По словам Фелдмана, «Triadic Memories» — это «сознательная попытка формализовать дезориентацию памяти». По его меркам, это относительно громкое и быстрое сочинение, в котором около часа, словно в сломанном калейдоскопе, друг в друге застревают и нерегулярно отражаются простые фортепианные фразы. «Triadic Memories» из тех редких сочинений, которые правильнее не слушать, но находиться в их звуке — особенно когда звук будет получаться из рояля пианиста МАСМ Михаила Дубова. Удивительно, но на очень редкое российское исполнение «Triadic Memories» пускают бесплатно — главное, успеть зарегистрироваться.
Образовательный проект «Эшколот» на «Неделе еврейского искусства в ГИИ» проведет совершенно экзотический концерт «Super flumina Babylonis» («На реках вавилонских»). Так называется средневековый псалом, который на Втором Лионском соборе Папа Римский использовал для прощания перед отъездом из Иерусалима в Авиньон. Трио Labyrinthus исполнит версии этого псалма, а также другие сочинения, связанные с Авиньоном, Вавилоном и переселением Папского двора в начале XIV века. Играть будут на репликах диковинных старинных инструментов: щипковых цитолях, романской арфе и шифони.
Коллектив из Барнаула прославился бодрым мелодичным панком из жизни подростков — с эмоциональной подачей, всеми сопутствующими беспокойствами и злоупотреблениями. На своем последнем альбоме «Семья на час, друзья на день» «Шары» разбавили свое эмо-звучание более резким альтернативным роком — жизненные перспективы современных тинейджеров в их исполнении резюмируются строчками «выколи глаза и женись на однокласснице» и «рожай детей, стреляй людей».
В Punk Fiction — четыре группы с нетривиальным подходом к лоуфай-эстетике. Группа Oceans играет расслабленный слакер-панк с отсылками к Deerhunter, приступами добродушия, иронии и нойза. Пронзительный постпанк о молодости выдает команда «Фоновый шум», а проект «Группа» записывает издевательские и немного наивные деконструктивистские IDM-песенки. Также в программе — коллектив «Афтерпати» и секретные гости.
Композитор Юрий Каспаров и солисты Opensound Orchestra сочинили любопытный абонемент «100 лет русскому музыкальному авангарду». Вместо ревизии эталонных партитур столетней давности на первом концерте «Футуризм и формы в воздухе» фортепианную пьесу «Дон Кихот» художника Михаила Матюшина и по-скрябински ускользающие «Формы в воздухе» Артура Лурье сопоставят с музыкой молодых авторов: например, монотеатром для голоса «Брампутапсель» Владимира Горлинского и «Техникой сна» Анны Поспеловой. И музыка редкая, и программные сочетания по-настоящему диковинные.
Anton Ripatti & Babakaband — предприятие весьма необычное. Музыканты пытаются воссоздать таинственную атмосферу Дэвида Линча: в ход идут одинокие блюзовые аккорды, скорбный гуляющий саксофон, пустоты и гулкое эхо динамиков. Элегическая тональность напоминает группу «Мегаполис» и не дает фронтмену стать новой версией Бликсы Баргельда, однако порою этот странный, дисгармоничный проект довольно точно создает чувство заброшенности и удивительной трагической свободы.
Четырнадцатую симфонию Шостакович писал в больнице, так что настроения в ней понятно какие. Впрочем, со смыслами Четырнадцатой каких-то особенных ребусов нет: в каждой из одиннадцати частей использованы стихи Лорки, Аполлинера, Рильке или Кюхельбекера на тему смерти, поют их вместе и поочередно сопрано и баритон. По меркам советского искусства сочинение это как минимум необычное, а вот тропы самого Шостаковича узнаются мгновенно: Юрий Башмет, его ансамбль «Солисты Москвы» и сильные оперные певцы Любовь Петрова и Сергей Лейферкус должны справиться с ними безупречно.
Найк Борзов стал одним из главных хитмейкеров 2000 года — после выхода альбома «Супермен» в массивную ротацию попали его расслабленные и остроумные песни «Лошадка» и «Три слова». Всероссийская известность оказалась ярким эпизодом в карьере артиста, но не самым характерным. Сам Борзов всегда тяготел скорее к вычищенным от банальностей, глубоко лиричным историям, которые можно услышать на его следующем, сейчас уже классическом альбоме «Заноза», а также в последующих записях.
Выступающий под именем МС 1.8 Илья Кузнецов известен как бывший участник сентиментальной рэп-формации «Многоточие», друг «25/17», пропагандист чая и эзотерически-интегрального подхода к человеку. Его сольное творчество — четкий, осмысленный речитатив вне модных трендов, разве что на недавнем сингле «Чтобы тьма полыхала углями» можно услышать заигрывание с рейв-электроникой. Треки артиста состоят из увесистых битов, рассказов о поисках смысла в борьбе против системы. На фитах — «25/17», «Красное дерево», «Грот» и другие серьезные мужчины.
Белорусской певице Palina отлично удаются прозрачные и пульсирующие электронные баллады. В позапрошлом году она выпустила свою версию хита Аллы Пугачевой «Позови меня с собой» — с тихим, спокойным, почти прозрачным настроением. Артистка закрепила успех дебютным альбомом «Грустные песни» — на нем можно расслышать трогательный минимализм в стиле The xx, пульсации и переплетения на манер группы «Наадя», а также ласкающий и шершавый вокал, который и определяет обволакивающую, дрожащую, интимную атмосферу ее треков.
Гарик Бурито раньше пел в группе «Банд’Эрос», но запомнился чуть позже — в тандеме с саундпродюсером Андреем Звонким (который позже тоже станет заметным поп-артистом) в 2015 году он записывает трек «Мама», который становится большим хитом. Дальше — больше: «По волнам», «Штрихи», «Взлетай» — сложно было не услышать хоть раз эти песни в последние два года. Выпустив ряд больших хитов, Burito развил довольно активную концертную деятельность.
Главная особенность рэпера ATL — талант к созданию удивительных фэнтезийных миров, чаще всего они похожи на сеттинги постапокалиптических игр и мрачной научной фантастики и тесно связаны с темами смерти и разложения, общих для всех циклов биологической жизни. Другая сторона творчества артиста — психоделические путешествия, выход за пределы сознания. Не зря музыкальным сопровождением к его историям обычно служат громкие рейв-биты или футуристические электронные прогрессии. ATL является активным участником объединения «Белая Чувашия», а также носит почетный неофициальный статус «любимый рэпер ваших любимых рэперов».
В музыке Nytt Land определенно чувствуется сибирская специфика: формация начинала с полевых записей, гудения варгана и таежного эмбиента. Затем к саунду прибавился более отчетливый грув и шаманское пение. Сейчас Nytt Land — уже полноценный фолк-состав: с мощным биением языческих энергий, ударами бубна и барабанов, изящными орнаментами смычковых и флейт. Тем временем тематика пластинок коллектива расширилась, включая теперь нордические саги и блэк-металлическую тьму.
Проект Алексея Телегина Phurpa — явление на экспериментальной сцене особенное. Музыканты, облаченные в черные матерчатые одеяния с закрытыми лицами, при помощи горлового пения и минималистичной перкуссии создают поток мрачной переливающейся энергии, портал в темноту, куда-то за пределы человеческого понимания. Вокальные техники отсылают к тибетским практикам, гнетущая атмосфера и вязкая монотонность — к дроун-музыке и группе Sun 0))). Развлечение, прямо скажем, не для каждого: для восприятия материала требуются определенное усердие и внимание, иначе вибрации черной материи могут обернуться однообразным гудением.
Бывший участник «Фабрики звезд» и группы «Корни» Павел Артемьев уже давно занимается собственным музыкальным проектом. Под лейблом Artemiev артист выпускает лиричные рок-треки весьма неплохого качества — ничего революционного в них нет, но в целом это симпатичная музыка, которая, судя по количеству просмотров на ютьюбе, находит отклик у слушателей. Его лонгплей «Канун конца начала» (2017) пронизан философствованиями о дружбе, любви, Боге и смысле жизни, а также отличается лиричными и в то же время весьма динамичными поп-аранжировками с активным использованием гитар и смычковых.
Поп-рэпер T-Killah прославился во многом благодаря стратегически удачным дуэтам: среди его коллабораторов — Лена Катина из «Тату», Виктория Дайнеко, Ольга Бузова, Мари Краймбрери и многие другие. Опытный пехотинец российской эстрады T-Killah тем не менее так и не прорвался в первую лигу звезд. Зато его ненавязчивая харизма служит отличным подспорьем для других артистов, а бодрый и чувственный хаус-рэп помогает записывать оседающие в чартах танцевальные бэнгеры.
Portwave оказался среди тех артистов, кто перестроил жутковатую витч-хаус-электронику под новую, более динамичную и танцевальную реальность. Призрачные автотюн-семплы, дрожащая ночная мистика и глубокие басы существуют в его треках на подложке из четких танцевальных ритмов. При этом темные суггестивные силы из этой музыки никуда не делись.
Назвались «Отрядом Велиала», носят маски, читают рэп — кажется, что вряд ли под этим скрывается благодушная к слушателю музыка. И правда: Velial Squad — это зубастый и клыкастый хип-хоп про ужасы земные и не очень. Город как проклятый мордор, дробовик как средство риторики, хоррор как среда обитания — все это завернуто в техничные и бойкие треки-кричалки, идеально подходящие для слэма в зале.
Пора уже вводить термин «тикток-поп»: песни, под которые в модной соцсети открывают рот и самозабвенно танцуют парни и девушки. Хорошо от этого всем — герои набирают подписчиков, а песни быстро становятся хитами. Мэвл — яркий пример этого феномена. Его музыка — это бесстыжий диско-поп с оглядкой на звук 90-х. Сравнения с Тимой Белорусских в данном случае неизбежны, только вот песни Мэвла даже еще более доходчивы. Пожалуй, понятнее всего будет их описать словом «расколбас».
Четыре группы наведут порчу в баре «Успех». Тяжелую поступь методичного дум-олдскула выдают петербуржцы из Caustic Vomit. Отталкивающее урчание и режущий гитарный гул можно будет услышать у еще одних любителей канона — Necrectomy. Не менее убойное и жуткое звучание обеспечат москвичи Anotherside и Constrained Ferocity.
Группа «Кровосток» уже давно является важной составляющей русского культурного ДНК — все из-за того, что московским художникам, исполняющим кровавые треки о небанальных буднях криминального мира, удалось всмотреться в повседневную жуть российской действительности и правдоподобно транслировать пережитые впечатления массам. За плечами группы несколько сильных студийных альбомов, а также судов в Ярославле, когда творчество «Кровостока» хотели, но так и не смогли запретить.
Главный представитель новой школы на лейбле Басты «Gazgolder», юноша с белыми волосами, чувственным эмоциональным флоу и прокачанным современным продюсированием. Во многих треках T-Fest преобладают мрачные интонации и вычурный эротизм — не зря его трамплином к известности стал совместный трек со Скриптонитом «Ламбада», ода разгульной и грязной сексуальности.
Изначально музыканты «Северного флота» играли в группе «Король и Шут». После смерти легендарного панк-сонграйтера Михаила Горшенева они решили основать собственный проект. Влияние Горшка в их творчестве чувствуется благодаря специфической вокальной подаче и героическому пафосу эпохи «Нашего радио». Однако стоит заметить, что «Северный флот» — это все-таки самобытный коллектив, который сочетает звучание альтернативного рока с индастриалом и на фоне своих коллег делает весьма интересные и качественные песни.
Певица Ella выстрелила в прошлом году, когда ее совместная работа с электроклэш-бунтарями из RSAC «NBA» стала виральным хитом в тиктоке. Пластичный и чарующий голос девушки в совокупности с глубокими басами и псевдоориенталистской мелодией стал идеальным саундтреком для тысяч видеозарисовок. Сольный альбом исполнительницы во многом продолжает эту линию — передовая электроника и насыщенные акустические партии отлично дополняют ее мерцающий влекущий образ. На фитах — бывшая участница группы «Мы» Mirèle. Билеты на вход разыгрываются на официальном сайте мероприятия.
В хедлайнерах очередного «Маятника Фуко» — рэп-трикстер и главный шоумен страны Моргенштерн, а также группа «Пошлая Молли», формация, придумавшая совместить танцевальные рейв-биты с поп-панком и атмосферой бесконечной вечеринки. Кроме того, в программе — друг и наследник Оксимиронa, молодой трагик Markul в окружении толпы ревущих героев минималистик-трэпа: OG Buda, Rocket и LilDrugHill.
Формация Gnoomes прописана в Перми, однако выпускается на британском лейбле Rocket Recordings. Ничего удивительного здесь нет: среди главных достоинств команды — гладкое западное звучание. Вокруг неспешного пульсирующего ритма их треков создается завораживающее психоделическое пространство, в котором взрываются впечатляющие спецэффекты — космические синтезаторы, вкрадчивые гитарные реплики, фузз-кульминации и убаюкивающий вокал. Такую музыку можно было бы легко застать в фаворитах сайта Pitchfork лет 8–10 назад.
«Дайте танк (!)» — относительно молодая, многословная и парадоксально популярная рок-группа в ситуации, когда подобная музыка все чаще оказывается заключена в небольших андеграундных залах. Успех коллектива можно объяснить, во-первых, доступным динамичным звучанием с использование гитар и чиптюна, которое служит отличным фоном для их длинных текстов. А во-вторых, сами тексты — остроумные и отлично составленные — мастерски фиксируют беспокойство и неустойчивость современной жизни. Бесконечный спам, игра в «Монополию», абсурдность буддийского эскапизма — об этих и других тревожных сюжетах «Дайте танк (!)» сейчас поют убедительнее многих своих коллег.
Состоявшиеся классики олдскула «Рыночные отношения» приостановили свою деятельность в 2017 году, когда одна половина формации села по наркотической статье, а вторая дала на них показания. По окончании сроков группа возвращается с увесистыми размышлениями о жизни, любви и смерти в границах Российской Федерации — никаких заигрываний с модными трендами, только свинцовые истины об уличных порядках и запрещенных субстанциях. «Черная экономика» — еще одна классическая формация, которая запомнилась четкими битами, ироничной и злой подачей и сюжетами из маргинального андеграундного быта.
Саундтреки к доисторической фантастике, стихи советских композиторов, психоделические корвалансы, ранний синтипоп 80-х, дикий фолк — у музыки группы «Кассиопея» самые неожиданные источники и самые удивительные результаты. Они играют страннейший шизопоп и орбитальную акустику; цитируют Валентина Берестова и математические головоломки; поют трагически-инфантильными голосами (главный принадлежит Илье Черепкову, вокалисту «Петли пристрастия») — в итоге выходят абсолютно феноменальные песни, сделанные на уровне лучших проделок бруклинских авангардистов, притом на русском языке.
С помощью негромких гитарных аккордов и живописной пульсации битов артист Sirotkin рассказывает чувственные истории о людях со слишком тонкой кожей. Иногда его сюжеты воспринимаются как авантюрное приключение из жизни инди-молодежи, иногда — как драма взросления, но все они неизменно происходят словно в инстаграм-фильтре, который отвечает за теплую винтажную пленку. Несмотря на некоторую монотонность интонаций, Sirotkin остается одним из наиболее интересных артистов отечественной индитроники.