«Дом» — ключевое место для московских любителей экспериментальной музыки. Среди выступавших здесь артистов были замечены мастера нетривиального звукоизвлечения из стран в диапазоне от Финляндии до Японии. Остается «Дом» островком шумоведения и электроакустических вибраций и в нынешние неспокойные времена. 17 мая тут пройдет «Безмолвие» — фестиваль, участники которого исследуют различные звуковые оппозиции: шума и тишины, высказывания и молчания, процесса и результата. Среди выступающих — представители «Московской шумовой мануфактуры», театра «Татр», патриарх российской экспериментальной сцены Алексей Борисов и множество других артистов, вдумчиво изучающих различные грани музыкальных и антимузыкальных явлений.
В российском контексте название «Ария» синонимично жанру хеви-метал. Героический тяжелый саунд напрямую ассоциируется с хитами коллектива («Беспечный ангел», «Осколок льда» и другие) и поэзией Маргариты Пушкиной. Учитывая верное соотношение между балладами и воинственными боевиками, «Ария» до сих числится среди лидеров сцены, а многие другие известные проекты — «Мастер», группы Кипелова, Маврина, Беркута — «вышли из ее шинели».
В поисках репертуара для фортепиано, скрипки и виолончели выпускники Московской консерватории забрели в далекие и прекрасные углы. Легконогое, точно для балета написанное трио Александра Алябьева — девичество русской музыки. Богуслав Мартину считается чехом лишь номинально: всю жизнь меняя место жительства, в пору мировых войн он пытался навести мосты между странами и временами. В ре-минорном трио Мартину похож на всех классиков сразу, и это сновидческое, ускользающее сходство. Равель — исполняется трио ля минор — похож на самого себя.
Карл Филипп Эммануил Бах остается в тени великого отца, но его сочинения мало похожи на музыкальные монументы Иоганна Себастьяна. Уже не барокко, еще не классицизм, прихотливый ход мысли и неожиданная для своего времени открытая эмоциональность — он первым из композиторов сделал предметом музыки чувства частного человека, одна из его сонат так и называется, «Чувства Карла Филиппа Эммануила Баха». Впрочем, в концерте прозвучит не она, а трио-соната «Сангвиник и меланхолик» — бессловесный музыкальный театр XVIII века. Ансамбль Musica Tempora, в традициях historically informed performance, играет Баха и его современников Телемана и Абеля на старинных инструментах.
Хаски выстрелил в 2017 году с альбомом «Любимые песни (воображаемых) людей» — сборником мрачных и резких высказываний о жизни в омуте вязкой русской хтони. Артист рассказывал про ад панельных домов, деградацию, насилие и власть, лихой экзистенциальный беспредел. Его визитной карточкой стала фраза «Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица». Статус ретранслятора национальной жути подкрепляется также неоднозначной биографией — поездкой на Донбасс и совместным треком с Захаром Прилепиным о врагах родины. В конце 2018 года Хаски подвергся преследованиям со стороны правоохранителей — силовики срывали его концерты по всей России. В поддержку рэпера и других артистов с похожими проблемами состоялся масштабный благотворительный концерт от Басты и Oxxxymiron «Я буду петь свою музыку».
Коллектив Сергея Мазаева исполняет сдержанный и стильный блюз-рок, который принято слушать сидя, лучше всего на атласных диванах, ну или едва заметно покачиваясь в волшебной дымке ночного клуба. Харизматик Мазаев своим глубоким, успокаивающим голосом практически декларирует свои сентиментальные истории. На этом фоне интересны последние эксперименты группы — шумный рок-трек «Зима» и неожиданный номер в жанре мрачного синтипопа «Фотоны».
Хаски выстрелил в 2017 году с альбомом «Любимые песни (воображаемых) людей» — сборником мрачных и резких высказываний о жизни в омуте вязкой русской хтони. Артист рассказывал про ад панельных домов, деградацию, насилие и власть, лихой экзистенциальный беспредел. Его визитной карточкой стала фраза «Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица». Статус ретранслятора национальной жути подкрепляется также неоднозначной биографией — поездкой на Донбасс и совместным треком с Захаром Прилепиным о врагах родины. В конце 2018 года Хаски подвергся преследованиям со стороны правоохранителей — силовики срывали его концерты по всей России. В поддержку рэпера и других артистов с похожими проблемами состоялся масштабный благотворительный концерт от Басты и Oxxxymiron «Я буду петь свою музыку».
Валерий Сюткин прославился в 90-е как вокалист долгоиграющей рок-н-ролл группы «Браво» — тогда артист сформировал элегантную подачу в духе «московских стиляг» и записал свои самые известные песни. В рамках сольной карьеры Сюткин развивает прежние достижения, однако публика все еще хорошо помнит его ранние, уже классические сентиментальные хиты — «Семь тысяч над землей», «Я — то, что надо», «Радио ночных дорог», «Дорога в облака» и другие.
На очередной солянке в баре Punk Fiction мрачную воронку из депрессивного речитатива, гитарного холода и изобретательных параноидальных шумов запустит формация «Четвертый пациент». Группа «Ватерфолс» исполнит прозрачный сентиментальный постхардкор. Отчуждение и изящество скупых аранжировок представит команда «Грань», а молодой коллектив «Буря» сделает ставку на чувственную эмо-меланхолию.
Приплывший на лебеде рыцарь спасает от оговора наследницу престола и берет ее в жены с тем условием, что она не будет узнавать его имя. Слушатели знают имя заранее — оно в названии оперы. Красота «Лоэнгрина» именно в том, что длительное действие формально ничем не заканчивается. Рихард Вагнер предлагает наслаждаться самим процессом бесконечных музыкальных метаморфоз. В конце февраля «Лоэнгрина» поставил Большой театр. Концерт Государственной капеллы выглядит как принятый вызов и хороший знак, что культура не замирает: сравнивать исполнения Вагнера — большая роскошь.
Сукачев и Скляр практически монополизировали нишу фактурного задушевного блюз-рока с дозой забористой ностальгии — как минимум в области мейнстримной музыки. Бандитского вида харизматик с портретом Сталина на груди, Гарик Сукачев тяготеет к скрипучей дворовой меланхолии, но в случае чего готов порвать рубаху или выдать эффектную романтическую балладу. В прошлом лидер формации «Ва-Банкъ» Александр Ф.Скляр выдает сопоставимый уровень энергетики, перемалывая в своих песнях боевые гимны и светлые воспоминания из непростой истории нашей страны.
В начале 90-х Алена Свиридова придерживалась эстетского мистического шарма: в окружении переливов синтезаторов и электрогитар она пела о гедонистическом эдеме в «Розовом фламинго», а также и о других чувственных, не менее таинственных материях. Парадоксальным образом, этот необычный образ совмещался с откровенно дурацкими, громкими, почти детскими поп-песенками («Бедная овечка»). Сейчас Свиридова, видимо, имеет привилегию заниматься тем, что ей нравится, — певица выпускает шикарные акустические сборники старых треков, резкие кричалки («По барабану!»), соглашается пересобрать своего «Фламинго» при участии хаус-трио Cream Soda.
Формула успеха группы «Пикник»: вполне себе конвенциональный блюз-рок с элементами гитарной психоделии и мудреными полумистическими историями. Сюжеты коллектива Эдмунда Шклярского отличаются поэтичностью и задумчивостью, а также эффектной образной выразительностью: «У шамана три руки», «Королевство кривых» и другие их хиты напоминают ожившие полотна Сальвадора Дали, наложенные на хипповскую поэтику «Аквариума». Соответственно и сценография шоу этих сюрреалистичных сказочников весьма яркая и необычная.
Строгих жанровых границ Александр Маноцков не признает. В его песнях струнный квартет больше напоминает не филармонический ансамбль, а рок-группу. Вокальная манера автора-исполнителя — Леонид Федоров, вселившийся в донского казака. Именно так при первом прослушивании звучат альбомы «Пели» и «Мама». В концерте будут исполнены новые циклы — «Псалмы и танцы» и «Патагония». Что до названия вечера, лучше списать его на обычный пафос ДК «Рассвет» и ждать от Маноцкова продолжения.
Парни с розовыми волосами из группы «Пикчи!» пока что мечутся между различными стилями модной тинейджерской музыки. Их задача — записывать хиты о бунте, любви и страданиях. В ход идут шатающийся ломаный бит в стиле Мукки, ревущие гитары и заряженная постпанк-мелодичность. Результаты пока смешанные: квартет как будто нащупывает свое звучание, однако уже сейчас у них можно как минимум один трагический шедевр — записанную с коллективом «Космонавтов нет» песню «Такой же как и я» (особенно в акустической версии).
Гарик Бурито раньше пел в группе «Банд’Эрос», но запомнился чуть позже — в тандеме с саундпродюсером Андреем Звонким (который позже тоже станет заметным поп-артистом) в 2015 году он записывает трек «Мама», который становится большим хитом. Дальше — больше: «По волнам», «Штрихи», «Взлетай» — сложно было не услышать хоть раз эти песни в последние два года. Выпустив ряд больших хитов, Burito развил довольно активную концертную деятельность.
Само название группы уже сообщает о многом: «Dергать!» — это коллектив, который записывает песни «Девки, пиво и панк-рок», а также помещает на обложку релиза «В жопу телевизор» дословную иллюстрацию к написанному. Проект выпускает адреналиновый поп-панк о веселье, свободе и злоупотреблениях. В этом году формации исполняется двадцать лет, но рубятся они как подростки, только вчера вышедшие на сцену. В качестве саппорта выступят группы «Двое в голове», «Кулаки в карманах», Ohhh!.. Andy?!.
Судя по дискографии, большую часть времени коллектив Nemra исполняет вязкие, атмосферные, скорее пасмурные композиции в орбите корневой американской музыки — блюза и кантри. На выходе получаются недурственные, но и не очень впечатляющие стилизации. На полную катушку их потенциал раскрывается в редких фолк-треках — с гипнотизирующей простотой народных напевов, электрическим усилением и изящными узорами духовых.
Уральская группа «Сансара» уже не одно десятилетие записывает мелодичные рок-баллады о мечтательной любви и воздушном восприятии действительности. Начинал коллектив с весьма резких вещей (посмотрите их выступление на «Максидроме» в 2002 году), в конце нулевых переродился благодаря наэлектризованному инди-року, однако на данный момент былая пылкость оказалась вытеснена акустическими гитарами и выхолощенными аранжировками, участием в саундтреке к фильму «Аритмия» и размеренными видами дикой природы в клипах. Правда, элемент региональной творческой инаковости в этой музыке (см. также «Обе две», «Курара») все-таки остается.
Рэп-группа ILWT состоит из троих статных мужчин, которые транслируют близкий им здравый смысл и традиционные ценности. Ассоциации следующие: прописать двоечку, за всю хурму, друзья гопники и алкоголики, но нам же с тобой хорошо, Маша. Атмосферу задают душевность, простота и ирония, в качестве музыки часто звучит драм-н-бейс. Главный хит — вовсе не очевидная песня «Все твои друзья», но альтернативная версия понятно какой истории «Как Ипполит разбил щщи Лукашину».
Сейчас музыка ветеранов рок-движения «Крематорий» сильно напоминает умеренный прог-рок: в ней много акустических гитар и стилевых переходов, скрипичных партий и прочего густого инструментального разнообразия. А в их историях чудаковатое волшебство сплетается с повседневной жизнью — безобразная Эльза с бутылкой спирта, репортажные аллюзии к Платонову, Амстердам, полыхающий в войне палп-фикшн-персонажей.
Образ смазливого весельчака, который вовсю эксплуатирует рэпер Кравц, отлично подходит его легковесному веселому рэпу. В качестве музыки здесь — несложная танцевальная электроника и поп-мелодии. Среди главных треков прорывного мини-альбома артиста «Что еще объяснять» — нарочито дурацкая песня «Танго обниманго» и дуэт с Федуком «Скуби-Ду».
Формация «Гафт» разукрашивает лаконичные гитарные партии энергичными танцевальным битами, щелчками, дребезжаниям клавиш, барочными красотами и синтезаторными шлейфами. Их запутанные и трепетные истории напоминают скорее театральное представление с взвинченной динамикой и склонностью к изящным жестам. Шоу получается эффектное, но временами неровное.
Свою карьеру рэпер Markul начал в Англии, в одном объединении с Oxxxymiron — Green Park Gang: наиболее яркими моментами того периода стали их фит «В тихом омуте» и песня «Сухим из воды». В 2017 году Markul переехал в Петербург, стал артистом лейбла Мирона Booking Machine и определился со своим звучанием — треки артиста находятся на пересечении рэпа, дэнсхолла и чувственной поп-музыки. Чаще всего они посвящены драматичным любовным отношениям и болезненным внутренним диссонансам.
Также уроженец Павлодара, Truwer звучит как прилежный дублер Скриптонита: похожие эффектные биты, вязкая агрессивная читка, изящество жизненной грубости и хасла в текстах. Это одновременно хорошо (против харизмы сказать нечего) и плохо — получится ли у артиста выйти за рамки своей ролевой модели? Пока что Truwer выглядит как виртуоз хитовых фитов — кроме Скриптонита с ним успели записаться 104, ATL, T-Fest и Недры.
Еще совсем недавно о таком направлении исследований, как Sound Studies, в России мало кто знал, а о его признании в среде академической не приходилось и надеяться. Все резко изменилось в последние пару лет. В ВШЭ появилось направление Sound Art & Sound Design, созданное силами Евгения Вороновского и Евгения Былины. Последний также ответственен за книжную серию «История звука» (издательство «НЛО»), в которой вышли, например, классические исследования Мишеля Шиона и Кристофера Кокса. Таким образом, Sound Studies постепенно становятся частью российского интеллектуального ландшафта. В субботу пройдет день открытых дверей направления Sound Art & Sound Design. Помимо аудиоработ бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавриата и ДПО, а также рассказа о месте звука в современном искусстве от кураторов направления, вечером состоится концерт. Среди вытупающих: Serwed — дуэт Олега Буянова (он же OL) и Евгения Фадеева, в фокусе внимания которых находятся мутации и атипичные проявления цифровой танцевальной музыки; а также Егор Клочихин, известный под псевдонимом Foresteppe, — адепт пленочной хонтологии, аналоговой техники и мастер манипуляций с лоуфайными лупами. Вход по регистрации на сайте, указанном в карточке.
Трио Radopi идет по следам проекта «Кис-кис»: три девушки-тинейджера исполняют «скандальные» песни на стыке поп-панка и гранжа, достаточно энергичные и беззаботные, чтобы однажды попасть в чарты. Иногда на фоне включается убойная слэм-электроника в стиле «Пошлой Молли». «Я твоя Аврил Лавин», — поет фронтменша, затем жалуется на парня-наркомана и трудности нахождения во френдзоне. Вроде бы все гладко, но иногда кажется, что тексты группе пишет продюсер с распечатками тинейджерских пабликов.
Группа «Спасибо» экспериментировала с диффузным звучанием и хлесткими мелодиями постхардкора с середины десятых годов. Несмотря на песни о внутренних неурядицах, коллектив выделялся позитивным дружеским настроем, вплоть до воодушевляющего хорового пения на альбоме «Навсегда». В 2019 году формация выпустила свой наиболее зрелый одноименный релиз — сборник мощных, шумных и изобретательных рок-песен о депрессии и принятии себя. В итоге главный сингл лонгплея «Считалочка» прозвучал в «Вечернем Урганте» — так массовая аудитория узнала об одной из наиболее интересных гитарных групп момента.
Изначально группа «Аффинаж» специализировалась на драматичных, даже душераздирающих песнях, отличительными особенностями которых был аккордеон и надрывный вокал фронтмена коллектива Михаила Калинина. Однако в 2017 году команда выпустила «Сделай море» — самый светлый и романтичный альбом в своей дискографии, а в 2018-м — разделенный на две части релиз «Золото», где фирменная аффинажевская безысходность оказалась разбавлена спектром других, не менее сложных чувств.
В нулевые клипы группы «Сегодняночью» крутили по MTV, коллектив выступал на крупных фестивалях и, попав в волну моды на бритпоп, стремительно набирал популярность. Позже группа променяла борьбу за успех на расслабленное вневременное существование, неспешный выпуск новых альбомов и дружеские встречи с фанатами. Нужно признать, такой режим существования отлично вписывается в антураж их изящных дендистских хитов.
Молодая певица Anikv числится среди наиболее интересных новых артистов лейбла Gazgolder. Глава объединения Баста приметил харизматичную девушку на одном из песенных шоу. Набравшись опыта, яркая исполнительница с интересным, слегка хрипловатым вокалом вполне может стать новой Сюзанной — особенно при поддержке модного продюсера Saluki, который снабжает ее наиболее трендовыми битами и поет в ее наиболее популярных треках. Видимо, его влиянием также можно объяснить и нетипичный для R’n’B, откровенно криминальный сингл «Criminal».
Недавняя участница телешоу «Песни» молодая певица Асия делает ставку на повседневную поп-меланхолию: мягкое обаяние, чистый голос, сюжеты о страстях и расставаниях. Любовная грусть заливает эфир, как правило, под неспешные биты, скупую гитару или переборы клавишных. Идеальное попадание в формат создает впечатление, что в этих песнях совсем нет острых углов. Но как будто в ответ на этот упрек Асия выпускает сингл «Крестики» с гремящими рок-аранжировками — хочется, чтобы таких экспериментов было побольше.
Билли Новик сделал карьеру, играя в своих музыкальных кумиров: сначала он освоил хриплый вокал и темную барную авант-блюзовую романтику Тома Уэйтса, приложив все это к собственным меланхоличным балладам. В последнее время Новик все чаще выступает с авторскими версиями песен легендарного панка-психонавта Егора Летова. «Петербургский джазовый актив» — еще один его проект, в рамках которого Новик исполняет джазовые песни, обкатанные в его петербургском баре The Hat.
«Музыка пустыни» — одно из самых известных сочинений Стива Райха, старейшины минималистской музыки. Точнее, это не совсем минимализм: заняты большой оркестр и вокальный ансамбль с микрофонным усилением, фактура многослойная и плотная. Пустыня в названии — символический образ страшного места, но также конкретная точка на карте, пустыня Аламогордо в штате Нью-Мексико, где проходят ядерные испытания. Жизнерадостный солнечный пейзаж, вообще свойственный американской музыке, время от времени омрачается, вызывая в слушателях смятение. Впрочем, Райх не скорбит о судьбах мира и не выводит мораль. Это очень ясная и в полном смысле слова красивая музыка.
Рэп-группировка «Триагрутрика» стала известна благодаря реалистичным и душевным историям о родном Челябинске. Несколько лет назад формацию подписал к себе лейбл Басты «Газгольдер», но музыкантам, кажется, было неуютно в высококонкурентном мире больших рэп-звезд, так что они вернулись на вольные хлеба. В прошлом году у «Триагрутрики» вышел новый, одноименный альбом, вайб которого можно назвать терапевтическим — в олдскульных битах сквозит светлая грусть, а легкая усталость и фатализм от российской жизни компенсируется добросердечностью, бытовой философией и человеческими отношениями.
На ключевом хите 163Onmyneck «Жмурки» расслабленно гудят басы минималистик-трэпа, в то время как артист, запинаясь и смеясь, выдает издевательский речитатив в духе новой школы — диковинное путешествие по мемным кривым рифмам. Этот и многие другие треки исполнителя напоминают подборки юмористических рэп-скетчей в эпоху скоростного тикток-продюсирования — мы уже привыкли, что самое важное в песне это грув, серьезный и не очень. Чтобы эти песни звучали убедительно, нужно обладать значительным запасом дерзости, воображения и готовности иногда выглядеть по-идиотски. Кажется, все это у 163Onmyneck есть.
Пожалуй, главные представители новой сибирской постпанк-волны. Подобно многим другим группам этого стиля, «Буерак» совмещают аккуратную, холодную и напряженную музыку с лирикой об экзистенциальных проблемах и выживании в заснеженных постсоветских широтах. Музыканты не скрывают своего увлечения российскими фильмами 1980–1990-х годов и мрачной западной музыкой того же времени.
Ник Рок-н-Ролл называет себя «основоположником рок-перформанса» — есть в этом что-то наивное и обаятельное. На заре карьеры Николай Кунцевич лавировал между известными панк-тусовками и наверняка устраивал беспредел в андеграундных клубах — по крайней мере, его песни несут заряд лютости, отчаяния и кипучей энергии проблемных девяностых. Сейчас Кунцевич уже подзабытый ветеран рока — живой осколок тех беспокойных времен.