может быть высокотехнологичное будущее.

  • Эталон античной живописи в последней трети XIX века

    Генрих Семирадский — крупнейший мастер европейского академизма и поляк по происхождению, который учился в Харькове и Петербурге и большую часть жизни работал в Италии. Современники называли его последним классиком искусства XIX столетия. Семирадский изображал античные образы и сюжеты так правдоподобно, что впоследствии по его картинам писали литературные произведения и снимали фильмы об античности. На выставке в Новой Третьяковке представлено около 100 работ Семирадского и мастеров его круга из российских и зарубежных собраний. Графику, живопись и скульптуру второй половины XIX века дополняют работы современных художников — произведения авторов «Новой академии» Тимура Новикова и фотографии Тимофея Парщикова «Times New Roman».

  • Декоративные картины Боткина, скульптуры Голубкиной и плакаты Бакста

    Выставка в Третьяковской галерее продолжает досрочно завершившийся проект «Русский модерн: на пути к синтезу искусств». Здесь вновь можно увидеть работы художников начала ХХ века: Федора Боткина, Александра Головина, Константина Богаевского, Исаака Бродского, Анны Голубкиной и других любителей декоративности. Помимо живописи и скульптуры, на этот раз также показывают рекламные плакаты и афиши того времени, оформленные в модерновом стиле. Многие именитые художники — Лев Бакст, Иван Билибин, Сергей Судейкин — переносили свой художественный язык на плакаты и страницы журналов, чтобы сформировать массовой вкус. Представленные иллюстрации крупнейшего в то время в России журнала «Нива» и афиши выставок, спектаклей, поэтических и музыкальных вечеров передают атмосферу динамичной городской жизни этой эпохи.

  • Первая ретроспектива советского нонконформиста

    Московский музей современного искусства совместно с Tsukanov Family Foundation проводит первую полномасштабную ретроспективу одного из лидеров советского нонконформизма Олега Целкова. Восемь разделов охватывают весь творческий путь художника с 1950-х по 2020-е годы, в них представлено более 100 произведений из 25 частных и музейных собраний России, Франции, Германии, Швейцарии и США. В первых работах Целков возвращается к кубофутуризму и фовизму — подражает Матиссу, Кончаловскому и Малевичу, призывая других художников отказаться от прославляющего идеологию соцреализма. А в 1960-х годах он начинает формировать собственный стиль: создавать знаменитые «рожи» — обобщенные портреты безликой и ведомой массы. Однако в отличие от других художников-нонконформистов Целков постепенно уходит от критики тоталитаризма и начинает смотреть в саму суть личности современного человека.

  • Имитация зданий из старой мебели и архитектурная живопись

    Классик российского современного искусства Валерий Кошляков создал проект «Domus Maxima» специально для Музея архитектуры имени А.В.Щусева. Это 60 живописных панно, объектов и видеоматериалов, вписанных в пространство усадьбы XVIII–XIX веков — подходящее сочетание для разговора о том, какое место в современной жизни занимают классическая культура и архитектура. Каждый из восьми залов посвящен отдельной теме: культурные символы Европы и порталы соборов и церквей как вечные источники вдохновения, архитектурные утопии и фантазии, интерьеры, русская архитектура, модернизм и современный постмодернизм. Вдохновляясь архитектурными проектами этих эпох, Кошляков создает большие живописные панно и помещает рядом с ними обломки старинной мебели, найденной на улицах Парижа, — наглядная демонстрация того, как восприятие зданий меняется в зависимости от среды вокруг.

  • Пространственная экранизация «МЛК» о постсоветской культуре

    Новая групповая выставка в Центре Вознесенского — это «пространственная экранизация» культового постмодернистского романа Сергея Ануфриева и Павла Пепперштейна «Мифогенная любовь каст» о галлюцинаторных приключениях парторга Дунаева-Колобка во время Великой Отечественной войны. Произведения искусства на ней выступают в качестве кинодекораций или монтажных листов. Их по просьбе Пепперштейна создали более 30 современных российских художников — Андрей Монастырский, Сергей Ануфриев, Владимир Сорокин, Елена Елагина, группа «ППСС» и другие. Они брали за основу сцены и персонажей романа и помещали их в новые смысловые контексты. Посмотрев на этот противоречивый роман глазами художников, можно что-то понять для себя о столь же противоречивой постсоветской культуре, которая соединила в себе народное, советское и западное.

  • Созвучные времени работы Рембрандта, Чекрыгина и Гойи

    В Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков проходит выставка, созвучная времени, — показывают работы Рембрандта, Франсиско Гойи, Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга, посвященные размышлениям человека о вечных противоречиях мира и конечности бытия. Поздние офорты Гойи и рисунки углем Чекрыгина связаны с личными переживаниями художников из-за гражданских войн. А в «Деревенском цикле» Штейнберга, который состоит из портретов жителей его родной деревни, размышления о земле и религии сопряжены с переживаниями об уходе каждого человека. Однако надежда есть: экспозиция завершается поздними офортами Рембрандта, на которых сферы земли и неба словно смыкаются, образуют «всемирное пространство» и обещают спасение.

  • Часть международного фотопроекта о жертвах холокоста

    Международный фотопроект «Лонка» начался в 2018 году: после смерти одной из жертв холокоста Элеоноры (Лонки) Насс ее дочь Рина Холландер предложила профессиональным фотографам сделать портреты евреев, тоже переживших преследования нацистов, и записать их воспоминания, пока такая возможность еще есть. Более 300 фотографов из 30 стран поддержали идею, например, Алек Сот, Жиль Пересc, Эли Рид, Эд Каши и Джейн Эвелин Этвуд, и их число продолжает расти. Для российской выставки отобрали больше 60 зарубежных снимков и попросили российских фотографов тоже присоединиться к «Лонке». Егор Заика, Ольга Изаксон, Мария Груздева и Анна Шмитько сделали портреты нескольких соотечественников, переживших Холокост, среди них — драматург Александр Гельман и режиссер Кама Гинкас.

  • Нетипичная для художника серия работ с морскими пейзажами

    На двухэтажной персональной выставке Владимира Дубосарского в галерее ilona-K Art Space показывают две серии картин художника, который относит себя к поколению дедушек в современном российском искусстве. В серии «В мире животных» представлены характерные для Дубосарского яркие гротескные масштабные полотна. На них обезьяны, жирафы, крокодилы и динозавры обживают человеческие квартиры, а люди существуют лишь на поп-арт-плакатах в интерьере. Серия «1001 вид моря», напротив, не вписывается в общепринятое представление о художнике. Это многочисленные вариации одного и того же морского пейзажа — воды и неба — в восточной традиции Хокусая, которые художник называет своей медитацией и создает довольно давно, но показывает впервые. Выставку называют пилотной и обещают продолжение «Дедушкиных сказок» Дубосарского, может быть, и с новыми альтер эго.

13 не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
13
не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
13 не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы
Вечеринки на выходные в Москве и Петербурге: день рождения «Мутабора» и две бочки в «Изиче»
Вечеринки на выходные в Москве и Петербурге: день рождения «Мутабора» и две бочки в «Изиче»
Вечеринки на выходные в Москве и Петербурге: день рождения «Мутабора» и две бочки в «Изиче»
10 лучших романтических аниме
10
лучших романтических аниме
10 лучших романтических аниме
Лучшие российские комедии
Лучшие российские комедии
Лучшие российские комедии
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость