Если бы не Филипп Херевеге, то исторически информированное (аутентичное) исполнение старинной музыки не было бы таким, каким его знают сегодня. В своем хоре и оркестре Collegium Vocale Gent он объединил самых искушенных ценителей старинной музыки со всего света. Хотя они отлично ориентируются и в Возрождении, и в раннем барокко, их главный композитор — Бах. На российских гастролях Херревеге и Collegium исполнят Мессу си минор — одно из самых масштабных вокальных сочинений в обширной баховской библиотеке. Дистиллированный музыкальный опыт гарантирован.
В прошлом году лидер «Мегаполиса» Олег Нестеров запустил большой проект «Три степени свободы. Музыка кино СССР», этот концерт про его первого героя — Альфреда Шнитке. В ДК «Рассвет» музыку великого советского авангардиста исполнят на многоканальной акустической системе акусмониум, в «дирижерах» — сам Нестеров и композитор и саунд-художник Антон Яхонтов aka Patrick K.-H. Также покажут видеоинсталляцию, в которой видеохудожница Дина Караман использовала кадры из фильмов, где звучит музыка Шнитке.
Проект вокалистки Намгар Лхасарановой и музыканта Евгения Золотарева преобразует фолк-мотивы Бурятии и Монголии в размашистую современную этнику. Специфическое горловое пение, гудение варгана и другие народные инструменты сочетаются в их аранжировках с рок-усилением и эмбиент-текстурами. Также не стоит забывать о мощном вокале самой Намгар. Аутентичность принесена здесь в жертву синкретическому сплаву world music — группа демонстрирует эффектное шоу с настроением кочевой Сибири, но не саму Сибирь.
Изначально трэп отображал ловушку насилия и наркотрафика, символ черных неблагополучных кварталов. Сегодня его наиболее брутальная и громкая версия стала агрессивной поп-музыкой про секс и собственную крутость. Pussykiller — еще один евангелист минималистик-трэпа, весьма ловко подводящий клише про сучек и платину под энергичные биты. Судя по всему, рынок трэп-музыки еще далеко не заполнен — места для новых бойцов дерзкого бахвального речитатива там достаточно.
Валерий Сюткин прославился в 90-е как вокалист долгоиграющей рок-н-ролл группы «Браво» — тогда артист сформировал элегантную подачу в духе «московских стиляг» и записал свои самые известные песни. В рамках сольной карьеры Сюткин развивает прежние достижения, однако публика все еще хорошо помнит его ранние, уже классические сентиментальные хиты — «Семь тысяч над землей», «Я — то, что надо», «Радио ночных дорог», «Дорога в облака» и другие.
Кажется, даже лаконичностью и нейтральностью своего названия группа Hospital попадает в эстетику звезд инди-попа начала десятых: их треки строятся на цепляющих глянцевых мелодиях, точных гитарных штрихах, синтезаторной эйфории и текстах на английском в стиле Foals. Беда в том, что к российским реалиям и трендам эти броские истории как будто не имеют никакого отношения (наверное, для многих это скорее достоинство, чем недостаток).
Музыку «Пиццы» как-то назвали «новым русским соулом»: в том смысле, что это не соул на русском языке, а соул как состояние души, естественно, широкой и русской. Основания есть: песни у группы по-дворовому обаятельные, по-нездешнему стильные и страшно притягательные. У лидера группы Сергея Приказчикова есть очевидный талант завораживающе описывать быт и повседневность, и поэтому в треках «Пиццы» нет заламывания рук, больших трагедий, драм и форм, а есть переход между «Баррикадной» и Пресней, лифт в подъездах, обычные вторники и пятницы.
Небольшие инди-группы бунтуют против новых ограничений. Очевидные хедлайнеры первого дня фестиваля — пронзительные инди-рок-романтики из группы «Номер скрыт». Также акустический сет представят постпанк-экспериментаторы из «Дуучимээ», а коллектив «Дедовский свитер» обеспечит камерную лоуфай-интимность на контрасте с хлесткими мелодиями. Кроме того, вальяжность, задумчивость, танцы и рев гитарной музыки продемонстрирует формация «До свиданья, дорогая!». Всего выступит восемь проектов.
В начале 90-х наиболее известные рок-коллективы в России все еще продолжали работать по заветам ленинградского рок-клуба — служили фабрикой смыслов, претендовали на мобилизацию населения и объяснение политической реальности. Ничего удивительного, что на этом фоне любимцами публики стали лирики из Nautilus Pompilius — фронтмен коллектива Вячеслав Бутусов специализировался на лиричных, декадентских песнях о сложных и невероятно красивых внутренних переживаниях. Следующему поколению слушателей группа запомнилась удачным попаданием в кинодилогию Алексея Балабанова «Брат». Именно там звучит пронзительная композиция «Гудбай, Америка» — ее, наряду с такими хитами, как «Титаник», «Крылья» и «Прогулки по воде», Бутусов продолжает исполнять на своих сольных концертах.
Уральская группа «Сансара» уже не одно десятилетие записывает мелодичные рок-баллады о мечтательной любви и воздушном восприятии действительности. Начинал коллектив с весьма резких вещей (посмотрите их выступление на «Максидроме» в 2002 году), в конце нулевых переродился благодаря наэлектризованному инди-року, однако на данный момент былая пылкость оказалась вытеснена акустическими гитарами и выхолощенными аранжировками, участием в саундтреке к фильму «Аритмия» и размеренными видами дикой природы в клипах. Правда, элемент региональной творческой инаковости в этой музыке (см. также «Обе две», «Курара») все-таки остается.
Визитной карточкой группы «Монгол Шуудан» стала песня «Москва» — благолепное исполнение стихов Есенина. Тем не менее внушительную часть каталога группы занимают кровавые боевики во славу анархизма с мощным уклоном в революционное махновское ретро. Ожесточенный саунд группы балансирует между хард-роком, панком и пробивным треш-металом, а в перерывах звучат утяжеленные версии песен о казаках, кабаках и расстрелах.
Денис RiDer идеально попадает в формат легкомысленного дискотечного хита. Артист использует только безотказные ингредиенты: глянцевые покачивания дансхолла, трэп и прямой бит, эластичный вокал с восточными нотками. Настолько же утилитарны его тексты и хуки (как в главном хите артиста «Атата») — они отражают драмы и соблазны, которые, скорее всего, могут привести вас на пьяный танцпол.
Актер мощной суровой конституции Александр Устюгов прославился в роли полковника Шилова из сериала «Ментовские войны». На сцене он исполняет примерно те песни, которые можно было бы ожидать от его лирического героя: суровый и душевный русский рок, иногда с просветами шансона и фолка. Устюгов, увы, не Высоцкий — для этого его песням не хватает злободневности и универсальности (да и эпоха откровенно не та). Однако героическое амплуа артист отрабатывает на все сто. В свою очередь, коллектив Ekibastuz выдает фактурный рокочущий рок, не впадая в нафталиновую хтонь, весьма распространенную для такого консервативного жанра.
Певица Сабрина отлично встраивается в волну неопопа — новой, ориентированной на интернет-культуру и деконструкцию жанровых клише поп-музыки. Напряжение и вязкий мрак сложных чувств оформлены у нее с помощью глубинных битов, пространственных спецэффектов, хлесткого электро и других передовых трендов. К голосу девушки тоже нет никаких претензий — именно чарующая и чувственная вокальная прогрессия обеспечила успех пока единственного ее хита «Она». Остается только написать убедительные цепляющие тексты — пока что в них творится какая-то клишированная неразбериха. На ближайшем концерте к Сабрине присоединятся такие коллеги по цеху, как ветераны электропопа Tesla Boy и Егор Сесарев.
В начале 90-х продюсер Макс Фадеев добавил в эстетский поп начинающей певицы Линды щепотку мистики — таинственное нью-эйдж-звучание и готичный образ подсмотрели у певицы Мадонны. В итоге девушка с тибетскими отсылками и припевами-мантрами оказалась в топе российской эстрады. После разрыва с Фадеевым и долгого периода молчания Линда возвращается в новом эзотерическом образе — что-то вроде небинарной матери Геи с увесистыми битами, шаманскими заклинаниями и лозунгами вместо сокровенного шепота.
Автору драматичных поп-хитов Дмитрию Маликову удалось успешно встроиться в современность. Очередная вспышка внимания к его персоне началась после того, как артист поинтересовался у своей аудитории в твиттере, нормально ли им живется или все-таки «тяжеловато приходится». Став мемом, Маликов продолжил быть им в шутливых клипах Хованского, параллельно выпустив несколько новых романтичных треков и заставив страну вспомнить свои прошлые заслуги — хиты «Ты одна, ты такая», «Звезда моя далекая» и другие.
Молодая певица Anikv числится среди наиболее интересных новых артистов лейбла Gazgolder. Глава объединения Баста приметил харизматичную девушку на одном из песенных шоу. Набравшись опыта, яркая исполнительница с интересным, слегка хрипловатым вокалом вполне может стать новой Сюзанной — особенно при поддержке модного продюсера Saluki, который снабжает ее наиболее трендовыми битами и поет в ее наиболее популярных треках. Видимо, его влиянием также можно объяснить и нетипичный для R’n’B, откровенно криминальный сингл «Criminal».
Первому концерту Московской филармонии 100 лет — он прошел 29 января 1922 года в Большом зале консерватории (свой зал у филармонии появился только в 1940-м). Программа была с неожиданными поворотами: Девятая симфония Бетховена и Второй концерт Рахманинова вряд ли кого удивят, а вот «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» Ипполитова-Иванова и «Развалину башни, жилище орла» Танеева по нашим меркам вполне себе экзотика. В точный день юбилея программу повторят на историческом месте, среди исполнителей — маэстро Юрий Симонов, Денис Мацуев, звездный состав вокалистов.
Конец нулевых — эпоха наплыва тинейджеров с длинными челками в черно-розовой одежде, которые слушали эмокор: синтез метал-агрессии, надрывных историй и сахарного эмо-мелодизма, настоящий калейдоскоп обостренных чувств и запоминающихся хуков. После длительного забвения эта музыка все чаще возвращается на сцену — уже скорее в качестве ретро. На Emofest 2022 выступят герои той самой сцены: «3000 миль до рая», «До завтра», «Плакса», проект Natry и другие.
Второй день фестиваля «Запрет» получится куда более хулиганским. В хедлайнерах — вечные кутилы и бунтари, авторы злого остроумного протопанка из группы «Суперкозлы». Формация «Маркер» представит недружелюбный к миру, адреналиновый нойз-рок. Акустическую версию своего юмористического рок-н-ролла исполнит группа Johnny Roller. Также в программе — «Влажные ватрушки», «Мерзавцы», «Звуки пениса» и другие интересные проекты.
Молодой Thrill Pill может похвастаться довольно широким диапазоном треков: в его каталоге соседствуют агрессивные бэнгеры, издевательские отчеты о собственном успехе и болезненные любовные признания. Все эти композиции объединяют прямолинейность подачи, ставка на простые и действенные биты, отказ от любых авторитетов и, как это ни странно, действительно убедительные тексты. Ничего удивительного, что Thrill Pill сейчас является главной звездой запущенного ранним Фейсом скандального минимал-рэпа. Среди недавних достижений артиста — командный хит с куплетами от Егора Крида и Morgenshtern «Грустная песня».
На Басманный район планируется наступление дет-метала: формация Bitter Loss подготовит сет с плотным рвущим звучанием и головокружительными соло, астраханская команда Goatpreacher погрузит всех в ужас бесконечной войны, в то время как группа Gosudar будет исследовать все аспекты безграничной тиранической власти. Остальные заявленные коллективы также придерживаются канона несущего скверну и разрушение дета.
Клуб «Смена» соберет у себя группы, достигающие пределов лютости экстремального метала — то есть мрачной резни дета и диффузного ультранасилия грайндкора. Брутальные гимны исполнят москвичи из Swamp. интенсивную низкочастотную бомбардировку и монструозные всхлипы обеспечат радикалы из Abnormity. Также в лайнапе — боевики от Flatulence, оккультные истории у Gravegod и порнографические ужасы от группы Anal Grind.
Бар «Успех» празднует свой четвертый день рождения с лайнапом из дерзких и оригинальных групп. Заряд олдскульного марксистского панка обеспечит великая формация «Панк-фракция Красных бригад». Водоворот абсурдистского фри-джаза запустит команда «Рудольф». Также в программе — отвязный постпанк от «Аминь», кислотный рэп под хардкорные биты от Mutant Blunt и магия темпераментного фри-джаза от «Петяев-Петяев».
В прошлом участник шансон-рэп-дуэта «Триада» Нигатив находится в стороне от хайпа и опирается скорее на серьезные и лиричные, нагруженные смыслом истории. В его треках можно распознать социальную критику, серьезное самокопание, непошлые истории любви, а эстетика видео скорее напоминает качественный авторский кинематограф. Нигатив не поет о гламурных вечеринках или жизни городского дна, не пытается манипулировать слушателем при помощи дешевых лобовых приемов. Его темы универсальны, а мастерски рассказанные истории надолго остаются в памяти.
Формация «Конец фильма» известна двумя песнями: гимном расслабленной беспечности из сериала «Солдаты» и остроумным кавером главного хита Smokie, таких же безобидных и благозвучных рок-героев Великобритании. В нулевые коллектив зарядился холодным саспенсом эпохи из саундтрека «Брат-2» (см. композицию «Весна»), а сейчас записывает какие-то добродушные необязательные истории — вполне в духе своих самых известных треков.
Трио Tihotiho создает вкрадчивые, в меру эффектные инди-поп-треки в широком диапазоне влияний: их общее расслабленное и глянцевое настроение сталкивается с танцевальными искрами попа, меланхолией трип-хопа, игривостью и замысловатостью британской бейс-сцены. Несмотря на очевидные удачи (например, трек «Египет»), пока что не очень понятно, что хочет рассказать этот проект, но это лишь повод придержать его в категории перспективных новичков.
У музыки из Екатеринбурга есть свой характер — в музыке таких групп, как «Курара», «Сансара» или «Обе две» всегда можно найти общие черты. Где-то в этой плоскости находится и «АлоэВера», частично образованная из участников вышеупомянутых команд. Коллектив Веры Мусаелян регулярно гастролирует и периодически выпускает неизменно легкий и воздушный инди-поп достойного качества. Екатеринбуржцы (впрочем, уже бывшие) говорят, что живьем «АлоэВера» совсем другие — Вера общается с аудиторией и проживает заново каждую песню.
В середине нулевых два рыжих близнеца «Братья Грим» заняли топовые строчки хит-парадов с легкими и солнечными гитарными песнями, местной версией брит-попа — сначала прогремела песня «Ресницы», затем хит «Кустурица». После стремительного успеха братья рассорились — в итоге в проекте остался лишь один из них. Коллектив продолжает записывать звонкий поп-рок — может быть, без прошлой воздушности и непосредственности, но зато с большим количеством электроники и экспериментов.
Alai Oli — екатеринбургско-петербургская группа Оли Маркес, существующая уже более 15 лет. За эти годы группа так и не выбилась в ротацию радио и ТВ, но такой задачи как будто бы и не ставилось. Сила Alai Oli — в верной и лояльной аудитории, которая годами остается с Олей Маркес и ее музыкантами. У группы вышло шесть альбомов — каждый со своим характером. Музыку коллектива можно охарактеризовать как инди с женским вокалом и вкраплениями ямайской ритмики, а его дискография напоминает не столько историю группы, сколько личный дневник с развитием главного героя. В каждой песне — будь то ироничный трек или вдумчивая композиция — чувствуются присутствие и переживания Маркес. Особенно это ощущается на концертах, известных своей искренностью и непосредственным общением артистки со зрителями.
Бар «Успех» на Ольховской примет очередной небольшой и оригинальный независимый фест. На нем дуэт «Он Юн» обеспечит обязательную инъекцию экзистенциального рэпа — за последние годы их речитатив стал куда более критическим и тревожным, как бы отражая политические заморозки внутри страны. Абстрактные скороговорки запустит формация «вБЕНЗИНЕестьОБЛАКА». Жестокие тексты и синтезаторные орбиты представит проект «Почему коммутатор молчит». Группа «Резина» исполнит сет из инструментального рока с вспышками нойза, затейливыми и напряженными мелодиями. Также в программе танцевальное отчуждение от Yeltsin Is Illuminati и группа «Рысь и форель».
Слегка фриковатый персонаж с татуировками и раскрашенными волосами, Lida занял место в авангарде рейв-ревайвла с его вниманием к ухающему хардбасу и евродэнсу, мощным ударам бочки, иронии и ретроэстетике 90-х. Оглушительные треки артиста воспевают безумие на танцполе и любую квирную идентичность. При этом в новой рейв-тусовке Lida как будто самый рисковый и запоминающийся — защитник эмо-подростков, любитель панк-рокота, ироник и самопровозглашенный король хеппи-хардкора. Среди прочих достижений артиста — фиты с рэперами Славой КПСС и ЛСП и хитовые треки с единомышленниками GSPD и СМН.
Aikko делает ставку на заупокойные драматичные биты, нервные и болезненные исповеди и истории разрушительной любви. С одной стороны, мы уже видели этот синтез эмо-надломленности, мрачной блэк-метал-эстетики и резкой агрессивной подачи. С другой — плодовитость и общее высокое качество материала оставляет надежду, что рано или поздно этот исполнитель прорвется в первую лигу.
В баре «Мотыга Йети» соберутся любители давящего низкочастотного метала. My Aprils миксуют надрывный постхардкор с вспышками нойз-ярости и беспощадностью сладжа. Группа missKalin представит бульдозерный диффузный звук с воплями и ощутимой инъекцией абсурда. С ними на одной сцене — джаггернауты из Satanhedge и группа «Жаба».
Коллектив Сергея Мазаева исполняет сдержанный и стильный блюз-рок, который принято слушать сидя, лучше всего на атласных диванах, ну или едва заметно покачиваясь в волшебной дымке ночного клуба. Харизматик Мазаев своим глубоким, успокаивающим голосом практически декларирует свои сентиментальные истории. На этом фоне интересны последние эксперименты группы — шумный рок-трек «Зима» и неожиданный номер в жанре мрачного синтипопа «Фотоны».
Проект «Воскресение» стал одним из множества ВИА, между которыми болтались более-менее респектабельные рокеры начала 80-х — Константин Никольский, Евгений Маргулис, люди из орбиты «Машины времени» и другие. Перезапущенный в середине 90-х коллектив звучит как надежный оплот батя-рока — поэтической музыки с оглядкой на мелодизм The Beatles, благолепную психоделию Pink Floyd, теплую атмосферу с влияниями регги и фолка. В качестве сюжетов — многословные размышления о жизни, чувствах и прочих высоких материях.
Егор Летов однажды определил постпанк как творчество людей, которые хотят жить здесь и сейчас, однако мир им этого не позволяет. У заслуженной ростовской группы Motorama тоже наблюдается похожее смещение по отношению к жизни, но это не исступленная болезненность Joy Division, не чувственные перипетии The Cure и не ночная жизнь Interpol. Свои утонченные, полные воздуха мелодии Motorama создает в сеттинге нордического маньеризма, — транслируя солнечную меланхолию и живописное северное спокойствие, так удачно отраженное в ретрофотографиях природы с обложек их альбомов. При этом поет группа, как известно, исключительно на английском и выступает во Франции, Германии и Латинской Америке едва ли не чаще, чем в России. Участники коллектива также заняты в интересных сайд-проектах «Утро» и «Берген Кремер».
В проекте «Интурист» основатель NRKTK и «ГШ» Евгений Горбунов переживает коммунальные неврозы с помощью актуальных словечек, угловатого, по-хорошему кривого джаза и ушибленной психоделии и постпанка — получается смешно, немного жутко, немного грустно, но очень бодро. По-настоящему музыкальные шестеренки «Интуриста» раскручиваются в лайвах: на них играет любое число музыкантов, а от записанных песен остаются разве что извилистые ритмические скелеты и мелодический каркас.