Изначально группа «Убийцы» ориентировалась на флагманов электропанка Crystal Castles — под резкий синтезаторный ор, шумы и оглушительные биты вокалистка Вика Чехова делилась сюжетами из недр маргинальной бунтующей жизни. После ее ухода и попыток сотрудничества с другими исполнительницами автор музыки Алексей Первяков позвал в группу Егора Древлянина. Судя по недавнему альбому «Даная», электроклэш-аранжировки «Убийц» стали еще более нервными, а в текстах появилось больше отчаяния и политических отсылок.
Komplimenter — очередной проект усердного петербургского музыканта Максима Куббе, который уже очень много лет пытается подобрать формулу успешной инди-группы. Его очередной заход — эфемерный синти-поп-проект Komplimenter. На вооружении коллектива — мягкие гитарные мелодии, перламутровые спецэффекты и желание запечатлеть интимные любовные моменты. К сожалению, для того чтобы вся эта машинерия заработала, вновь не хватает живой искры, но наиболее преданным фанатам воздушных романтических треков может понравиться.
Про физические свойства звука и его отношения с пространством если и вспоминают, то чтобы обсудить звучание аппаратуры или помещения, а в вопросах искусства они все еще как бедные родственники. Фестиваль «Акусмониум» — единственный в России, где пытаются услышать и понять не исполнителей и композиторов, а сам звук и его удивительную природу. На открытии будет экспресс-тур по вехам акусматической музыки: от волшебного звукового зазеркалья Songes французского классика Жан-Клода Риссе до восьмиканальной глитч-симфонии Хорхе Сада и Riverrun Барри Труакса — у него микроскопические тоны постепенно превращаются в колоссальную акустическую лавину.
Из-за недавнего скандального успеха мало кто помнит, что русско-таджикская певица Manizha начинала со сложноустроенных инстаграм-клипов, штурма СМИ и концерта в Ледовом дворце (как потом оказалось, на малой сцене) — то есть с раскруткой и созданием инфоповодов у девушки все всегда было в порядке. В поисках своей рыночной ниши (или идентичности — тут уж как кому нравится) Manizha естественным образом добавила к своему сверкающему футуристическому попу постколониализм и феминизм, запев о своих корнях, восточной культуре и женской эмансипации. Ставка оказалась успешной — все-таки ее номеру на «Евровидении» не откажешь в груве и дерзкой авангардной витальности.
Бар «Мачты» готовит вечеринку на свежем воздухе — с грилем, диджеями и прибоем Финского залива. Ожидается череда летних ненапряжных сетов, а также лайв от проекта Mistervolk. Артисты известны в первую очередь созданием кислотной электроники для диковинного постмодернистского речитатива Михаила Феничева в «Есть есть есть». Нечто подобное — эклектичный, сложно устроенный кибернетический IDM — они исполняют и в автономном от Феничева режиме.
Возможно, сейчас андеграундная Мекка Петербурга «Ионотека» переживает не лучшие имена — многие ее артисты и посетители рассосались по более стабильным тематическим площадкам. Однако визитная карточка всей деятельности Александра Ионова — фестиваль для молодых и отчаянных Ionosfear Fest — все еще живет. На очередном шоукейсе можно будет услышать бравых и наивных альтернативщиков Made in Space, громких панков «Дома под снос», интересных лоуфай-бунтарей «Сменанастроения» и другие проекты.
В лайнапе вечеринки с тревожной кроваво-красной афишей и цитатой из «Воя» Аллена Гинзберга Wild указано три группы. Явно выделяются на общем фоне романтики «Как никогда», играющие воздушный дрим-поп с изящными, точно выстроенными мелодиями. Ведомый демоническими силами, густой психоделией и ретрошиком гаражный рок представит группа More Fay. Наконец, формация Menk исполнит мистический прог с мерцанием кислотных бликов, мощными шумовыми кульминациями и нелинейным развитием мелодий.
На данный момент синтипоп-группа «Электрофорез» является одним из наиболее успешных проектов новой волны русской независимой музыки. Популярность коллективу обеспечивает декадентская лирика, особенное внимание к томной и мрачной эстетике, одновременно сдержанный и мощный синтезаторный звук, а также харизма фронтмена Святозара Черноусова. Интервью с музыкантами читайте на «Афише Daily».
Солисту питерской панк-группы «Последние танки в Париже» Лехе Никонову, кажется, всегда больше нравилось позиционировать себя как поэта, нежели как музыканта. Но отдельные вечера с чтением стихов он практикует довольно редко. В этот раз Никонов собрал в специальную программу «Чужие и свои» как часть собственного материала разных лет, так и произведения других авторов.
Аргентинец Даниель Теруджи в конце 1970-х приехал учиться в Парижскую консерваторию, в 1983 году попал в Группу музыкальных исследований (ее собрал пионер конкретной музыки Пьер Шеффер) и впоследствии возглавлял ее до 2018 года. Вероятно, именно Шеффер научил Теруджи слышать и понимать звук в отрыве от источника — такое мышление позволяет ему создавать непредсказуемые и будто бы вывернутые наизнанку акустические пространства. На втором дне «Акусмониума» сыграют три восьмиканальных сочинения Теруджи (до концерта можно заглянуть и на его лекцию). Также в программе — составленная из звуков воды и стекла пьеса Эльзы Юстель, сразу два сочинения куратора фестиваля Антона Яхонтова (Patrick K.-H.) и другая любопытная музыка.
Группа Hospital даже лаконичностью и нейтральностью своего названия копирует эстетику инди-поп-групп начала десятых годов — условно это формулы хитмейкеров Foals с их сахарными мелодиями, точными гитарами и солнечной синтезаторной эйфорией. Попадание в уже почти ретрозвучание получается весьма дословное — вплоть до записи песен на английском языке, так что кажется, что к российским реалиям и музыкальным процессам эти броские треки не имеют никакого отношения.
Даже в сложном 2021-м фестиваль пространственной музыки «Акусмониум» не отказывается от международного статуса. В последний день сразу после артист-токов молодой французский композитор Армандо Балис и австрийская героиня пространственной электроники Катарина Клемент сыграют свою музыку на прихотливой звуковой системе. Также будет лайв саундходужницы с мексиканскими корнями Ангеликой Кастелло и исполнения сочинений Дмитрия Курляндского и Александра Белоусова (оба постоянно экспериментируют с акустикой и шумом в авангардных постановках «Электротеатра»), австрийца Маттиаса Маковски, москвича Олега Макарова, петербуржца Даниила Коронкевича и студентов «Акусмониума».