Феномен большой популярности американского клауд-рэпа в России еще только предстоит осмыслить, и Кевин Пуя — одна из системообразующих фигур этого явления. Его нет в американских чартах, его инфополе на родине находится строго в пределах социальной сети Soundcloud, что не мешает ему регулярно давать концерты у нас. При этом делает он характерный для жанра замедленный рэп без особого грува, но со страстью, перегруженными басами, печальными гитарными переборами и эстетикой, отсылающий к альтернативному року.
Символ шведской пауэр-метал группы Hammerfall — бронированный воин-храмовник с тяжеленным молотом, своего рода собирательный образ героической и маскулинной тяжелой сцены. Коллектив выдает эталон боевого возвышенного звучания с мощными гитарами и среднетемповыми барабанами. Дискография формации состоит из эпичных гимнов воинской славе, призывов восстать против мифических сил зла, а также трепетных сентиментальных баллад.
«Красную шею не спрячешь за длинными волосами» — поет в одном из своих треков рэпер из Алабамы Yelawolf. Среди обладателей красных шей артист провел большую часть своей жизни: реднеками в Америке чаще всего уничижительно называют консервативных, грубоватых и простых работяг как раз из родных для Yealwolf краев. Именно проблемам и чаяниям американского Юга посвящены многие из его композиции, а в качестве аккомпанемента у Yelawolf работает броский рэп новой школы, рок-хуки и акустические кантри-переборы — не зря последний альбом Yelawolf называется «Ghetto Cowboy». К слову, предыдущие три лонгплея музыканта вышли на лейбле его друга и коллаборатора Эминема.
Участник Московского ансамбля современной музыки Михаил Дубов — вероятно, самый эрудированный специалист по новой академической музыке для фортепиано. На сольном концерте он сыграет довольно доступные партитуры, которые при этом определили музыкальные эксперименты ХХ века: сочинения сразу двух французских импрессионистов, Дебюсси и Равеля, и эталон духовного авангарда, органный «Небесный пир» Мессиана. Из совсем новой музыки — «Хоральная мечта» Эскеша для органа и фортепиано.
Группа «Сказы» могла бы стать востребованным культурным экспортом на Западе, ведь все составляющие подобного успеха вроде как на месте: фактурное звучание со скрипкой, контрабасом и аккордеоном, тексты и музыка, совмещающие фольклор и авангардные традиции отечественного рока, харизматичный фронтмен, в конце концов. В свое время коллектив начинал с хардкора и, видимо, даже в своем современном экспериментальном изводе обречен на андеграундное существование. Расстраиваться из-за этого не нужно, лучше купите билет на концерт.
Moscow Music School запустилась два года назад на волне небывалого интереса к новой российской музыке — с целью выпускать в мир самых ярких фрешменов момента. Что получается из этой затеи можно оценить уже в конце февраля на первом публичном шоукейсе школы. Обещают презентацию лучших треков, созданных во время обучения в MMS, а также участие двух десятков молодых музыкантов — кто-то из них отыграет первый лайв в своей жизни. По жанрам уже обязательная эклектика: от лощеного попа и электроники до взвинченного панка.
Borusiade — представительница новой румынской волны в музыке. Артистка начинала с релизов на Cómeme и Cititrax, потом доросла до остгуттоновского саблейбла Unterton, а последний альбом «Fortunate Isolation» выпустила на американском импринте, специализирующемся на околоиндастриале, Dark Entries. На разогреве у Borusiade свой сет отыграет резидент System 108 — Kovyazin D. Вход по регистрации.
Томми Кэш — стопроцентный продукт современной веб-культуры с ее мемами, постправдой, графичным контентом, агрессивным цинизмом и неутолимым желанием веселиться. Как и Die Antwoord эстонский рэпер делает ставку на эпатаж — только ориентируется он не на табуированные фантазмы сознания, а на интернет и популярные медиа. Песни артиста посвящены глючности, мерзости, отчаянию и веселью современной жизни. Хлесткий речитатив сопровождается мощными битами на стыке рейва и клауд-рэпа. Кэш мастерски ловит веяния эпохи — отсюда и дуэты с Little Big, IC3PEAK, Charli XCX и Modeselektor.
Интересно, что в России, где существует довольно много известных в мейнстриме панк-групп («Тараканы!», «Наив», F.P.G.), именно молодая команда «Порнофильмы» точнее всего попала в нерв времени. Пока ветераны сцены воевали с абстрактной «системой» или предавались анархистскому угару, этот коллектив начал записывать резкие и громкие панк-боевики с очень прямолинейными текстами о бедственном положении дел в стране. «Порнофильмы» с самого начала оказались чутки к классовой идеологии панка — поэтому сейчас их концерты запрещают власти, популярность группы растет, а ее протестные мобилизующие гимны привлекают все больше людей.
Юлия Zivert появилась на радарах любителей поп-музыки в 2017-м — весной того года певица выложила клип на ироничную песню «Чак» на своем ютьюб-канале. С тех пор она успешно показала себя в разных амплуа: в ее творчестве встречались томные и драматичные песни для радио, треки с отсылками к ретро и уже традиционные для форматной музыки новой школы хаус-поп-бэнгеры. В прошлом году Zivert представила дебютный полноформатный альбом в «Главклубе», а теперь отправляется покорять еще более вместительную площадку.
Арсений Несатый по исполнительским меркам — фрешмен, но вообще-то в русском рэпе он давно. Будучи битмейкером, Saluki вместе с Фараоном и Boulevard Depo создавал Dead Dynasty, написал музыку к хиту «5 минут назад», а потом ушел из объединения и сам подошел к микрофону. Музыку Saluki легко назвать битмейкерским рэпом: он не столько про игру со словом, сколько про исследования звука и внимание к деталям. Кажется, Saluki точно должен понравиться слушателям Скриптонита.
«Машина времени» — группа, для которой действительно излишни любые описания. «Поворот», «Пока горит свеча», «За тех, кто в море» — эти и другие песни знакомы каждому жителю страны с детства. Но считать «Машину времени» исключительно группой прошлого все же не совсем правильно: все 50 лет существования Макаревич и компания исправно записывали новые песни — даже в 2018 году у коллектива вышел мини-альбом. В 2019 группа решилась на тур, масштабы которого под силу даже не всем молодым: в программе гастролей заявлено пять континентов, а продлятся они до конца 2020-го.
Творчество группы «Зарница» похоже на манифест, выступающий против рутины серых будней. Бороться с апатией предлагается сабантуем, весельем, дружбой и пьянством. Понятно, что за все хорошее нужно расплачиваться — истории на эту тему у «Зарницы» также присутствуют. В стилевом отношении «Зарница» исполняет взрывной танцевальный панк с нотками эмо-музыки — впрочем, на последнем альбоме «Нюанс» последнее оказалось вытеснено простыми, усиливающими драматизм синтезаторными партиями. На ближайшем концерте команда представит свою первую за пару лет запись — красочный и обаятельный сингл «Эмо-ревайвал», убедительно доказывающий, что «Зарница» находится в отличной форме и все также отстаивает наше право веселиться назло бездушному капитализму.
В России нужно долго жить и много работать — история группы «Трипинадва» как будто подтверждает данный тезис. Появившись в 2009 году, этот девичий дуэт обаял слушателей комнатным укулеле-дрим-попом, песней про друга-динозавра и атмосферой теплого, немного игрушечного уюта. После десяти лет существования в камерном режиме у коллектива появился продюсер, единомышленники и контракт с мейджором Universal Music. Формация записала свои новые и старые песни, выпустив их на долгожданном дебютном альбоме «Всегда». С музыкантами и профессиональным оборудованием их звучание стало объемнее и богаче, впрочем, не растеряв своих мечтательных и добрых интонаций.
С одной стороны, белорусская альтернативная команда Nizkiz тяготеет к привычным, несколько растерявшим энергетику форматам рок-музыки нулевых: куплет-припев, много лирики, никакого новомодного сленга, электроники или резких движений. С другой стороны, даже такую музыку артистам удается сделать интересной и актуальной — высокий уровень продакшена и собственный стиль ощущается как в песнях, так и в клипах группы. Многие песни Nizkiz поются на белорусском языке — и в данном случае это скорее интересная особенность, чем проблема.
В австралийке с синими волосами Элисон Уандерленд легко признать поп-певицу, и тем удивительнее выяснить, что она, в общем-то, никакая не певица, а диджей. Ее музыка — это то, что обычно инструментально сопровождает рэп сегодняшнего дня, но при этом выведено на максимум. Это хлесткие дропы, беспощадно лупящие басы и стрекочущий бит. Нелишнее дополнение всему перечисленному — изобретательный визуальный ряд на живых выступлениях и такие же затейливые клипы.
Участники Melechesh называют себя изобретателями «месопотамского метала»: эпилептическую жуть блэка они обогащают ассирийской мифологией — вместо тьмы и разложения этот мир охвачен беспощадным солнцем, песчаными бурями и проклятиями жестоких богов. Изначально коллектив придерживался канонических тремоло-гитар и интенсивного звучания, однако на последнем альбоме «Enki» музыканты сделали ставку на мелодичный дэт-метал, усилив зрелищность и размах своих историй.
«ОУ74» представляют собой рэп в его изначальной сути — уличную музыку, неотделимую от социального высказывания. Биты у формации серьезные и пасмурные, как и лица участников на черно-белых фотографиях. Треки посвящены опасной городской изнанке, несправедливости, верности своей банде, употреблению веществ. В последние годы такая музыка звучит несколько ретроградно. С другой стороны, для многих слушателей именно подобный олдскульный подход кажется эталоном жанра.
Москвич в «африканской» маске кота Woodju числится среди самых ценных находок лейбла «Абстрасенция». Продюсер создает живописные электронные коллажи с дождливыми пустотами постдабстепа, увесистыми битами и декором из семплов, заимствованными из глитч-хопа. С начала карьеры его пасмурный минимализм оброс ломаными мелодиями и пестрым и более сбивчивым антуражем, но музыка эта сделана, скорее, чтобы погрустить и помечтать, чем разогнаться.
Фестиваль World of Drum & Bass переносит прямиком в 2000-е: времена, когда ломаные ритмы звучали в «сони-эрикссонах» одноклассников и собирали стадионы на нескольких фестивалях. За прошедшее десятилетие с лишним драм-н-бейс подрастерял звание главной стадионной электроники в стране, но верных жанру людей осталось много. Как подтверждение — World of Drum & Bass пройдет в немаленьком клубе Arena. Организаторы обещают 11-часовое «рейв-безумие» и световое шоу.
Петербуржцы m_division 10 лет создавали герметичное, но преданное и убежденное техно-комьюнити — и, наконец, расширяют свою российскую географию. Сетами хедлайнеров московской вечеринки можно сносить микрорайоны: грузный стиль Takaaki Itoh определил японскую клубную сцену на 20 лет вперед, осевший в Берлине американец Phase Fatale доводит шершавый электрический треск до эйфорических состояний, а итальянец Marco Shuttle как-то сочетает грязное техно с акустическими глубинами эмбиента. Выступления всех музыкантов 10-летия m_division займут весь уик-энд — до ночи первого понедельника марта.
Babymetal — еще одно хитроумное изобретение дальневосточной фабрики по производству поп-идолов (на этот раз японской, а не корейской): группа из двух миловидных девушек, которая исполняет фьюжн из кей-попа и тяжелой музыки. Безотказные цветастые мелодии усиливаются мощными ударами спид-метала и бласт-бита, любовные страдания уступают место борьбе со злом и ярким наступательным боевикам. Все это — при поддержке эффектных дропов, живописных эстрадных проигрышей и совмещенных с пением марафонских танцев.
Один из хайлайтов микстейпа Фараона «Pink Phloyd» — эйфорический фальцет в песне «Порнозвезда»: на самом деле он принадлежит Noa, R’n’B -певцу, одному из самых голосистых людей на местной рэп-сцене. Впрочем, примечать его только лишь по коллаборациям с Фараоном будет несправедливо: у Noa есть несколько альбомов нестыдного и сделанного с толком R’n’B на русском — причем местами удивительной красоты. Почему Noa не стал (в плане масштабов успеха) кем-то вроде местного Фрэнка Оушена — вопрос риторический, конечно.
В конце 90-х группа «Маша и медведи» покорила публику наэлектризованной смесью из гранжа и этники. Их первые два альбома запомнились драматичными рок-историями, триповой поэтикой и харизмой фронтвумен Маши Макаровой. В нулевые группа самораспустилась, а уже в десятые несколько неуклюже пыталась вернуться в строй и вот наконец-то вновь достигла отличной формы. С музыкантов как будто смыло пелену наследия «Нашего радио»: судя по новому мини-альбому «Пиф-паф», группа Макеевой скорее ближе к классическим вещам группы «Дети Picasso» с их живописными фолк-мотивами, рок-драйвом и пронзительной лирикой.
Леонид Федоров — неутомимый фронтмен главной авангардной рок-группы страны «Аукцыон». На сцене пространства «Март» он вновь собирается представить записанный совместно с израильским коллективом «Крузенштерн и пароход» альбом «Из неба и воды». Основополагающий концепт нового лонгплея — эклектичность и максимальный стилистический разброс; музыканты явно хотели, чтобы все песни получились максимально не похожими друг на друга.
Junkyard Storytellaz — эклектичная петербургская формация, которая сочетает джазовую непредсказуемость, чувственный соул и гаражный рок. На выходе у музыкантов получается весьма убедительная и динамичная музыка, что-то вроде импульсивных экспериментов 70-х, где рок-харизма ничуть не противоречит занятному смешению стилей.