Спустя больше двадцати лет с момента написания «Студия новой музыки» дает мировую премьеру Камерной симфонии №2 Николая Каретникова — важного советского композитора, который сумел совместить авангардную серийную технику с принципами классического симфонизма. Ансамбль также исполнит два выдающихся образца жанра: колючую Камерную симфонию нововенца Арнольда Шенберга и яркую постминималистскую партитуру Джона Адамса.
Уральский квартет уже десять с лишним лет исполняет мелодраматический поп-рок — не для стадионов, но для пылких сердец. Жанр не то чтобы кассовый и прибыльный, но при должном исполнении имеет право на определенный успех. Песни «Марса» сложно назвать какими-то сверхизобретательными и сильно затейливыми, но их явно отличает наличие вкуса (а это, по меркам жанра, уже полдела), умение складывать слова в непошлые рифмы и знание толка в мелодиях.
Вместе со своими музыкантами Саша Алмазова исполняет ничем не удивляющий глянцевый соул. Однако благодаря чувству стиля, харизме и неглупой лирике коллективу удается не скатиться в банальность — на фоне многих похожих соул-проектов у этой формации определенно есть свое лицо.
Построк — это, как правило, протяжная и драматичная индустриальная музыка с пафосным увеличением громкости в наиболее напряженных моментах. Группа I Am Waiting for You Last Summer старается по крайней мере частично избежать этих клише, поэтому и остается среди лидеров российской сцены. Вместо барабанов у них — драм-машина, которая разбавляет привычное слезливо-минорное звучание драм-н-бейсом, дабстепом или просто мелодичными электронными структурами; вместо американских гонок с уровнем громкости — попытки найти интересное развитие основной темы. Некоторая затянутость из их треков никуда не ушла, но это уже скорее издержки жанра (или же, по мнению ценителей, один из факторов успеха).
34-летнего Александра Хубеева все еще уместно называть молодым композитором, но список проектов и профессиональных регалий у него более чем зрелый: начиная с победы на важном нидерландском конкурсе «Гаудеамус» и заканчивая участием в Венецианской биеннале и руководством в нескольких российских композиторских лабораторий. На большом сольном концерте-интервью у главреда «Музыкального обозрения» Андрея Устинова можно будет услышать, какая музыка сделала Хубеева крупным международным композитором. Спойлер: жесткая и сложная, но впечатляющая.
С помощью негромких гитарных аккордов и живописной пульсации битов артист Sirotkin рассказывает чувственные истории о людях со слишком тонкой кожей. Иногда его сюжеты воспринимаются как авантюрное приключение из жизни инди-молодежи, иногда — как драма взросления, но все они неизменно происходят словно в инстаграм-фильтре, который отвечает за теплую винтажную пленку. Несмотря на некоторую монотонность интонаций, Sirotkin остается одним из наиболее интересных артистов отечественной индитроники.
Одна из главных групп эпохи ленинградского рок-клуба, возглавляемая Леонидом Федоровым и Олегом Гаркушей и не потерявшая своей актуальности и сегодня. На протяжении всего творческого пути «Аукцыон» совмещает темы абсурда, насмешливой иронии и неконтролируемого хаоса с утонченным лиризмом, драматизмом и проницательной интеллигентностью. Одной из наиболее популярных записей группы стал альбом 1993 года «Птица» — выпущенная на нем песня «Дорога» спустя семь лет засветилась на саундтреке к фильму Алексея Балабанова «Брат-2».
Московский дуэт «Завтраккусто» появился из желания создавать неформатную для московской инди-рок-сцены музыку. Фолк-инструментарий (акустические гитары, шейкеры, губная гармошка и всякие ситуативные украшательства) используется группой для производства сюжетов в духе старых французских кабаре. В итоге на фоне неторопливых и изящных аранжировок разворачиваются истории о фланерах и кокетках, Ван Гоге и Айседоре Дункан, событиях и страстях, о которых пишут в стихах или как минимум литературных журналах.
Новая серия фортепианного издания фестиваля Sound Up пройдет в форме променада в недавно отреставрированном памятнике сталинской Москвы — Северном речном вокзале. У посетителей разных сеансов будет свой музыкальный маршрут по локациям вокзала, где сыграют пять молодых героев нашей фортепианной школы: от главной метамодернистки Петербурга Настасьи Хрущевой и восходящей филармонической звезды Евы Геворгян до Дмитрий Баталова, который в 2020-м занял второе место на престижном конкурсе Concours international de piano d’Orléans для исполнителей современной музыки. Кто-то будет играть великие вещи XX века (Кейдж и Адамс в комплекте), кто-то впервые исполнит свои новые сочинения — должен выйти правильный баланс между премьерами и умными хитами.
Grima — пример метал-группы, которая достойна внимания за пределами тяжелой сцены. Два брата-близнеца из Красноярска со зловещими деревянными масками на лицах прекрасно освоили заветы классического блэка — в некоторых их треках отчетливо чувствуется эхо бескомпромиссной резни Burzum. Однако в целом формация осваивает более атмосферный подход. Их главные источники вдохновения — природа и сказания родной Сибири. Так, в стремительном гитарном звучании и рокоте барабанов появляются таинственные лесные духи, колокола, гармонь и хрустальная капель.
Московская командная «Макет» играет крепкий постхардкор на предсказуемый список тем: их дебютный лонгплей «Бекграунд» транслирует импульсивный неуют существования, в котором, кажется, отразилась общая ковидная тревога. Четкие и энергичные мелодии здесь то и дело уходят в шумовые дебри, ломают строй или приобретают депрессивное утяжеление почти что на полюсе гранжа. На одной из композиций выступает близкий по духу Евгений Алехин из «Макулатуры». В качестве поддержки — сеты от групп Life on Venus, Heavy Gloom и Selfharm.
В начале нулевых большая тройка альтернативных команд из «Психеи», Jane Air и Amatory являлась драйвером развития для всей сцены. Тогда формация исполняла мощный и жуткий металкор, связанный с темами безысходности, одиночества и власти темных сил. В конце десятилетия группа перешла к более мягкому и мелодичному звучанию, попала на «Наше радио», но не прекратила своей эволюции. Сейчас Amatory, возможно, находится на пике своей формы: новые релизы коллектива состоят из яростных и техничных боевиков с эпизодическими включения хардкор-рэпа и динамичного рейв-брейкбита.
Известный как L’One, бывший участник группы Marselle (не путать с петербургским поп-трио) Леван Горозия достиг славы при поддержке лейбла Тимати Black Star — сначала он выпустил первый в России танцевальный трэп-хит «Все танцуют локтями», затем закрепил успех вереницей высокобюджетных поп-треков. После скандального ухода с лейбла Горозия теперь уже под своим именем пытается перезапустить карьеру, записывая весьма форматные истории — но с чуть более дерзким оскалом и агрессивным продюсированием.
В современном мире регги-вариации, как правило, не вызывают ничего, кроме зубовного скрежета. Коля Маню — счастливое исключение. Артист тяготеет к дэнсхоллу и рагамаффину, то есть динамичному регги, исполненному в высоком и среднем темпе. Тематика песен в хорошем смысле предсказуемая — свержение Вавилона, солнечная Ямайка, танцевальные позитивные вибрации. Рэп-треки и биты на продажу (некоторые, например, можно услышать на альбомах Miyagi & Andy Panda) у Маню также случаются.
Проект «ИльяМазо» как бы добавляет к утробной тоске русских романсов, колыбельных и народных песен трехмерное измерение — за счет трансгрессивных электронных шумов и глитчей в стиле Arca и прочих современно звучащих экспериментов. За музыку здесь отвечает продюсер Дмитрий Гудничев, за баритон-вокал — поэт Илья Мазо. Среди прочих достижений формации — многочисленные коллаборации с экспериментальными артистами («Хадн дадн», «Синекдоха Монток», Полухутенко, Юлия Накарякова) и создание симулятора ночной снежной тоски между блоками сибирских панелек «ШХД: Зима».
Екатерина Бардыш начала карьеру в 2015 году с увлечения этно-музыкой и рэп-битами. Один из ее битов оказался на совместном треке умеренно правых летописцев земли русской «Грот» и «25/17». Знакомство обернулось плодотворной дружбой и совместными треками — в «Гроте» Бардыш пробыла два года в качестве вокалистки и продюсера. Ее дебютный альбом «На горизонте» вышел в 2020 году, на нем девушка исполняет техничный боевой рэп с энергичной читкой, языческой трайбл-атмосферой и убойными брейкбит-аранжировками.
Среди своих музыкальных ориентиров московская формация Grizzly Knows No Remorse указывает сатерн-рок — американский «южный рок» с влиянием блюза и кантри. В их музыке действительно много затяжных соло-узоров и героической патетики. Однако это звучание значительно ускорено хардкор-долбежкой, срывами в скриминг и энергичной боевой динамикой. Два года назад коллектив выпустил свой первый альбом на русском языке — сборник крепко сделанных треков GKNR.
В последние несколько лет Меги Гогитидзе наращивала свой репертуар форматными поп-треками с гитарными переборами и хаус-битами. Успех пришел в 2019 году, когда девушка выпустила альбом «Nu Geshinia»: сборник песен на грузинском языке, где в полной мере раскрываются трагичность народных напевов и вокальные глубины самой исполнительницы. Очевидно, что Гогитидзе тесно в рамках фолка — даже с аккомпанементом из скрипок и акустики. Ее последний альбом «Plus 1» записан вместе с группой: таков адекватный компромисс между востребованным локальным настроением и современным звучанием.
В середине десятых Pharaoh выступил как предвестник новой школы рэпа — многие не воспринимали всерьез его глючные и задиристые фиты с Boulevard Depo, однако виральный успех хита «5 минут назад» расставил все по местам. Артист с головой ушел в мрачное, затягивающее, часто надломленное звучание, закрепился в хедлайнерах фестивалей, ссорился с единомышленниками, уходил в крутое пике с неудачным альбомом «Правило» и странным участием в скандальном треке Лободы «Boom Boom». Однако сейчас Глеб Голубин снова обрел форму и выпустил убедительный релиз «Million Dollar Depression» — с отчаянием, надрывом, брейкап-историями и чувством собственного превосходства.
Альбом харьковского проекта «Пошлая Молли» «8 способов как бросить дрочить» стал одной и главных музыкальных сенсаций 2017 года. Группе удалось схватить ключевые элементы молодежного духа эпохи — нигилизм, растерянность, усталость от политики и рутины, желание отчаянного и беспечного веселья. Команда харизматика Кирилла Бледного заговорила со своей аудиторией на языке мемов и забавных кричалок, отбросив в сторону все лишнее — пафос, готовые клише, желание рассказать связную историю или попасть в радиоформат. Ничего удивительного, что они сорвали банк. Чуть позже формация добавила к своему звучанию динамичные рейв-элементы, чем только упрочила свой статус подростковых кумиров.
Скрывающийся под ковид-масками аноним Канги запустил карьеру в прошлом году с хитами «Эйя» и «Вали». Фрешмен исполняет маскулинный бро-рэп в стиле Макса Коржа — но с более убойными танцевальными битами, впечатляющей амплитудой «ленивых» интонаций и новой степенью откровенности: кажется, такого потока аутентичных ругательств и проклятий, как в треке «Вали», на нашей сцене еще не слышали. Сейчас у Канги всего 16 треков, однако даже без звездных фитов он готовится к своему первому туру.
Не каждый поп-фрешмен будет открывать свой клип архивной съемкой Бориса Ельцина и историей «МММ». Выступающий как Zoloto молодой казахский артист Владимир Золотухин очевидно находится в поиске своего звучания и эстетики. Пока что он балансирует между умной поп-электроникой и чувственным неосоулом. У Золотухина есть все необходимое, чтобы найти своего слушателя: пластичный, запоминающийся голос, хорошие песни, чувство вкуса и — главное — смелость, позволяющая экспериментировать.
Виртуозный трэп-исполнитель Obladaet — пример того симулякра (вне всяких оценочных суждений), в который превратился рэп: ранее бунтарская музыка черных гетто, сейчас совершенно виртуальный мир больших скоростей, лимитированных шмоток и хлестких панчей, эдакая сверкающая витальная фантазия. Obladaet придерживается именно такой эстетики. Со своим последним альбомом «Players Club» он не добавляет в нее ничего нового, но полирует до блеска — как в плане звука, так и грамотного сопровождения со съемками десятиминутных видео, конкуренцией в чартах и созданием инфоповодов в социальных сетях. Также в лайнапе Cherocky, Everthe8, K8maffin и секретные гости.
Ershov запоминается кислотным цветом волос, промофото с гитарами и обилием татуировок — рокот поп-панка в его треках действительно есть, но на первом плане остается беспроигрышный трэп и переживания из-за «фейклав». Артист записывает броские форматные треки о расставаниях — очевидно, в расчете на то, что один из них обязательно станет хитом. Прорыва пока нет, но прослушивания на Spotify уже исчисляются сотнями тысяч. Также в программе — Slame, Kara Kross и Kagramanov.
Писатель и драматург Исаак Бабель участвовал в производстве десяти фильмов и написал семь киносценариев, однако выжила лишь одна лента по его сценарию — немая трагикомедия «Беня Крик» про банду налетчиков, поверивших в идеалы Октябрьской революции. На выставке «Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве» пройдет специальный показ «Бени Крика» под импров-саундтрек, который создадут в процессе композитор Владимир Горлинский, виолончелистка ансамбля DianaPlaysPerception Алина Ануфриенко, виолончелист МАСМа Илья Рубинштейн и другие заметные музыкальные экспериментаторы Москвы.
За четыре года Егор Натс прошел путь от статуса меланхоличного ноунейма к большим залам и умеренной популярности. Натс исполняет грустные песни под аккомпанемент сдержанных гитарных красот и безотказных битов. Получается романтичная, абсолютно ровная музыка без резких углов и шокирующих подробностей — очевидно, что многим подросткам за пределами «Ионотеки» такое нравится. Любопытно, что главный хит Натса — песня «Хочу к тебе» — выделяется на общем фоне холодным, почти маниакальным вайбом.
Муся Тотибадзе — молодая девушка из Москвы, степенно и методично завоевывающая место под солнцем на отечественной инди-сцене и отметившаяся дебютной пластинкой «Мальчик». Она исполняет легкий и воздушный электропоп с гитарами и незамысловатыми текстами о любви и юности. В ее творчестве озорство соседствует с точностью — кажется, что Муся будто играючи и не всерьез создает нюансную музыку, к которой трудно придраться. Упрекнуть ее в перегибах тоже непросто: здесь есть синтезаторы, но нет избитой ретроатмосферы; есть актуальные и броские тексты, но нет ничего вызывающего и провокационного. 25 апреля Муся Тотибадзе выступит с большой сольной программой в Москве и представит новый альбом «Молодость».
Это все та же свобода мысли, музыки, жизни. Автором композиций выступает сама Муся, бессменный герой музыкального романа — Иван Лубенников, саундпродюсер и композитор. Участие в создании альбома так же принимал традиционный состав музыкантов — Глеб Меркулов и Максим Войтов.
На данный момент синтипоп-группа «Электрофорез» является одним из наиболее успешных проектов новой волны русской независимой музыки. Популярность коллективу обеспечивает декадентская лирика, особенное внимание к томной и мрачной эстетике, одновременно сдержанный и мощный синтезаторный звук, а также харизма фронтмена Святозара Черноусова. Интервью с музыкантами читайте на «Афише Daily».
В модной нынче абсурдистско-авангардной линии можно усмотреть четкую преемственность. «Звуки Му» преломляли бодрое гитарное беспокойство о безумие советского быта. Похожие кафкианские бытовые мотивы используют их наиболее успешные подражатели из группы «Интурист». Продюсер из окружения формации Андрей Ли пытается рассказать шутку в третий раз — с помощью проекта «Директор всего», где подложкой для сюрреалистических офисных мантр о контрактах, KPI и бухгалтерах становятся пульсации минималистичной, часто доходящей до джазовой лютости электроники.