Победив на «Евровидении» 2008 года, Дима Билан (он же Виктор Белан) стал первым отечественным музыкантом, который привез конкурс в Россию. Выпускник Училища им. Гнесиных и ГИТИСа, Билан еще в студенческие годы познакомился с Юрием Айзеншписом, который позднее стал его продюсером. В 2004 году песня «Ночной хулиган» стремительно ворвалась в чарты на радио и телевидении. После смерти Айзеншписа в 2005 году Билан подписал контракт с Яной Рудковской и продолжил методичное покорение российской эстрады. Сегодня «ночной хулиган» повзрослел, закрепился в жюри шоу «Голос» и все чаще выступает в респектабельном пиджаке, но главное — продолжает снимать приятные глазу клипы и демонстрировать крепкий стандарт современного поп-звучания.
Павел Пиковский — выходец из религиозно-бардовой среды; человек, который, видимо, самостоятельно заполняет свою биографию в «Википедии», указывая все поэтические премии и удачные заезды на Грушинский фестиваль. В то же самое время Пиковский — возможно, главная надежда русского фолка на данный момент. Именно фолка, а не авторской песни: блюзового, традиционалистского нарратива под бой акустической гитары, главная задача которого — отстаивать интересы глубинного народа и напоминать миру о простых божественных заповедях: не убий, помоги, не будь людоедом. Сейчас Пиковский переживает новый виток популярности после удачного совместного альбома с Сергеем Чижом Чиграковым — хочется пожелать ему удачи и радийных ротаций.
Фрешмен LXNER выпустил свои первые треки в прошлом году на волне роста нового микрожанра дигикор: горько-сладкого эмо-рэпа с перекрученными эффектами, писком и взрывами из компьютерных игр, глитчами и мощными басами. LXNER вполне соответствует этой формуле, только место радикальных экспериментов у него занимает гитарный фузз (вечное проклятье молодой русской музыки, наложенное панк-группой «Пошлая Молли»). На фитах — новая звезда тинейджеров Мейби Бейби и близкие по духу молодые артисты.
Хедлайнеры вечера из группы Pechora полагаются на ускоренный хардкорный набат, мрачную резню блэк-метала и эффектные масштабные формы. Их коллеги Varhara пытаются привнести в тяжелую музыку новую глубину, мелодичность и чувственность — пока что получается какая-то утяжеленная мизерабельная готика. Классические адреналиновые слешеры создает команда Ghyena, а формация Amer концентрируется на эффектных инструментальных фантазиях.
Новую школу рэпа часто обвиняют в примитивизме и абсурдности. Фрешмен Scally Milano доводит эти тренды до пиковых значений. Его треки состоят из минималистичного трэп-рокота, эмо-интонаций и лениво сложенных историй о деньгах и сексе. Чувственная подача, смазливый лук, стена из купюр на обложке альбома — так происходит рождение очередного персонажа, а для успеха в индустрии сейчас ничего другого и не нужно. Поддержку оказывают другие герои нового звука — OG Buda, Lovv666, Yanix и прочие артисты новой школы.
За три года в стримингах Марине Демещенко с ее проектом polnalyubvi удалось собрать внушительную фанатскую базу. Сейчас этот успех кажется закономерным: обладательница тонкого чистого голоса, хрупкая брюнетка в белых одеждах Демещенко исполняет барочные чеймбер-поп-песни где-то между Алиной Орловой, Вудкидом и размашистыми эпиками Ханса Циммера. В сердце этих историй оказывается загадочная мистика, мрачная изнанка фэнтезийного подросткового мира на стыке «Алисы в Стране чудес» и секретных дневников, а также, само собой, изящно выстроенная любовь.
Клуб «Время N» соберет вместе адептов кровожадного метала. Стремительные адреналиновые боевики на стыке треша и дета исполнит группа The Nomad. Жуткую мясорубку с уходом в абразивный хаос запустит формация Infiltration. Также в лайнапе — эклектичные джаггернауты из Argishrot, проекты Edoma и Exile D.C.
«Мой бог, моя крыша» — по этой нехитрой формуле можно описать все творчество бритого харизматика Честного. Его простоватый шансон-рэп строится на неспешном качающем бум-бэпе, душевных подхриповатых интонациях, историях о мире дольнем (с его дворовыми понятиями) и мире горнем (с любовью к маме, Богу и Родине). Кажется, именно в этом исполнителе все факторы сходятся в каком-то наиболее выигрышном виде. Или же на его убедительность влияет отсутствие какой-бы то ни было воинственной агрессивности.
«Величие леса не будет забыто. Слышишь? То их голоса вдали. Чувствуешь дрожь земли под ногами? То их поступь. Они все ближе, они возвращаются, чтобы возвестить о новом рождении истины». Такими словами начинались описания прошлых концертов от группы «Сруб». Их первый релиз датирован 2013 годом — уже тогда коллектив выбрал себе яркий и запоминающийся образ, которого придерживается до сих пор. Он тесно связан со старорусским оккультизмом в текстах, а в музыке воплощается классическим темным постпанком с бойкой ритм-секцией. Еще одна визитная карточка — вокал Игоря Шапранского, который смело можно назвать одним из самых необычных голосов отечественной гитарной сцены.
Заявленный новый андеграунд можно понимать двояко: как отсылку к околоперестроечному рок-подполью с тягой к простым мелодиям и перегруженным смыслами текстам или же как обозначение непопулярной сейчас политической позиции. В любом случае на сцене клуба «Сердце» — многословные анархисты «Электропартизаны», склонный к неожиданным поворотам фолк-интеллигент Василий К., Леонид Новиков из томной готической формации para bellvm и другие артисты.
Певца Эльдара Джарахова затмевает его медийная персона — маленький человек со значительными амбициями в области юмора. Само собой, хитовый интернет-комик мелькает в разного рода музыкальных каламбурах с участием своих коллег Вити АК, SQWOZ BAB и другими. Однако на сольных релизах артист отказывается от маски балагура: его недавний альбом «Легкий способ бросить любить» — понятно, о чем записанный сборник качественных R’n’B и рэп-треков. Также не пропустите фит с Маркулом «Я в моменте» — один из самых жизнеутверждающих хитов 2021 года.
Шура Кузнецова известна как участница шоу «Голос» и коллабораторка RSAC в замечательной песне «Заткнись и держи меня за руку» — сдержанном и методическом гимне искренности. В рамках своего сольного творчества Кузнецова тяготела к барочной страдальческой поп-традиции российской эстрады, иногда разбавляя пафос проникновенными фортепианными номерами. Тем отраднее слышать последние записи артистки вроде альбома «Пробуждение», где намного больше простора и новизны, а также электроники, хауса и вкрадчивых латинских ритмов.
Брянский металкор-коллектив Wildways — эталон профессионализма во всем. Хорошо спродюсированные клипы, сведенные по мировым стандартам треки, глянцевые фотосеты — это про них. Не теряется ли в этом всем искренность и юная агрессия, присущая жанру, — другой вопрос. Но факт: группу принимают даже за рубежом, она делит сцену с командами вроде Asking Alexandria и Blessthefall, а в российских городах с некоторых пор собирает исключительно крупные площадки — и это при том, что время расцвета жанра осталось довольно далеко позади.
Группа «Марсель» была создана в Санкт-Петербурге — возможно, из-за локальной специфики проекту удается выделяться на фоне безликих поп-проектов. В музыке коллектива чувствуется композиционное разнообразие, джазовые нотки и правильное понимание того, как эффектно могут звучать эстрадные песни. При этом свои хиты вокалист Степан Ледков снабжает убедительными, качественно сделанными текстами.
Группа «Спасибо» экспериментировала с диффузным звучанием и хлесткими мелодиями постхардкора с середины десятых годов. Несмотря на песни о внутренних неурядицах, коллектив выделялся позитивным дружеским настроем, вплоть до воодушевляющего хорового пения на альбоме «Навсегда». В 2019 году формация выпустила свой наиболее зрелый одноименный релиз — сборник мощных, шумных и изобретательных рок-песен о депрессии и принятии себя. В итоге главный сингл лонгплея «Считалочка» прозвучал в «Вечернем Урганте» — так массовая аудитория узнала об одной из наиболее интересных гитарных групп момента.
В прошлом участник шансон-рэп-дуэта «Триада» Нигатив находится в стороне от хайпа и опирается скорее на серьезные и лиричные, нагруженные смыслом истории. В его треках можно распознать социальную критику, серьезное самокопание, непошлые истории любви, а эстетика видео скорее напоминает качественный авторский кинематограф. Нигатив не поет о гламурных вечеринках или жизни городского дна, не пытается манипулировать слушателем при помощи дешевых лобовых приемов. Его темы универсальны, а мастерски рассказанные истории надолго остаются в памяти.
За неполных семь лет Kymatic превратился в солидный концерн новой музыки. Тому свидетельством пудовая петербургская программа, для которой в разные страны отправилось шесть заказов. Во многом это манифест нового поколения российских композиторов: новые пьесы представляют Кирилл Архипов, Дмитрий Мазуров, Олег Гудачев, Егор Савельянов. Сегодняшний день в концентрированном звуковом виде — музыка для того, чтобы чуть лучше понять, где мы находимся.
В конце 90-х певец Шура стал символом новой поп-музыки — броской, необычной и чувственной. Экстравагантные костюмы, пластичный, часто неразборчивый вокал, квирная харизма — все это плохо вязалось с советской эстрадой и постсоветским синтезаторным примитивом. Нулевые и начало десятых оказались для артиста турбулентными — тогда Шура практически сошел со сцены. Сейчас исполнитель вновь гастролирует и записывает новые треки — судя по синглу «Сносит крышу», его необычная энергетика отлично ложится на прямой бит и современное продюсирование.
В начале десятых витч-хаус ассоциировался с болезненными призрачными битами, атмосферой упадка и затяжного бэд-трипа. Годы спустя микрожанр растворился в гнетущей танцевальной электронике, оставив после себя эхо дрожащей, сгущающейся безнадеги. В лайнапе фестиваля стоит выделить первопроходца жанра Summer of Haze — продюсера, который обновил его звучание мощными седативными эффектами и футуристическими шлейфами. Впрочем, сейчас в его сетах можно услышать куда более динамичные, броские вещи — в схожем направлении к дарквейву и электро работают практически все нынешние герои сцены.
«Дела поважнее» выдают стандарт альтернативного рока. Хлесткие гитарные риффы, бодрый темп, попытки найти проблески надежды в головной боли повседневности: никаких сюрпризов или будоражащего нервного напряжения, но любителям жанра должно понравиться. Кроме того, временами слышны пронзительные ломаные мелодии твинкл-эмо.
Mimiko — новый проект Димы Конова из группы «невидимка». Артист экспериментирует с отчужденной постпанк-атмосферой, холодной звенящей решительностью почти что цоевского вокала и убойными танцевальными битами. На выходе получается мрачный дарквейв с привкусом русской действительности. На фитах — синтипоп-исполнительница Стереополина и пионер седативного витч-хауса Summer of Haze.
Формация Shono опирается на традиции бурятской культуры — песни шаманов и охотников, национальные инструменты и специфическое горловое пение, очень непривычное для современного слушателя. Впрочем, фолк-мотивы совмещаются здесь с энергичным грувом — четким ритмом, кульминациями и изящными мелодиями. Получается если не музейный экспонат, то хотя бы эффектное приближение к чужой культуре.
В клубе Mod — любители мрачной низкочастотной тяжелой музыки. Неспешное разрушение вселенной в кислотных фантазмах бед-трипа представит команда Dekonstruktor. С помощью могучей дрожи дум-метала формация Thy Grave попытается пробудить разрушительные инфернальные силы. Сеанс беспросветного давящего гудения обеспечит группа Tõll. Куда более стремительную и неистовую поступь аннигиляции озвучат дет-металисты Bitter Loss.
Рейв-музыка все активнее заражает другие стили — вот уже и заслуженная альтернативная команда «Слот» выпустила пластинку «200 кВт» с активным использованием энергичных битов и мощного электронного гула. Однако ядром их творчества все еще остаются простые мелодии и тяжелые гитарные риффы. Новые песни коллектива все чаще связаны с критикой беспредела и полицейского государства. Впрочем, без каламбуров не обходится — не удивляйтесь рифмам в формате «Владимир Ильич, son of a bitch».
В путешествие без карты и навигатора отправляются виолончелистка Ульрике Бранд и Дмитрий Шубин — арт-директор Музея звука, собравший в Петербурге оркестр, хор и школу импровизации. Обычно Шубин отвечает за электронику и орудует в рояльном чреве. Рядом в полумраке матово светится корпус старой доброй виолончели, но внешность обманчива: слушателям достается психоделический нойз. Вдвойне интересно следить за коммуникацией исполнителей, возводящих общую конструкцию, но также и соревнующихся друг с другом в музыкальном остроумии.