Новый проект бывшей вокалистки инди-группы Coockoo Марии Мельниковой очень хочет угодить мерцающей современности — из-за этого ее треки оказываются разорваны между фолковой интимностью, драматичной электроникой и широкими рок-жестами. Потенциал здесь определенно есть — Мельникова умеет высекать искры чувств из своих сентиментальных историй. Однако пока что наиболее известной песней этого любопытного гибридного проекта остается кавер на группу «ДДТ».
Бывший участник «Фабрики звезд» и группы «Корни» Павел Артемьев уже давно занимается собственным музыкальным проектом. Под лейблом Artemiev артист выпускает лиричные рок-треки весьма неплохого качества — ничего революционного в них нет, но в целом это симпатичная музыка, которая, судя по количеству просмотров на ютьюбе, находит отклик у слушателей. Его лонгплей «Канун конца начала» (2017) пронизан философствованиями о дружбе, любви, Боге и смысле жизни, а также отличается лиричными и в то же время весьма динамичными поп-аранжировками с активным использованием гитар и смычковых. Последний на данный момент альбом коллектива «+ (плюс)» увидел свет в 2021 году: на нем привычный уже меланхоличный настрой соседствует с весьма прифанкованными грувами и ритмичными рисунками.
Проект Myrkur существует на контрасте темного и светлого, ярости и спокойствия. Группа далека от точных реконструкций скандинавских баллад, однако их стилизации мастерски создают впечатление древности. Многие из песен как будто очищены от всех следов современности — они строятся на изысканном прозрачном звучании старинных инструментов и чистом спокойном вокале Амалии Бруун. Другие композиции как будто напрямую соприкасаются с темными лесными энергиями, выливаясь в неистовый и возвышенный грохот блэк-метала.
В начале нулевых на фестивале SKIF музыканты команд Spitfire и Markscheider Kunst решили попробовать совместить ямайский ска с более респектабельным джазом. Из этого джема появился долгоиграющий ансамбль SPB Ska Jazz Review. Группа и по сей день записывает легкие треки с акцентированной слабой болей, усиленной духовой секцией, танцевальным зарядом и прекрасным женским вокалом.
Итальянцев Il Giardino Armonico обожают за светлую и прозрачную манеру игры — даже очевидные хиты они играют так, что бронза осыпается. К счастью, в «Зарядье» они везут живую премьеру недавнего диска «La morte della ragione» («Смерть разума»), где они попытались поймать музыкальный переход от ренессансной рациональности в изощренную чувственность барокко. Вся «Смерть» состоит из очень разных и выразительных миниатюр XVI века от множества авторов, имена которых узнают разве что самые эрудированные историки музыки. Фанатам старины этот концерт пропускать никак нельзя.
Трудно поверить, но те самые модные ребята с известного видео 1987 года «На заре» играют почти сорок лет. За эти годы они успели побывать на первой позиции московского списка запрещенных в Советском Союзе групп, выступить с Аллой Пугачевой и «Кино» и, конечно, создать ту самую нетленку «На заре», мотив которой может напеть почти любой. Группа воссоединилась в конце нулевых и участию в солянках разряда «Дискотека 80-х» предпочла сочинение новых песен, выступления в клубах и на молодежных фестивалях.
«Московская шумовая мануфактура» — это многоголовая нойзовая гидра, которая в разных составах и моментах может обернуться нещадной индастриал-коалицией, шипящей дивизией пауэр-электроникс, могучим дроун-ансамблем, космическим эмбиент-культом и еще десятками экспериментальных формаций. В «Мануфактуре» больше электронщиков, но есть и музыканты с электрогитарами и акустическими инструментами. Любители экстремальной абстрактной музыки будут в восторге.
Постпанк-дуэт «Плейлист Венкова» в лучших традициях жанра опирается на отчужденный настрой, холодный гитарный звук и экзистенциальную потерянность. Вразрез с этой формулой идут задумчивые многословные размышления фронтмена, которые то и дело размывают общий депрессивный дух. В своих наиболее удачных треках группа преодолевает избранный жанр в пользу более нарративных рок-форматов. Так на выходе получаются актуальные и не замшелые отчеты о современности («Так не хочется революции») и внутренней растерянности («Все, что искал»).
«7Раса» — признанные лидеры отечественной гранж-сцены. Избавившись от наиболее радикальных экспериментов жанра, коллектив добавил к его формуле лоск и мелодизм, а также динамичные элементы компромиссного постхардкора. Бунт и разочарование оказались вытеснены лиричностью и самокопанием. Подобное сочетание в связке с высоким качеством записанного материала на протяжении многих лет обеспечивает «7Расе» неугасающий успех.
С помощью негромких гитарных аккордов и живописной пульсации битов артист Sirotkin рассказывает чувственные истории о людях со слишком тонкой кожей. Иногда его сюжеты воспринимаются как авантюрное приключение из жизни инди-молодежи, иногда — как драма взросления, но все они неизменно происходят словно в инстаграм-фильтре, который отвечает за теплую винтажную пленку. Несмотря на некоторую монотонность интонаций, Sirotkin остается одним из наиболее интересных артистов отечественной индитроники.
В 2019 году Мукка своей «Девочкой с каре» изобрел один из самых ходовых саундов текущего момента — брейк-бит и мощный гранж-рокот, превращающиеся в бунтарскую музыку с танцевальным пульсом и эйфорией в предвкушении неминуемых последствий. «Три дня дождя» развивает достижения старшего товарища — катастрофическая любовь под веществами приобретает у него новую меланхоличную тональность и расширяет изначальную формулу. Иногда оба артиста вместе ищут новый звук — в панке или поп-мелодиях, — как на недавнем совместном мини-альбоме «Малолетки».
Семнадцатилетняя Катя Адушкина прославилась как блогерша и участница песенного шоу «Голос.Дети». Она ориентируется на молодую интернет-аудиторию и существует вне привычной эстрадной инфраструктуры, благодаря этому артистке и ее команде удалось освоить передовое звучание западной поп-музыки, часто недоступное на отечественном конвейере высокобюджетных драматичных медляков. В непривычно энергичных треках Алдушкиной можно услышать трэп, хаус, прямую бочку, дансхолл и колкий рэп. В плане продюсирования здесь все на высшем уровне — если девушке хватит харизмы и амбиций, она может превратиться в большую звезду.
Шестой симфонии Шостаковича не повезло с соседями: Пятую знают как один из главных хитов неоклассики ХХ века, а у Седьмой — мировая слава ключевого музыкального шедевра времен Второй мировой. На их фоне задумчивая, неочевидная и неамбициозная Шестая будто бы теряется, а вот сама по себе она очень хороша — особенно таинственна и грациозна первая часть. На Шостакович-марафоне в «Зарядье» Госкапелла и дирижер Валерий Полянский сыграют эту симфонию вместе с виртуозными партитурами Прокофьева: решение скорее ожидаемое, учитывая относительно скромный хронометраж Шестой.
Кажется, что за практически тридцать лет на сцене звучание ветеранов отечественного ска-панка Distemper особо не изменилось: ровный барабанный бой, четкий и бодрый гитарный ритм, воодушевляющие и оптимистичные духовые. Даже тотемное животное команды — зубастый ска-пес с большими кулаками — никуда не делся. На тусклость мира и разочарование в политике этот коллектив всегда отвечал призывом не вешать нос, обнять своих друзей и хорошенько размяться на танцполе. Однако при желании в их дискографии можно обнаружить тщательно замаскированную тревожность — например, на альбоме 1999 года «Ну все!» (с не самой оптимистичной, но ироничной обложкой).
С помощью негромких гитарных аккордов и живописной пульсации битов артист Sirotkin рассказывает чувственные истории о людях со слишком тонкой кожей. Иногда его сюжеты воспринимаются как авантюрное приключение из жизни инди-молодежи, иногда — как драма взросления, но все они неизменно происходят словно в инстаграм-фильтре, который отвечает за теплую винтажную пленку. Несмотря на некоторую монотонность интонаций, Sirotkin остается одним из наиболее интересных артистов отечественной индитроники.
Обладатель трепетного голоса Rozhden создает форматные поп-песни о любовных переживаниях. Казалось бы, для массового успеха нужно только добавить синтезаторов или битов, уйдя либо в бессовестную эстраду, либо в хайповый эмо-трэп. Однако Rozhden упорствует в создании акустической красоты и стабильно выдает фолк, блюз и фортепианные баллады — такая преданность уходящему из моды саунду вызывает определенное уважение.
Львиная часть успеха казахского рэп-гения Скриптонита заключается в его непривычной затягивающей читке — вязкой, невнятной, преисполненной динамических и ускользающих интонаций. Его земляк Кисло-Сладкий доводит это фонетическое богатство до предела — за наслоением его глючных слипшихся строчек на русском и казахском оказывается просто увлекательно наблюдать. Впрочем, этот молодой герой совсем другой формации, нежели Скриптонит: вместо сложных нарративов он делает ставку на бесперебойную энергетику и трэп.
В дискографии Guma — всего пять треков, но каждый из них при этом — полноценное упражнение в страстном гипнотизирующем нео-R’n’B с использованием ломаных битов, амбивалентных чувств и других передовых трендов. С синглом «Стеклянная» Гуме удалось прорваться в чарты — этот хит (также перезаписанный с Лешей Свиком) демонстрирует сложный калейдоскоп интонаций, мощную драматургию и потенциал для дальнейшего роста артистки.
Техно-дуэт Tale of Us специализируется на четком лаконичном звучании с нелинейной драматургией, гипнотизирующими шлейфами и увлекательной игрой пульсаров. Проект держится на союзе пианиста Кармине Конте и электронщика Маттео Миллери. Формация уже успела взять штурмом Ибицу и классический лейбл Deutsche Grammophon, а также запустила свой лейбл и авторскую серию вечеринок Afterlife.
Команда Axidance всегда питала слабость к эпическим формам — и это несмотря на боевой строй их ранних хардкорных записей. Постепенно живописные и мрачные красоты блэкгейза захватили все их творчество, однако на концерте мы увидим реюнион именно первого состава — возможно, они исполнят наиболее динамичные и панковские треки коллектива. Также в программе — вдохновленный шумерской мифологией постметал от Nimrud и адепты экстремального звука Elegý.
Визитной карточкой группы «Монгол Шуудан» стала песня «Москва» — благолепное исполнение стихов Есенина. Тем не менее внушительную часть каталога группы занимают кровавые боевики во славу анархизма с мощным уклоном в революционное махновское ретро. Ожесточенный саунд группы балансирует между хард-роком, панком и пробивным треш-металом, а в перерывах звучат утяжеленные версии песен о казаках, кабаках и расстрелах.
В прошлом — танцор, сейчас — блогер и певец, Давид Манукян общается со своей многомиллионной аудиторией через инстаграм, ютьюб и хитовые коллаборации в стриминговых чатах. Dava нацелен на песни-мемы и готов подстраиваться под своих звездных гостей: с Ramil’ он записал чувственный хаус-трек, с Филиппом Киркоровым — шуточный минималистик-трэп, с Ольгой Бузовой — романтическую новогоднюю историю под энергичный бит. Также в каталоге артиста имеются успешные каверы с героями прошлого — вместе с Серегой Манукян переосмыслил «Черный бумер», а присоединившись к «Руки вверх!», дал вторую жизнь их песне «Крошка моя».
Изначально музыканты «Северного флота» играли в группе «Король и Шут». После смерти легендарного панк-сонграйтера Михаила Горшенева они решили основать собственный проект. Влияние Горшка в их творчестве чувствуется благодаря специфической вокальной подаче и героическому пафосу эпохи «Нашего радио». Однако стоит заметить, что «Северный флот» — это все-таки самобытный коллектив, который сочетает звучание альтернативного рока с индастриалом и на фоне своих коллег делает весьма интересные и качественные песни.
С одной стороны, белорусская альтернативная команда Nizkiz тяготеет к привычным, несколько растерявшим энергетику форматам рок-музыки нулевых: куплет-припев, много лирики, никакого новомодного сленга, электроники или резких движений. С другой стороны, даже такую музыку артистам удается сделать интересной и актуальной — высокий уровень продакшена и собственный стиль ощущается как в песнях, так и в клипах группы. Многие песни Nizkiz поются на белорусском языке — и в данном случае это скорее интересная особенность, чем проблема.
В 2010-х босниец Solomun собрал какое-то немыслимое количество профильных наград (включая сразу четыре премии DJ Awards в разных номинациях), создал громадную библиотеку хитовых ремиксов, обосновался в хедлайн-слотах стадионных дискотек — видимо, карьерные гештальты у него давно закрыты. Его мелодичная эфемерная селекция тяготеет к хаусу и техно в самых глянцевых вариациях: сеты у Solomun получаются образцом интернационального электронного стиля.
Британец Джеймс Забиела в конце 1990-х начинал с модного в те времена брейкбита, а сейчас играет помесь нежесткого техно, эйсида и прогрессив-хауса. Сочетание получается настолько яркое и эффективное, что его постоянно зовут на самые крупные мировые фестивали (на вечеринках Boiler Room он тоже появлялся неоднократно, в том числе с ностальгическим брейкбит-сетом в родном Саутгемптоне). Московское выступление Забиелы — редкий по нынешним временам шанс провалиться в глянцевый (и слегка стерильный) сет по-настоящему звездного диджея.
От треков андеграундного рэпера Особова изначально не ждешь ничего хорошего — артист не пытается кому-то понравиться, пролезть в чарты или найти трендовое звучание. Вместо этого он транслирует свинцовую атмосферу городских джунглей, хроники беспредела и злой нигилистский юмор — часто на стыке с околофутболом, правой темой и уличным насилием. На своем последнем альбоме «Fairplay» увесистые смыслы о жизни и смерти в России Особов раздает в компании ветерана сцены Slimus, шансон-рэперов Trueтень и Красное дерево и других интересных собеседников.
Проект Narkomfin выдает стандарт энергичного поп-панка с треками про бунтарскую молодость. Взвинченная бодрость и поп-мелодика их песен работают на попадание в чарты и социальные сети, однако по-настоящему больших хитов у коллектива нет. Возможно, из-за того, что на данный момент потолок креатива для Narkomfin — это хук «в кармане тик-так, в смартфоне тикток».
«Чиж & Со» — своего рода позитивный стандарт русского рока: группа исполняет простые и беззлобные песни, тяготеет к акустическому звучанию, записала как минимум два народных хита («Вечная молодость» и «О любви»). При этом в милитаристских высказываниях, ненависти к другим музыкантам и социальным группам, а также попытках собрать «небо славян» лидер коллектива Сергей Чиграков замечен не был — за это его и любим
Почти каждая песня белоруса Дениса Астапова повествует о миниатюрной жизненной катастрофе или жутковатой истории отчуждения. Среди конкретных примеров — репортаж о неудачном трипе на концерте Элджея, сага деградирующего замужества, садистские фантазии об общении с манекенами. Музыка соответствующая — нагнетающие рейв-биты с включениями диффузной электрогитары. Лонгплей «Сундук мертвеца» (в его создании еще успел поучаствовать покойный постоянный коллаборант «ЛСП» Рома Англичанин) был признан читателями сайта The Flow почему-то лучшим рок-альбомом 2019 года.
Большая часть дискографии металлистов из Elderwind посвящена красотам родного Урала — неистовая тяжесть блэка отражает хаос стихий, эпичность музыки приближает столкновение с возвышенным, а мягкие клавишные и красивые спокойные части передают внутреннюю гармонию природы. Недавний альбом проекта «Fires» оказался охвачен тревогой и меланхолией: запись посвящена лесным пожарам, которые в 2021 полыхали по всей Росси
Татьяна Зыкина стала известна в начале десятых годов. С тех пор ее чувственный и неторопливый соул-рок о женских чувствах несколько вышел в тираж: даже на консервативно настроенные радиостанции приходят новые герои, более дикие, медийные и эффектные. Тем не менее ее музыке с ранимой искренностью и мягкой вкрадчивой интонацией нельзя отказать в обаянии.
На своих предыдущих проектах «Луперкаль» и «Проект увечье» рэпер Horus активно заигрывал с правой бро-риторикой, впрочем, и один из его недавних релизов отсылает к фильму «Скины» (трек «Romper Stomper»). Однако главное в его творчестве — рассуждения о смерти, фаталистская мрачная атмосфера, взгляд на мир в тени неминуемой гибели. В качестве музыкального сопровождения здесь — энергичные биты, близкие к композициям другого артиста из объединения «Белая Чувашия» ATL.
Кажется, даже лаконичностью и нейтральностью своего названия группа Hospital попадает в эстетику звезд инди-попа начала десятых: их треки строятся на цепляющих глянцевых мелодиях, точных гитарных штрихах, синтезаторной эйфории и текстах на английском в стиле Foals. Беда в том, что к российским реалиям и трендам эти броские истории как будто не имеют никакого отношения (наверное, для многих это скорее достоинство, чем недостаток).
Уже по названию понятно, что «Всадники ЖКХ» — не совсем серьезная группа. Коллектив наследует рок-абсурдизму «Звуков Му» — отсюда и сюрреалистичный грув, и любовь к парадоксальным историям. С другой стороны, обычно эта весьма ленивая, очарованная собственной несобранностью музыка стоит ближе к психоделии и слакер-року, чем к кафкианским боевикам формации «Интурист», с которой с недавних пор соседствует в каталоге лейбла Incompetence. Творчество «Всадников» напоминает негативную иммунную реакцию на мир вокруг: выделение ядовитой испарины, попытки жутковатого камуфляжа или просто фиксацию сбитого с толку существования.