Контраст из блюзовых украшательств и прямого гитарного боя, спокойный и сильный голос, драйв электрогитар — Сергей Галанин обладал всем необходимым, чтобы стать героем конформного сдержанного рока, не для революций и андеграундных клубов, но для радиостанций и дорогой хай-фай-техники. Особенными песни Галанина делает его увлечение сказочными и фолк-мотивами, немного волшебная атмосфера и некая суконная народность, которые можно распознать в его главных хитах «Страна чудес» и «А что нам надо».
Отчужденность и холодность постпанка можно использовать по-разному. В интерпретации группы «Дурной вкус» четкие удары драм-машинок, вычерченные мелодии и гулкий бас становятся арматурой лиричной, почти прозрачной музыки: творчество формации крутится вокруг острых состояний влюбленности — холодный мир вокруг становится лишь декорацией для беспокойных чувств.
Образованный в 2006 году грузинский коллектив Mgzavrebi является эталонным примером совмещения этники и современного инди-рока. Музыкантам удается примирить фольклорные мотивы — древние изящные мелодии и проникновенные сказания, дудочки и хоровое пение — с современным продюсированием и мощной энергетикой. Mgzavrebi известна как группа-праздник (не зря добродушие и гостеприимство числятся среди важнейших грузинских особенностей). Однако, например, на альбоме «Geo» формация расширила свой диапазон настроений, сделав упор скорее на светлую меланхолию и лиричность.
«Голос Омерики» пытается повторить успех группировки «Ленинград» — задача особенно актуальная, когда легендарная формация Сергея Шнурова фактически сошла со сцены. Коллектив исполняет пьяные и залихватские ска-панк-боевики с аккордеоном и звоном скрипок. Среди задействованных тем — пьянство, антиЗОЖ, актуальный социально-политический фольклор, признания в любви ко всему русскому, бедному и пьяному. Проблема в том, что если «Ленинград» безошибочно попадал в нерв времени и мышление среднестатистического обывателя, то «Голос Омерики» очевидно переигрывает, проваливаясь то в бунтарскую клюкву, то в артхаус (как с клипом «Клубника — облепиха»).
Панк-группа «Тараканы!» существует уже практически тридцать лет и все еще сохраняет лидирующие позиции на российской сцене. Среди составляющих их успеха — качественно спродюсированная и боевая музыка с воодушевляющими и убедительными текстами фронтмена Дмитрия Спирина, которому помимо очевидных, но действенных кричалок иногда удаются весьма тонкие вещи (например, хит коллектива «Я смотрю на них»).
Петербургский проект Кирилла Иванова и музыкантов группы «Елочные игрушки», начинавший с абстрактного хип-хопа и впоследствии радикально расширивший жанровый диапазон вплоть до IDM. Сегодня творчество группы «СБПЧ» напоминает детский эксперимент, который вышел из-под контроля. Если раньше в их альбомах еще оставались хоть какие-то признаки концептуальной схваченности, то последние работы коллектива напоминают скорее веселый и цветастый бедлам, помноженный на эстетику Уэса Андерсона. Множество стилевых заимствований тонут в едином, по большей части электронном мареве наравне с монотонным голосом фронтмена Кирилла Иванова, который рассказывает то про утопические горизонты, то про сокровенные и потаенные чувства — получается какая-то бесформенная и внушительная музыкальная материя с постоянно дрожащей, волнующейся, переливающейся поверхностью.
В баре Union выступит Катя Panterrra — перспективная неопоп-артистка с необычным вокалом, футуристическим флоу и страстью к прогрессивным клубным аранжировкам. Вслед за ней дезинтеграцию поп-мелодий, синтезаторных паттернов и эмбиента произведет коллектив Essential Grooves. Наконец, воодушевляющий эзотерический речитатив с фанковым грувом и басом запустит группа Verhovski.
Дуэт «Заточка» помещает локальные сюжеты в американский сеттинг из кантри, блюза, ковбоев и вестернов. Под акустические переборы и харизматичные соло фронтмен группы неспешно раскладывает за стрелки, домострой, маскулинность и политику — в истории про нового шерифа угадывается «сильная рука» государственной власти, а сквозь звучание американы то и дело прорывается дворовый гитарный бой. Корневая американская музыка переживает стыковку с русской действительностью — впрочем, за вычетом локальной хтони, все истории здесь выполнены в легковесном юмористическом ключе.
Агентство «Светлая музыка» соберет вместе перспективных героев независимой сцены. Группа «Автоспорт» успешно совместила лирическое настроение и пронзительный мелодизм в духе The Smiths с гипнотическими шугейз-вихрями. Проект уже три года не выпускал нового материала, но обещает представить обновленное, более тяжелое звучание до конца 2021-го. Коллектив Bananafish все полюбили за пронзительный шугейз-хит «Loadstar», однако после нескольких лет творческих поисков формация вернулась с весьма неуклюжим седативным прогрессив-попом. Куда более динамичные, игривые и яркие треки записывает фрешмен Парнишка. Лаконичные и интимные лоуфай-истории представит Луни Ана. Также в программе — проекты «Бибн» и «Tsarevna».
Клуб Александра Ионова продолжает шоу-кейсы отверженной молодежи из расщелин петербургского андеграунда. Среди более-менее известных проектов очередной «Ионосферы» — постпанк-группа с детскими текстами и нуарным апломбом в стиле Interpol «Панкмодернисты», коллектив Merzota с интригующим и поэтичным лоуфай-попом и романтичная девушка с гитарой Zverochka. Про остальные формации вы навряд ли что-то слышали и ожидать от них можно чего угодно.
На сцене недавно открывшегося клуба Temple of Deer предстанет звезда поп-рэпа ЛСП, адепт эффектных аранжировок и остроумной пронзительной лирики, все еще противостоящей трэп-боевикам новой школы. Также лайв исполнит талантливый продюсер White Punk, — недавно он выпустил двойной альбом «Сириус», где с помощью рока и космической романтики пытается порвать с репутацией автора оглушительных хоррор-кричалок. Третье имя в программе — Thomas Mraz, ключевой артист чувственного прогрессивного нео-R’n’B.
Бенджамин Бриттен написал хоровую партитуру «Advance Democracy» («Вперед, демократия») перед Второй мировой по заказу Лондонского кооперативного общества. В ней он использовал стихи Рэндалла Свинглера, описывающие ужасы диктатуры, которые наступят, если европейские демократии не объединятся. Близкий друг Бриттена Дмитрий Шостакович сочинил официозные, но все равно вычурные «Десять поэм на стихи революционных поэтов», чтобы спастись от обвинений в формализме, — и даже получил за них Сталинскую премию. А теперь представьте, что эти пропагандистские памфлеты поет великолепный хор musicAeterna, да еще и вместе с прямым музыкальным ответом Шостаковичу от современного автора Алексея Сюмака: дело крайне любопытное.
Abyss Fest делает ставку на мрачный давящий грув с возвышенным вагнеровским антуражем. Хедлайнерами фестиваля заявлена формация Abyssphere: ревущий гроулинг и беспощадная тяжесть сочетаются у них с масштабными симфоническими формами. На выходе получаются мрачные эпики о планетарных катастрофах и происках темных сил. Также в программе — близкие по духу металхеды из «Анатомии меланхолии» и Levithan, а также более лиричный коллектив Nebulae Come Sweet.
Радикалы из группировки Iskra полагаются на стремительный натиск блэк-метала — разрушительный поток захлебывающейся перкуссии, интенсивного и грубого звука и далеко не безобидного текстового контента. Кажется, что арматурой всего мероприятия служит мощное ядро хардкора и чуть более наступательный, чем обычно, вокал. Воинов хаоса поддержат авторы каноничных оскверняющих эпиков Morgenstern и Temple of Nihil.
После распада легендарной декадентской рок-формации «Агата Кристи» один из ее фронтменов Глеб Самойлов решил добавить к своим мрачным и болезненным историям синтезаторную мощь. Теперь вместо утонченных гитарных аранжировок его, в общем-то, простоватые истории о предательствах, катастрофах и распаде сопровождаются атакующими синтами и индустриальными ритмами.
Пожалуй, главные представители новой сибирской постпанк-волны. Подобно многим другим группам этого стиля, «Буерак» совмещают аккуратную, холодную и напряженную музыку с лирикой об экзистенциальных проблемах и выживании в заснеженных постсоветских широтах. Музыканты не скрывают своего увлечения российскими фильмами 1980–1990-х годов и мрачной западной музыкой того же времени.
Gayazov$ Brother$ записали, наверное, самые беззастенчивые поп-хиты 2019 года, в том числе гимн вязких танцполов «Увезите меня на дип-хаус». Все составляющие виральности у них выкручены до максимума: безотказная прямая бочка, набивший оскомину поп-хаус и качающий дансхолл. Дополнительную аддиктивность обеспечивает вокальная перекличка писклявого и мужественного голосов, а также — чего уж тут скрывать — забавные тексты про тропический дэнс-эскапизм и мучающий пар любви. Итог такого подхода закономерен — кажется, с момента своего первого успеха Gayazov$ Brother$ не вылезают из российских чартов.
Если на первых альбомах формацию «Грот» интересовали, условно говоря, «правильный смысл», патриотизм и ЗОЖ, то массовый успех привнес в их треки пафос и высокобюджетный размах. Внимание коллектива переключилось на геополитику, критику общества потребления и традиционалистскую поп-философию с претензией на глубинную самоочевидность, крепкие и верные устои, а также сложность душевного устройства. Впрочем, звучит это все по-прежнему забойно.
На обложке последнего мини-альбома группы «Труд» каплями крови багровеют ягоды рябины на белом фоне, а открывающий трек построен на метафоре брутального и бессмысленного убийства, которое осуществляется под дикий EBM напополам с гитарным нойзом. Эстеты постпанка — как в визуальном, так и музыкальном плане — «Труд» всегда выглядели стоиками с бушующей катастрофой внутри: расчет и формальная строгость их мелодий отражала внутреннюю истерику, а четко спланированное буйство оформляло безвыходные ситуации. Еще одна примета времени — «Труд» вернулись к нам с новым электронным звучанием и самыми беспокойными песнями в своей дискографии.