В импров-трио Dogs Bite Back объединились московский мультиинструменталист Дмитрий Лапшин (играет в «Броме», Dødsdromen и других важных авант-проектах), петербургский апологет модульных синтезаторов и свободной импровизации Илья Белоруков и ударник Константин Самоволов, который интересуется как обаятельным любительским инди (например, раньше он играл в Padla Bear Outfit), так и заумной экспериментальной музыкой. На новом альбоме «Back? Forward!» они играют хитрый текучий импров со множеством микроскопических нюансов — в лайве он наверняка зазвучит и громче, и азартнее. В поддержке — фри-джаз-ансамбль «Черная курица» и дрон-группа Fluctuating Guitar Trio.
На фоне непрекращающихся разговоров о смерти рок-музыки герои нулевых группа «Би-2» продолжает давать масштабные, впечатляюще срежиссированные стадионные концерты и выпускать клипы на миллионы просмотров. Неважно, что их конъюнктурно-актуальные песни словно застыли в сонном, щегольском мелодизме — все-таки группа успела записать несколько абсолютных хитов, которые знает вся страна: «Полковнику никто не пишет», «Мой рок-н-ролл», «Варвара» и другие.
Леонид Агутин на отечественной эстраде — фигура, без сомнений, позитивная. Автор и исполнитель многих собственных песен, Агутин всегда отличался интимной, непафосной любовной лирикой, приятными латиноамериканскими ритмами в аранжировках, а также умением обходиться без фонограммы на живых выступлениях и телеэфирах. При этом, став мэтром российской поп-музыки и судьей шоу «Голос», Агутин не растерял своего человеческого обаяния.
В современном мире регги-вариации, как правило, не вызывают ничего, кроме зубовного скрежета. Коля Маню — счастливое исключение. Артист тяготеет к дэнсхоллу и рагамаффину, то есть динамичному регги, исполненному в высоком и среднем темпе. Тематика песен в хорошем смысле предсказуемая — свержение Вавилона, солнечная Ямайка, танцевальные позитивные вибрации. Рэп-треки и биты на продажу (некоторые, например, можно услышать на альбомах Miyagi & Andy Panda) у Маню также случаются.
В проекте Ishome Мирабелла Карьянова крутит ручки модульных синтезаторов и, видимо, делает это убедительнее всех в России: она редко выпускает новые записи и не вписывается в быстрые тренды, но ее популярность только растет. У Ishome органичность синтетического звука в духе Boards of Canada встречается с наивностью раннего эмбиента и незамутненным взглядом на российские просторы — поэтому кому-то под эту музыку мечтается о неземных ландшафтах, а кто-то видит сопки Владивостока.
Формация Tardigrade Inferno разыгрывает мрачное насмешливое кабаре, создавая кровавые и жуткие истории, приправленные клоунской улыбочкой: отрубили голову? и хорошо, не будет болеть. В самом сердце такой музыки дребезжат издевательские кукольные мелодии из саундтреков к гиньолю и мультикам о хулиганских призраках вроде Битлджуса. Взрослый грув этим сюжетам придает ревущая тяжесть индастриал-метала. Как иногда бывает с такими проектами, веселый маскарад иногда рискует обернуться пугающим триллером.
Алексей Румянцев — фронтмен, наверное, самой успешной отечественной гранж-формации «Пионерлагерь Пыльная радуга». Его сольный концерт — это ожидаемый круговорот трагичных историй о жестоком мире вокруг. По сравнению с знаменитым Unplugged-выступлением Nirvana для MTV, Румянцеву не хватает нюансировки и вариативности — все-таки большинство песен артиста достаточно прямолинейны и весьма похожи друг на друга. Однако камерности и драматизма в них предостаточно.
«Досвидошь» остается одной из наиболее интересных андеграундных групп момента. Коллектив создает иммерсивные арт-рок-истории о деградации и кровавом ужасе: кто-то уже пошутил, что так мог бы звучать Леонид Федоров из «Аукцыона» под тяжелыми веществами. Мы же давно не слышали ничего подобного в плане достоверности и точности исполнения. Также в программе — сайд-проект музыкантов «Электросон», инди-поп-шапито, которое изо всех сил пытается обмануть зрительские ожидания.
Двадцать с лишним лет Александр Васильев убедительнее и достовернее всех озвучивает петербургскую грусть, превращает хмурое в притягательное и поколениями убеждает впечатлительных абитуриенток снимать жилье в Адмиралтейском районе песнями про безысходность, новых людей и «Орбит» без сахара. Чаще всего эти песни не очень веселые и годятся для посиделок под гитару. В последние 15 лет творчество группы можно объяснить так: зачем менять то, что и так хорошо работает?
Певица Луна выстрелила в 2016 году с чувственным ретропоп-альбомом «Маг-ни-ты». Для ее последующих релизов приставка «ретро-» не так уж и актуальна — вместо стилизаций Луна начала создавать свой собственный мир, полный намеков и предчувствий, мечтаний и грез, тщательно выверенных поп-мелодий, которые совсем не похожи ни на заторможенную русскую эстраду, ни на куда более дерзкую и клиповую музыкальную индустрию Украины. Отказавшись от использования привычных клише, Луна всматривается в пространство интимного и эфемерного — все это при неизменно высоком качестве аудио- и видеопродюсирования.
Миша Мищенко — один из главных по неоклассике в стране. Он не делает классическую музыку в прямом смысле слова, а лишь использует ее некоторые черты — иногда получается сложно, экспериментально и эклектично. За свою карьеру Мищенко успел поработать в жанрах неоклассики, эмбиента и нуар-джаза, выпустить ASMR-альбом и даже зачем-то создать аромат духов с запахом старого пианино. Несмотря на многократные эксперименты, работы композитора — это очень легкая музыка, которую вы могли бы услышать в кинодраме или в подборках для релаксации.
На первом дне закрытия сезона в «К-30» будут лайвы ностальгической и одновременно острой постпанк-группы «Труд» и Youra — зубастого сольного проекта Юрия Бардаша, сооснователя группы «Грибы», продюсера Луны, и множество других русскоязычных хитмейкеров. В ночи будут диджеить Kovyazin D, Errortica, Chronic Preview, Tsyo, Толя Клепалов — словом, очень многие из тех людей, благодаря которым «К-30» обзавелось статусом одного из лучших танцевальных пространств Петербурга.
Неистовость и радикальность дэт-метала — всех этих песен о гибели, катаклизмах и Сатане — всегда сопровождались высочайшим уровнем исполнения: четкостью барабанных молотилок, почти математической точностью режущих гитарных риффов. Группы Swamp и Enemy Crucifixion доводят эти тенденции до предела — от бурлящей какофонии эту лютую музыку отделяет только слаженное и хладнокровное, почти нечеловеческое мастерство. Более конвенциональные эпики во славу разрушения представят проекты Monastery Dead, Infiltration и Disobedience.
Группа «Калинов мост» — одна из главных фолк-групп России. Парадоксально, но ничего специфически народного в их аранжировках нет: живописные гитарные узоры, спокойный темп, хиппи-блюз — никаких гуслей и аккордеонов. Тем не менее песни коллектива дышат славянской поэтикой — все благодаря меланхоличному и светлому настроению, а также усилиям фронтмена Дмитрия Ревякина. Именно его словесная вязь и суконные интонации придают формации ее фолковую уникальность.
Электронная поп-звезда Kedr Livanskiy и интеллигентный продюсер Flaty (среди прочего — ключевой участник «ГОСТ Звука» и преподаватель НИУ ВШЭ) представят свой новый проект «Косая гора» посреди выставки арт-группы Recycle в «Манеже». Музыку «Горы» пока еще никто не слышал, однако говорят, что это импровизационный проект на пересечении фолка, психоделии и экспериментальной электроники, а его саунд будет намеренно шероховатым. Кедр и Flaty, возможно, лучше всех в России знают, как делать красивую глитчеватую расфокусированную музыку, так что сомневаться в художественном успехе нового проекта не приходится.
Вопреки распространенному мнению, русский шансон — это в первую очередь музыка синтезаторов и простых ухающих мелодий, а не благородный гитарный перебор Александра Розенбаума. Главное достижение Trueтеня и его коллег — обновление старых приблатненных аранжировок в пользу трэпа и современных битов. Грува стало чуть больше, но все остальное — в соответствии с каноном: грубый хриплый голос, весточки маме, хождения по этапу, песни «Когда нас понесут» и «Где поют калаши». Также на сцене — андеграундные минские рэперы «Братубрат».
Покорив чаты соцсети «ВКонтакте», Евгений Вербицкий стал одной из музыкальных интернет-сенсаций 2019 года. Первый его хит «Зацепила» состоит из лаконичного речитатива, меланхоличной акустической гитары и разухабистого драм-н-бейса. Следующий по популярности трек «Один» примиряет фортепьяно и усиленный басовый дансхолл. Обе композиции объединяют пацанский флекс и вязкая вокальная подача (во многом популяризированная Максом Коржем). Запомните главный секрет успеха новой музыки: интонации теперь важнее слов, и это, в общем-то, нормально.
В последние выходные работы клуба «K-30» до него наконец-то доберется с лайвом Kedr Livanskiy. В этом проекте москвичка Яна Кедрина крайне удачно — и вовремя — совместила пульс передовой танцевальной электроники с хтоническими черноземными пейзажами и эфемерной чувствительностью, так что ее работы довольно быстро привлекли внимание журналистов и промоутеров, и на данный момент девушка не вылезает из лайнапов российских и западных вечеринок. На Севкабеле вместе с Кедриной сыграет Луни Ана — молодая поп-артистка схожего амплуа, создающая вкрадчивые лоу-файные истории о нежелании взрослеть, мечтательных путешествиях внутрь своего воображения, тихих встречах и расставаниях. Для этого она использует минимум средств — наполненные мягкой аурой гитарные переборы, расслабленные удары драм-машинок и ломографические чиллвейв-аранжировки.