Два очень необычных проекта встретятся на сцене ДК «Рассвет». Формация JRPJEJ переосмысляет черкесский фолк — записывает народные песни исходя из музыкальных реалий настоящего времени, но с аутентичными инструментами и традициями. В итоге строгий мужской хор, архаичный вокал и пронзительный строй инструментов приобретают почти современный грув. Группа Two Daughters делает нечто подобное, но с торжественной барочной музыкой, звучавшей еще в петровское время либо созданной в творческой лаборатории коллектива.
Один из главных хитов Давида Деймура называется «Танцуй, убивай» — и вряд ли что-то объяснит его музыку доходчивее. GSPD берет мемы настоящего и прошлого (Катя Кищук, NFS Underground, водка, Ельцин) и отправляет их на беспощадный ретрорейв. В ход идет самая эффективная опорно-двигательная музыка: техно, евродэнс, брейкбит — его концерты лучше всего охарактеризует слово «мясо». Интервью с музыкантом читайте на «Афише Daily».
«Другдиджея» — камерный клубный проект, который вместо борьбы за прослушивания углубляется в дебри изысканного синтезаторного фанк-звучания и мультижанровые коллаборации (с участием инди-проектов «Нотеберд», Bassline Junkie и других). Речитатив здесь скорее элемент общего грува, вереница обаятельных и необязательных, часто фантастических историй.
Петербургский проект Кирилла Иванова и музыкантов группы «Елочные игрушки», начинавший с абстрактного хип-хопа и впоследствии радикально расширивший жанровый диапазон вплоть до IDM. Сегодня творчество группы «СБПЧ» напоминает детский эксперимент, который вышел из-под контроля. Если раньше в их альбомах еще оставались хоть какие-то признаки концептуальной схваченности, то последние работы коллектива напоминают скорее веселый и цветастый бедлам, помноженный на эстетику Уэса Андерсона. Множество стилевых заимствований тонут в едином, по большей части электронном мареве наравне с монотонным голосом фронтмена Кирилла Иванова, который рассказывает то про утопические горизонты, то про сокровенные и потаенные чувства — получается какая-то бесформенная и внушительная музыкальная материя с постоянно дрожащей, волнующейся, переливающейся поверхностью.
Стиль BollywoodFM практически ничем не отличается от творческой манеры его старшего товарища и наставника Хаски (тот обозначен в качестве специального гостя концерта): это все те же песни про хтоническую беспросветную Русь, исповедальные интонации, гнетущие биты и атмосфера рассредоточенного по воздуху, готового вспыхнуть в любой момент насилия: кровь, рябина, тоска, панельки. Разве что некоторые отрезки у BollywoodFM оказывается более растянутыми и задумчивыми, чем у его сенсея, что не исключает возможного будущего перерождения из тени прославленного рэпера в нечто уникальное.
На фоне мощных и эпатажных поп-проектов Terelya — глоток свежего воздуха. Вокалистка Анастасия Тереля не только обладает мощным фактурным голосом, но и придумывает интересные поэтичные истории. Они раскрываются в богатом инструментальном убранстве со скрипками и фортепиано — тщательно выверенном, качественном, впечатляющим своей концентрированной выразительностью.
Обе формации на концерте в Powerhouse делают громкую и чувственную рок-музыку — однако, сохраняя общее немного пасмурное настроение, команды различаются в нюансах. Ветераны альтернативной сцены, группа Mad Pilot совмещает меланхоличное мидвест-эмо с гнетущей зашумленностью гранжа и нойз-рока, а их коллеги из коллектива «(поля)» (экс-Endless Fields) явно вдохновляются американским инди-роком в духе Built to Spill разбавляя его вкраплениями того же гранжа.
Музыка фрешмена LeanJe держится на двух китах. С одной стороны, жесткий и динамичный речитатив с витиеватой лирикой о собственных внутренних демонах. С другой — сеттинг, где тревожная атмосфера современности сталкивается с магической фолк-эклектикой: славянскими заговорами, восточными миражами и мощными темными силами. На выходе получаются броские треки для любителей эффектных, поддающихся множеству интерпретаций историй. На фитах — Drummatix и RAM.
Рем Дигга — заслуженный ветеран андеграундного рэпа, которому не нужно повышать голос или использовать спецэффекты, чтобы произвести мощное впечатление: достаточно хлестких, отточенных, мастерски сложенных строчек. Творчество артиста условно делится на две части — жесткий уличный рэп контрастирует с чувственными треками о любви. Может, Рем Дигга не сияет на олимпе рэп-игры, но его заслуги всем очевидны — именно Дигга стал автором главного трека о войне десятых годов («На Юг») и соавтором одной из наиболее популярных российских песен в общемировом масштабе (виральный дэнсхолл «I Got Love» совместно с Miyagi & Эндшпиль, все еще присутствующий в чатах три года спустя своего выхода).
После распада легендарной декадентской рок-формации «Агата Кристи» один из ее фронтменов Глеб Самойлов решил добавить к своим мрачным и болезненным историям синтезаторную мощь. Теперь вместо утонченных гитарных аранжировок его, в общем-то, простоватые истории о предательствах, катастрофах и распаде сопровождаются атакующими синтами и индустриальными ритмами.
Москвичи Pompeya — одни из главных лиц отечественного англоязычного инди-рока. Основанная в 2007 году группа известна своим западным саундом с сильным влиянием старомодного психоделического попа. В 2010 году лейбл Xuman Records выпустил их первый полноценный альбом «Tropical». Группа часто наведывается с концертами в США, хотя ее основная фан-база все равно находится в России.
Группа «Биртман» запускалась в 2015 году легендой о найденной дискографии советского поэта-песенника, что уже тогда выглядело не очень ловкой мистификацией. В основе творчества формации — нагловатый баритонистый вокал и шансонные интонации, наложенные на жизнерадостность советских ВИА. Сквозь призму бравого алкогольного делирия коллектив прилаживает к феноменам современности советский «уют» и юмористическую фольклорно-блатную поэтику. В прицеле иронии — R&B, диджейство, модные бренды и много чего еще.
Начавшая свою карьеру как блогерша, в данный момент Клава Кока известна в первую очередь как артистка лейбла Black Star. Девушка записывает эклектичные танцевальные хиты, умеренно критикуя мужчин, обыгрывая мемы и неумело маскируя ругательства, чтобы попасть в ротацию. Кока и ее продюсеры преуспели в создании ярких инфоповодов. Среди последних удачных кейсов: скандальный поцелуй с Моргенштерном в клипе «Мне пох», песня о паблике «МДК», кавер Скриптонита (который, может, и не заметили бы, если бы рэпер не пришел ругаться в комментарии), а также замьютенная нагота на обложке альбома «Неприлично о личном».
Участник «Аукцыона», влиятельный контрабасист Владимир Волков известен страстью к неистовой джаз-импровизации. На второй день фестиваля Volkov Manifest он сможет ее реализовать в составе бенда «Лесной квинтет» — музыканты обещают представить электроакустическую программу. Также на сцене — герои петербургской сцены Антон Боярских (тромбон), Андрей Кондаков (клавиши), Гарик Багдасарьян (ударные) с исполнением песен романиста Бориса Виана и джазовой классикой середины XX века.
Иван Алексеев начинал как уличный музыкант на Арбате, а после победы на фестивале Urban Sound снял первый клип «Песня для радио», попавший в ротацию музыкальных каналов. В 2008 году на лейбле «Мистерия звука» выходит дебютный альбом «The Greatest Hits vol. 1», обозначивший стиль Noize MC на стыке рока и хип-хопа и утвердивший его в качестве одного из лучших фристайлеров страны. В последующие музыкант годы сменил акцент в своих песнях на социальные и политические проблемы.
Меломаны из Therr Maitz ориентируются на стильную англоязычную поп-эклектику с синтезаторным лоском. В их пестрой дискографии можно встретить футуристический синти-поп, камерные акустические колыбельные и размашистый электропоп. Стержневым элементом всех этих треков остается драматичный вокал харизматичного фронтмена Антона Беляева — отсюда и страсть давать живые выступления при поддержке оркестра. Парадоксальным образом, наиболее популярной песней группы в стриминговых сервисах остается довольно дикий хаус-фанк-хит 2016 года «My Love Is Like» — отблеск альтернативной, куда более пестрой и непредсказуемой линии развития, в которой коллектив оказался не очень-то заинтересован.
Пожалуй, главные представители новой сибирской постпанк-волны. Подобно многим другим группам этого стиля, «Буерак» совмещают аккуратную, холодную и напряженную музыку с лирикой об экзистенциальных проблемах и выживании в заснеженных постсоветских широтах. Музыканты не скрывают своего увлечения российскими фильмами 1980–1990-х годов и мрачной западной музыкой того же времени.
«Дети Picasso» — одна из наиболее интересных и недооцененных инди-групп нулевых. Вокалистке Гаянэ Арутюнян удавалось создавать пронзительные, очень яркие и непохожие друг на друга истории, среди которых убаюкивающие исследования нежности, эстетская драма о любви и смерти, радостные манифесты об открытости миру, шаманские заклинания и много что еще. Все это — с отточенными мелодиями и эффектным орнаментом аранжировок от ее брата Карена и других музыкантов. В десятые коллектив распадался, переезжал в Венгрию и вновь собирался для записи нового материала — в этот раз с упором на армянский фолк, при поддержке арфистки и живописного гитарного гула.
Два года назад Алишер Моргенштерн, будучи блогером, записывал выпуски «Изи рэп» про то, как писать рэп-хиты, и на чужих примерах показывал, что делать рэп — строго говоря, не мешки ворочать. Расхожая претензия к нему в те годы: «Ну а теперь покажи, что ты сам можешь». Сейчас такие претензии кажутся смешными. Моргенштерн поставил рок-альбомом рекорд по репостам (не бог весть какая метрика, но нелишний штрих к картине), записался с «ЛСП», Егором Кридом и Thrill Pill, перебрал за миллион подписчиков в «ВКонтакте» и дорос до площадок уровня Adrenaline Stadium.
Двадцать с лишним лет Александр Васильев убедительнее и достовернее всех озвучивает петербургскую грусть, превращает хмурое в притягательное и поколениями убеждает впечатлительных абитуриенток снимать жилье в Адмиралтейском районе песнями про безысходность, новых людей и «Орбит» без сахара. Чаще всего эти песни не очень веселые и годятся для посиделок под гитару. В последние 15 лет творчество группы можно объяснить так: зачем менять то, что и так хорошо работает?
Отчужденность и холодность постпанка можно использовать по-разному. В интерпретации группы «Дурной вкус» четкие удары драм-машинок, вычерченные мелодии и гулкий бас становятся арматурой лиричной, почти прозрачной музыки: творчество формации крутится вокруг острых состояний влюбленности — холодный мир вокруг становится лишь декорацией для беспокойных чувств.
Кубинец Александр Абреу и его бенд Havana D'Primera играют тимбу — локальную смесь из сальсы, фанка и афро-кубинской народной музыки. Тимба отличается гибкостью и интенсивностью, энергичными ритмами, свингующей перкуссией и сумбуром в развитии мелодий. В то же время духовые Абреу наводят на эти неистовые танцевальные песни глянцевый лоск.
Развитие формации «25/17» шло по тематической линии — начав с патриотического рэпа и традиционалистской риторики, дуэт омичей Андрея Позднухова и Антона Завьялова переключился на социальные и моралистские тексты, критику власти и продуктивное сближение с рок-музыкой. Сейчас «25/17» числятся среди наиболее ярких резидентов «Нашествия» — после дуэтов с Дмитрием Ревякиным, Александром Скляром, Константином Кинчевым и другими известными рокерами они там на сто процентов свои.
Белорусская команда «Леприконсы» начинала с беззлобного поп-панка, но в какой-то момент к бодрым гитарным мелодиям музыканты добавили аккордеон и духовые. Решение оказалось судьбоносным — группа записала броский компанейский хит «Хали-гали, паратрупер» с образцовым идиотским хуком («…нам с тобою было супер»). Найденная формула успеха утянула группу в добродушную фолк-эклектику — кабацкую, народную, с песнями про пиво, девчонок и солдафонов.
Изначально постпанк-группа Ploho записывала безрадостные и гулкие лоуфай-треки, то ли посылая сигналы бедствия с заснеженных сибирских пустырей, то ли фиксируя чувство безысходности на обломках советского проекта. Впоследствии формация пришла к более компромиссному звучанию — с вычищенными аранжировками, знакомым постпанк-квадратом и вкраплениями светлого лиризма. Однако динамика коллективной апатии и реалии будничного произвола из этой холодной и красивой музыки никуда не делись.
Самая эстетская московская группа «Мегаполис» во главе с Олегом Нестеровым существует с 1987 года. Выпустив в 1996 году альбом «Гроза в деревне», коллектив ушел в продолжительный отпуск, а Нестеров занялся продюсерской деятельностью и выпуском молодых интересных музыкантов на своем лейбле «Снегири» (Алина Орлова, The Retuses, «Елочные игрушки»). В 2010 году «Мегаполис» вернулся с альбомом «Супертанго» и сейчас, по словам музыкантов, переживает второе рождение. Среди последних проектов группы — мультимедийный проект про советское кино 1960-х.
Vespero — герои усложненной суггестивной рок-музыки, тяготеющие к длинным форматам, эклектике и темпераментным жестам. Изящные переплетения мелодий сливаются здесь в гипнотизирующий поток космических, эзотерических и фантастических интонаций. Часто этот поток набирает силу мощного водопада — несмотря на общее меланхоличное настроение композиций. Группа представит новый альбом «Sonĝo».
На сцене «Успеха» — начинающие рок-борцы с несправедливостями мира. Условные хедлайнеры — нойз-поп-дуэт Kick Chill, авторы колких и шумных боевиков с надрывными атаками на патриархат и дисциплинарное общество. Пока что совсем незрелую альтернативу с искорками панка и песней про вагину исполнит группа «Панчи Пич», а формация Prospal продемонстрирует эмоциональный мелодичный постхардкор о собственных тревогах.
Дора выстрелила в 2019 году с альбомом «Младшая сестра» — сборником трепетных историй от немного нескладной, но зато искренней и проницательной старшеклассницы, которая никак не может наладить личную жизнь. Истории влюбленности сопровождались гитарным рокотом и несложными синтезаторными мелодиями — так Дора стала первой большой звездой кьют-рока: феминного, эмпатичного и близкого к настоящим тинейджерским переживаниям. Впрочем, успех исполнительницы во многом строится и на ее таланте вписываться в чужой контекст — в формате запоминающихся фитов (с Платиной, Feduk, Мейби Бейби) и каверов («Куда уходит детство» Пугачевой и «Пошлю его на…» Лолиты).
На сцене Punk Fiction — независимые группы, на которые определенно стоит обратить внимание. Коллектив Bird Bone — это золотой стандарт эмо-сцены, авторы сентиментальных и надрывных боевиков, которые вобрали в себя все лучшие черты жанра. Мощные и беспокойные нойз-треки представит формация «РыцарныеРыцари». Группа «Мытищи в огне» специализируется на арт-панке с хрониками веселого апокалипсиса. Лаконичный постхардкор насыщенных трагичных состояний исполнит команда «Макет». Наконец, формация «Дуучимээ» порадует удивительным экспериментальным данс-панком.
Известный как L’One, бывший участник группы Marselle (не путать с петербургским поп-трио) Леван Горозия достиг славы при поддержке лейбла Тимати Black Star — сначала он выпустил первый в России танцевальный трэп-хит «Все танцуют локтями», затем закрепил успех вереницей высокобюджетных поп-треков. После скандального ухода с лейбла Горозия теперь уже под своим именем пытается перезапустить карьеру, записывая весьма форматные истории — но с чуть более дерзким оскалом и агрессивным продюсированием.
Свою карьеру рэпер Markul начал в Англии, в одном объединении с Oxxxymiron — Green Park Gang: наиболее яркими моментами того периода стали их фит «В тихом омуте» и песня «Сухим из воды». В 2017 году Markul переехал в Петербург, стал артистом лейбла Мирона Booking Machine и определился со своим звучанием — треки артиста находятся на пересечении рэпа, дэнсхолла и чувственной поп-музыки. Чаще всего они посвящены драматичным любовным отношениям и болезненным внутренним диссонансам.
Ветераны отечественной сцены «Элизиум» исполняют героический панк с анархисткой риторикой: землю — крестьянам, народ — в коммуны, да здравствует взаимоуважение и чуткость к общему делу. В проигрышах звучат боевые трубы, сами песни (и тексты) весьма длинные — чувствуется наследие мессианского русского рока, который мешает стать коллективу по-настоящему боевой единицей. Однако качество лирики внушает оптимизм, а продюсирование весьма на уровне.
The Retuses сочиняли в начале десятилетия акустические песни нездешней стати — тихие и уютные, но пылкие и щемящие. Кроме своих текстов ровно по той же формуле лидер группы Михаил Родионов озвучивал стихи Серебряного века. Добившись локальной известности, группа вдруг резко пропала с радаров — и спустя шесть лет так же внезапно вернулась. За это время появилось целое поколение новых местных музыкантов, которые поют по-русски и вообще-то не про уют, а про ту самую боль, которой прозвали профильный фестиваль. Как поменялись The Retuses? С одной стороны, это все та же тихая печаль. С другой — это печаль расфокусированная, обернутая не только в акустику, но и в сбивчивую электронику. Примечательно, что шестилетнее отсутствие будто бы вообще не сказалось на позициях группы, — The Retuses успешно отыграли большой камбэк-концерт, а их новый альбом понравился читателям «Афиши» в первой половине года больше всех.
Экспериментальная группа Usssy обрушивает на слушателя сбивающий с ног поток гитарного звука, где сталкиваются мат-рок, психоделия и изящные восточные мелодии. Иногда в это изысканное месиво врезается электронный нойз, свист и мощные синты. В музыке Usssy преобладают драйв, витиеватые арабески и ориенталистский уклон, но коллектив также известен, например, экспериментами по совмещению русских народных песен с режущим метал-звучанием.
Возможно, кто-то помнит, что свой последний хит группа «Ногу Свело!» выпустила в 2005 году — это была занимательная военно-ориенталистская стилизация «Идем на Восток!». С тех пор подопечные Максима Покровского продолжает выступать в придуманном им жанре абсурдистского поп-рока: среди их последних достижений — песни про судака и ватрушки, которые вышли на альбоме 2017 года «Материки моей планеты», а также изданные в 2020-м лонгплей «Хочу бодаться!» и актуальный, если судить по заглавию, мини-альбом «4 стадии карантина».
Свои главные песни группа Сергея Бобунца «Смысловые галлюцинации» записала в начале нулевых — романтических хит «Зачем топтать мою любовь» и изысканный фаталистический шедевр «Вечно молодой», попавший в саундтрек к фильму «Брат-2». Сегодня Бобунец делает вещи куда более безобидные: то просит всех улыбаться в честь чемпионата мира по футболу, то записывает фиты с Юрием Гагариным, то радуется чудесам природы и нагоняет грусти в недавнем (неплохом) сингле «Глубина».