Валерий Сюткин прославился в 90-е как вокалист долгоиграющей рок-н-ролл группы «Браво» — тогда артист сформировал элегантную подачу в духе «московских стиляг» и записал свои самые известные песни. В рамках сольной карьеры Сюткин развивает прежние достижения, однако публика все еще хорошо помнит его ранние, уже классические сентиментальные хиты — «Семь тысяч над землей», «Я — то, что надо», «Радио ночных дорог», «Дорога в облака» и другие.
Dabro — хаус-рэп-дуэт с акустической гитарой от еще одних «четких пацанов»: проект, очевидно, метит в массовую аудиторию любителей Макса Коржа. В обороте команды — истории про район и любовь, ровная читка, дворовой сентиментализм и повернутые в сторону чартов аранжировки. В продюсерском плане все сделано здорово, хоть и несколько вторично, но слушателей это не остановит.
Mika Vino — редкий артист лейбла Gazgolder с гитарой наперевес, исполнитель вальяжного и любвеобильного необлюза. Впрочем, на своем последнем сингле «Хуже некуда» он рассказывает очередную историю страсти уже в антураже размеренного, акустически насыщенного чеймбер-попа.
Face прославился благодаря оскорбительным бэнгерам-кричалкам («Бургер», «Я роняю Запад») и рафинированным эмо-трекам. Однако с приходом популярности артист проникся ответственностью за влияние на свою молодежную аудиторию. В 2018 году он выпустил альбом с критикой власти «Пути неисповедимы» — релиз сопровождался профайлами музыканта в СМИ, рассказами о жестоком детстве и бытовом произволе. За ним последовал набор поп-хитов «Slime». Впрочем, Face не забывает о своей социальной позиции — стоит вспомнить хотя бы его хит о цензуре «Юморист», вошедший в саундтрек одноименного фильма Михаила Идова.
На своих предыдущих проектах «Луперкаль» и «Проект увечье» рэпер Horus активно заигрывал с правой бро-риторикой, впрочем, и один из его недавних релизов отсылает к фильму «Скины» (трек «Romper Stomper»). Однако главное в его творчестве — рассуждения о смерти, фаталистская мрачная атмосфера, взгляд на мир в тени неминуемой гибели. В качестве музыкального сопровождения здесь — энергичные биты, близкие к композициям другого артиста из объединения «Белая Чувашия» ATL.
Большая часть дискографии металлистов из Elderwind посвящена красотам родного Урала — неистовая тяжесть блэка отражает хаос стихий, эпичность музыки приближает столкновение с возвышенным, а мягкие клавишные и красивые спокойные части передают внутреннюю гармонию природы. Недавний альбом проекта «Fires» оказался охвачен тревогой и меланхолией: запись посвящена лесным пожарам, которые в 2021 полыхали по всей России.
«Пневмослон» — сайд-проект автора танцевальных драм-н-бейс-частушек «Нейромонаха Феофана». На этот раз артист выступает в агрессивной маске скелета и исполняет злобный, грубый ска-панк с обильным использованием нецензурной брани. В прицеле критики «Пневмослона» — удушающая повседневность, правила и регламенты, будильники по утрам, лезущие с советами всезнайки, разгильдяйство и глупость. Получается, что «Пневмослон» — прямой конкурент группе «Ленинград», только с более прямолинейным, брутальным и депрессивным подходом. Все-таки у группировки Сергея Шнурова в качестве выхода из негативной ситуации предлагался общий алкогольный праздник, в то время как «Пневмослон» то и дело остается один на один со своей часто отталкивающей, токсичной злобой.
С одной стороны, белорусская альтернативная команда Nizkiz тяготеет к привычным, несколько растерявшим энергетику форматам рок-музыки нулевых: куплет-припев, много лирики, никакого новомодного сленга, электроники или резких движений. С другой стороны, даже такую музыку артистам удается сделать интересной и актуальной — высокий уровень продакшена и собственный стиль ощущается как в песнях, так и в клипах группы. Многие песни Nizkiz поются на белорусском языке — и в данном случае это скорее интересная особенность, чем проблема.
Видная промоутерская группа с интересом к тяжелой и экспериментальной музыке Grains of Sand Booking проведет свой третий фестиваль. В программе — российские герои радикального андеграунда: авторы живописных блэкгейз-фресок Trna, постхардкор-трагики Vólan, беспокойные и критически настроенные нойз-рокеры Jars. Также на сцену поднимутся любители отчаянного синкретического звучания Wowod, коллекционеры жуткого темного бестиария Tsygun и другие проекты.
В начале 90-х наиболее известные рок-коллективы в России все еще продолжали работать по заветам ленинградского рок-клуба — служили фабрикой смыслов, претендовали на мобилизацию населения и объяснение политической реальности. Ничего удивительного, что на этом фоне любимцами публики стали лирики из Nautilus Pompilius — фронтмен коллектива Вячеслав Бутусов специализировался на лиричных, декадентских песнях о сложных и невероятно красивых внутренних переживаниях. Следующему поколению слушателей группа запомнилась удачным попаданием в кинодилогию Алексея Балабанова «Брат». Именно там звучит пронзительная композиция «Гудбай, Америка» — ее, наряду с такими хитами, как «Титаник», «Крылья» и «Прогулки по воде», Бутусов продолжает исполнять на своих сольных концертах.
2019-й в истории Cream Soda — год очередного прорыва. Если в 2018-м выходцы лейбла Дорна Masterskaya запомнились бэнгером «Хедшот» и забитым под завязку хитами альбомом «Красиво», то на этот раз они решились на новый эксперимент. По словам участников, релиз «Комета» — это, прежде всего, новое музыкальное исследование и серия квестов, а не попытка занять верхние строчки чартов (без последнего, впрочем, все равно не обошлось). Cream Soda по-прежнему успешно балансируют между поп-сценой и хаус-андеграундом, эклектично вплетая в свою музыку самые разные их проявления.
В «Сердце» выступят четыре никому не известные группы, которые тем не менее заслуживают вашего внимания. Свингующий инди-рок, глянцевый шик и эффектные шлейфы электроники сочетает коллектив «Спрятаны». Уютные и романтичные миры создает группа Pull Over. Проект The Reyson делает ставку на пронзительные акустические баллады в стиле Bright Eyes, в то время как формация «Дансинг» вслед за «Обе две» пытается воспроизвести хлесткий поп-рок с водоворотом страстей.
Вплоть до последнего времени Booker являлся одним из наиболее ярких представителей объединения «Антихайп». Впрочем, «яркий» не совсем то слово — все-таки музыка Букера представляет собой мрачный, нигилистический рэп новой школы, главным допингом которого является алкоголь (не зря артист сравнивает себя с главным лирическим героем Чарльза Буковски). В плане ремесла здесь все на месте — качающие биты, складные куплеты, иногда смешные, но не раздражающие эдлибы, злая ирония и изобилие поп-культурных отсылок.
Группа «Даша Онзероад» представит свой новый альбом «Звездное небо для тех, кто живет в городе» — мелодичные и светлые, полные надежды треки, хранящие шрамы болезненного душевного отчаяния. Бесконечную грусть и красоту альтернативного рока исследует формация «Сердоболь». Череду сентиментальных боевиков запустит команда Veresk. Наконец, протяжный трагизм и волны мерцающего гитарного звука совместит группа «Зеркало».
В начале нулевых большая тройка альтернативных команд из «Психеи», Jane Air и Amatory являлась драйвером развития для всей сцены. Тогда формация исполняла мощный и жуткий металкор, связанный с темами безысходности, одиночества и власти темных сил. В конце десятилетия группа перешла к более мягкому и мелодичному звучанию, попала на «Наше радио», но не прекратила своей эволюции. Сейчас Amatory, возможно, находится на пике своей формы: новые релизы коллектива состоят из яростных и техничных боевиков с эпизодическими включения хардкор-рэпа и динамичного рейв-брейкбита.
Mary Gu проделала стремительный путь от любительских каверов до контракта с западным мейджором. Дебютный альбом исполнительницы «Диснейленд» состоял из глянцевых поп-треков, однако уже тогда песни девушки запоминались колкими историями об экзистенциальном хаосе современных мегаполисов. Сейчас Mary Gu вышла на новый уровень — в ее исповедях появились гитарный нерв, ломаные биты и дерзкий экспериментальный драйв неопопа (послушайте хотя бы хит «Астероид» с драматичными метал-брейкдаунами в припеве).
Jeembo сделал себе имя на агрессивных хоррор-трэп-боевиках, превращая обычную рэп-браваду в брутальную жестокость и гнетущие пугающие миры. Главным коллаборантом артиста выступал не менее лютый исполнитель Tveth, однако сейчас у Jeembo новые партнеры и новое звучание. Ему удалось расширить свою вселенную за счет сотрудничества с харизматиком Obladaet и непредсказуемым визионером Boulevard Depo — так в его новых треках появилось больше хлестких цепляющих паттернов и нюансированных мелодий.