Госкапелла вместе со своим основателем и главой Валерием Полянским исполнит коллекцию итальянских шедевров XIX столетия. Драматическая красота будет в увертюре «Севильского цирюльника» Россини, эпицентром пышного виртуозного стиля станет Первый скрипичный концерт Паганини (солирует Максим Федотов), а трепетные духовные песнопения Верди представят итальянских авторов с серьезной стороны (великий оперный автор в них, конечно, опознается, но по его меркам это необычно грозная и торжественная музыка).
Шнитке вряд ли кто-то назовет жизнерадостным композитором, но и его трагедия будто бы слишком уж часто прячется за постмодернистским трюкачеством. В «Гоголь-сюите» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» он, кажется, нашел самый убедительный консенсус между парадоксами своего художественного мышления. Абсурд в этой музыке изящный и остроумный, но одновременно горький, тяжелый и достоверный — наверняка Гоголь был бы очень доволен таким результатом.
Вечеринка «Шнурки» попытается совместить слэм, танцы и панк-бунтарство. За альтернативу с брейкбитом и приставочным писком будет отвечать команда Yeltsin Is Illuminati. Речитатив о подростковых проблемах и актуальную электронику сочетают проекты INTERNETSHELTER и Энди Дангир. Также в программе — меланхоличный панк от Nerazberikha и надломленный клауд-рэп от CATOZAWR.
Концерт музыкального и художественного объединения «Школа/Škola Crew» охватывает аж два тысячелетия. Из старины тут только песнопения IX века Кассии Константинопольской, зато более современная музыка представлена в том числе оригинальными партитурами начала ХХ века: музыканты «Школы» исполнят неоклассические произведения Хиндемита и мрачные декадентские песни молодого Берга (потом он научится у Шенберга додекафонии и станет звездой авангарда). Каждое сочинение еще и обещают дополнить видео-артом, который поможет расшифровать скрытые в музыке загадки.
В российском контексте название «Ария» синонимично жанру хеви-метал. Героический тяжелый саунд напрямую ассоциируется с хитами коллектива («Беспечный ангел», «Осколок льда» и другие) и поэзией Маргариты Пушкиной. Учитывая верное соотношение между балладами и воинственными боевиками, «Ария» до сих числится среди лидеров сцены, а многие другие известные проекты — «Мастер», группы Кипелова, Маврина, Беркута — «вышли из ее шинели».
Группа Сергея Жарикова «ДК» появилась в 1980 году — раньше, чем «Гражданская оборона», «Странные игры» и «Звуки Му». Сейчас их минималистичное звучание можно сравнить с ноу-вейвом или экспериментальным постпанком в стиле Public Image Ltd: песни «ДК» состоят из жесткого пульса гитар и перкуссии, треска подпольного аппарата. Не менее радикальными казались и тексты — своего рода аллергическая реакция на окружающую «норму». В честь 65-летия Жарикова его поздравят ветераны андеграунда — Павел Хотин («Звуки Му»), Вера Сажина («Небесные землемеры»), Алексей Борисов («Ночной проспект»), Валентин Скородед («Монгол Шуудан») и другие музыканты.
Формация DYW играет слетевший с катушек импровизационный джаз. Неистовость их музыки напоминает последние альбомы Swans, но без апокалиптического тона: уверенно нарастают волны звука, их разрезает безумный свингующий саксофон, вокруг сгущается магическая психоделика. Их коллеги «Группа ил» пытаются делать умную альтернативу в духе Radiohead — с похожими ноющими интонациями и меланхоличными нелинейными аранжировками (только лучше бы они использовались вне оглядки на кумиров).
Фестиваль «Дикая мята» уже давно вышел за рамки этно- и фолк-музыки. Сейчас от трехдневного лайнапа мероприятия разбегаются глаза. Среди хедлайнеров — задиристое фолк-кабаре The Hatters, фанк-экспериментатор Иван Дорн, настоящий «русский Том Уэйтс» Гарик Сукачев, праздничный грузинский рок-оркестрик Mgzavrebi, феминистка и конкурсантка «Евровидения» Manizha, легенды рок-авангарда «Аукцыон». Одним из ключевых событий станет громкое шоу «Кино» с исполнением песен Виктора Цоя. Также в списке — значительное количество артистов калибром поменьше в диапазоне от сентиментального фолка до постхардкора.
В старинном жанре concerto grosso («большой концерт») композиторы сопоставляли звучание всего ансамбля и группы солистов, а Филипп Чижевский вместе со своим оркестром Musica Viva сопоставит сами concerto grosso. Программное движение будет обратным: из высоколобой неоклассики Стравинского и едкого постмодерна Шнитке (ХХ век) он прыгнет в барочную благодать Генделя (XVIII век). Именно так получаются захватывающие музыкальные истории.
На мини-фесте «Неопознанное движение» в затейливых ситуациях встретятся импров, новый академ, электроника, поэзия и видео. Концерт опытной фри-джаз-формации New Trio с гостевым участием молодого композитора Алексея Наджарова, визуальный перформанс саунд-художника Александра Сенько, тексты Кирилла Широкова и его же коллаборация «Три сестры» с виолончелисткой Алиной Ануфриенко и импровизирующей скрипачкой Василисой Филатовой — это лишь некоторые события в континууме фестиваля. Вход свободный.
Прорывным для Леши Свика стал 2018 год, когда артист выпустил сингл «Малиновый свет» — безотказный хаус-поп-трек о магической предрассветной стихии танцев, страсти и необдуманных поступков. За ним последовала череда таких же томных, прямолинейных и успешных хитов: сильный удар бита сменяет слабый, Свик демонстрирует свой гибкий меланхоличный вокал и, кажется, прекрасно знает, что нужно его аудитории.
Не зря почти все треки с последнего альбома группы «Ада» «Взрослый альбом» имеют тот или иной подзаголовок — кажется, что формация пытается встроить в каждую свою историю неожиданный поворот, а лучше целую россыпь неожиданностей. Формально коллектив играет инди-рок, но броские мелодии у них часто звучат в минорной тональности, развиваются в неожиданных направлениях и подвержены легкой экспериментальной гравитации. Тексты же часто пропитаны иронией и языковыми играми. Финальный продукт вполне на уровне — что-то наподобие Modest Mouse или гаражных инди-алхимиков с «Питчфорка» десятилетней давности. Но примечательно, что главным хитом группы остается довольно прямолинейная песня о скоротечной несчастной любви «Все напоминает о тебе».
Выписанное на фестиваль «Дикая мята» интернациональное трио Mongooz and the Magnet отыграет отдельный концерт в Powerhouse. Коллектив специализируется на современном блюз-роке: фактурные гитарные рифы подкреплены у них мягкими мелодиями и дружелюбным отношением к радиоформатам. Сцену с ними поделят берлинцы Blue Thyme, авторы соула с электронным хрустом трип-хопа, фортепианными семплами и атмосферой джазового бара перед самым закрытием.
Лига отменных тульских групп представит свою музыку в «Бумажной фабрике». Коллектив «–1» отошел от привычных формул скримо в пользу более сложных нарративов и мелодий и достиг настоящих глубин экзистенциального отчаяния. Группа «Дорогой дневник» исследует оттенки надежды и грусти в рамках трепетного (и несколько прямолинейного) постхардкора. Нелинейный же хардкор от The Bojarski сохраняет в своем сердце гневный анархистский запал. Также в программе — группы «Утехи юности безумной» и Beautiful.
На примере фрешмена Janaga можно изучать формулу сознания новых звезд кальянного рэпа: глубинные трэп-биты, пацанский речитатив, печальные аккорды гитары и фортепьяно, проникновенный восточный тембр — все, дело в шляпе. Один хит у Janaga уже есть — антагонистическая история любви «По щекам слезы» (при участии исполнительницы Кучер). Также выделяется по количеству прослушиваний баллада о поездке в закат «На бэхе».
Мукка, в миру Серафим Сидорин, молодой артист из Нижегородской области, записал один из главных инди-хитов последней пары лет — драматичный трек «Девочка с каре». Успех песни строится на энергичном брейк-бите, мощном гитарном дисторшене в припеве и истории любви к молодой мертвой девушке. Другие композиции артиста также совмещают рок и электронику, атмосферу катастрофы и мощную пробивную энергетику. На фоне рейв-гедонизма «Пошлой Молли» и эмо-отчуждения «Шаров», именно Мукке удается вдохнуть в новую рок-музыку трагедию и олдскульный драйв саморазрушения. Другое дело, что постоянное совмещение ломаных битов и громких гитар, кажется, переходит у Сидорина в дурную привычку.
Русскоговорящая норвежка Эрика Лундмоен записывает рэп с явным влиянием витч-хауса — окутанными туманом битами и увесистыми басами. Глубокий вокал Лундмоен также отличается хтоническим вайбом — на своем самом известном сингле «Яд» ее исполнение иногда заставляет вспомнить о холодной и необычной музыке певицы Линды. Впрочем, чувственные, качающие треки в каталоге этой восходящей рэп-звезды тоже присутствуют, как и совместная песня с «Мальбэком» и Сюзанной (лидер группы Роман Варнин также подписал девушку на свой лейбл MLBC).
На фоне непрекращающихся разговоров о смерти рок-музыки герои нулевых группа «Би-2» продолжает давать масштабные, впечатляюще срежиссированные стадионные концерты и выпускать клипы на миллионы просмотров. Неважно, что их конъюнктурно-актуальные песни словно застыли в сонном, щегольском мелодизме — все-таки группа успела записать несколько абсолютных хитов, которые знает вся страна: «Полковнику никто не пишет», «Мой рок-н-ролл», «Варвара» и другие.
В Punk Fiction выступят адепты метала с акцентом на мелодические изящества. Инструментальные коллективы Amoak и Reserve de Marche специализируются на постметале: витиеватые аранжировки сталкиваются у них с волнами взрывных риффов и суровой тяжестью. Атмосферные готические истории представит формация Inner Missing. От команды Endless Ocean можно ожидать десятиминутные композиции на стыке мрака и далеких внеземных фантазий.
Ян Дисмас Зеленка жил и работал на территории современных Чехии и Германии в XVIII веке. После смерти о нем надолго забыли, но в конце ХХ века его партитуры разыскали и исполнили энтузиасты старинной музыки, да с таких успехом, что самого Зеленку стали называть «Богемским Бахом». Его объемную часовую Мессу Всех Святых впервые в России исполнят все те же энтузиасты, только местные: образцовый вокальный ансамбль Intrada, барочный оркестр Pratum Integrum и сильные солисты Диляра Идрисова, Александр Миминошвили и Юрий Миненко. Вместе с Зеленкой также споют торжественную Глорию куда как более известного Вивальди.
Главная особенность рэпера ATL — талант к созданию удивительных фэнтезийных миров, чаще всего они похожи на сеттинги постапокалиптических игр и мрачной научной фантастики и тесно связаны с темами смерти и разложения, общих для всех циклов биологической жизни. Другая сторона творчества артиста — психоделические путешествия, выход за пределы сознания. Не зря музыкальным сопровождением к его историям обычно служат громкие рейв-биты или футуристические электронные прогрессии. ATL является активным участником объединения «Белая Чувашия», а также носит почетный неофициальный статус «любимый рэпер ваших любимых рэперов».
Группа «Влажность» обыгрывает все привычные беспокойства современных подростков — они накладываются в их текстах на комплекс рок-звезды и желание произвести сильное впечатление: вот вам гимн секса и панка, вот речитатив от лица маньяка, вот типичная история неразделенной любви из серии «я всюду вижу твое лицо». Все вышеперечисленное разворачивается под громкую эклектику из панка, альтернативы, блюз-рока, а иногда и звучания современного мрачного рэпа в духе Boulevard Depo.