Титанический цикл малеровских симфоний Теодор Курентзис в актуальных санитарных условиях продолжить никак не сможет. Зато какая вышла замена: вместо помпезного невротика Малера будет напыщенный рационалист Брамс, сочинявший самую умозрительную музыку второй половины XIX века. Учитывая, что в программе пара безусловных шедевров — Четвертая симфония и Второй фортепианный концерт, — сюда нужно идти, чтобы услышать, как мистицизм Курентзиса будет корежиться об интеллект Брамса: искры должны лететь во все стороны.
Django Django взлетели в начале нулевых на волне усложненного — эклектичного, глючного, психоделического и открытого к танцам — рока в стиле MGMT, Yeasayer и Hot Chip. Вплоть до сегодняшнего дня группа записывает пестрые, словно восточный ковер, треки с необычной внутренней физикой и множеством удивительных звуков на каркасе из привычных гитар и барабанов. Коллектив представит свой новый альбом «Glowing in the Dark».
Москвичам Теодор Курентзис предоставил роскошную свободу выбора: по соседству с этим концертом есть почти такой же, но без российской премьеры сочинения молодого Алексея Ретинского, который пишет красивую музыку с духовным стержнем. Неизменным главным номером остается гениальная Четвертая симфония Брамса. Курентзис впервые берется за системную и строгую музыку немецкого композитора, как они вместе будут уживаться — вопрос совершенно не праздный.
Дуэт «Отваал» вроде как наследует традиции 2H Company и «Есть есть есть» — усложненному постмодернистскому рэпу с высокой концентрацией глючных истин. Однако на деле выясняется, что сказать формации особенно нечего — их треки похожи на диковинные мемы, оторванные от своего содержания: это сбитые речитативы, кружащие вокруг рандомных мотивов (ракетные ранцы? бутерброд с индейкой? о чем все это вообще?). В конечном итоге шутка оказывается слишком герметичной. В качестве музыкального сопровождения — коллажная, качественно спродюсированная глитч-электроника и экспериментальный хаус-поп.
С помощью негромких гитарных аккордов и живописной пульсации битов артист Sirotkin рассказывает чувственные истории о людях со слишком тонкой кожей. Иногда его сюжеты воспринимаются как авантюрное приключение из жизни инди-молодежи, иногда — как драма взросления, но все они неизменно происходят словно в инстаграм-фильтре, который отвечает за теплую винтажную пленку. Несмотря на некоторую монотонность интонаций, Sirotkin остается одним из наиболее интересных артистов отечественной индитроники.
В проекте «Интурист» основатель NRKTK и «ГШ» Евгений Горбунов переживает коммунальные неврозы с помощью актуальных словечек, угловатого, по-хорошему кривого джаза и ушибленной психоделии и постпанка — получается смешно, немного жутко, немного грустно, но очень бодро. По-настоящему музыкальные шестеренки «Интуриста» раскручиваются в лайвах: на них играет любое число музыкантов, а от записанных песен остаются разве что извилистые ритмические скелеты и мелодический каркас.
Проект «Фогель» как будто собирался по идеальным поп-формулам с расчетом на попадание в чаты и массовую тинейджерскую аудиторию. Выступающий под этим именем Роберт Черникин щеголяет растянутой и эмпатичной пацанской интонацией в стиле Макса Коржа. Дворовая гитара в его школьных песнях наложена на замаскированный живыми барабанами брейкбит — на выходе получаются обаятельные танцевальные песни. «Мальчик», «Стерва», «Выпускник» — слушателям заранее понятно, о чем рассказывают эти истории. Расчет сработал: перед нами еще один хитовый артист.
Группа «Пурген» совмещает ярость панк-рока с жесткими гитарными рифами и бешеным бласт-битом. Бунтарский угар и классовая солидарность оказались понятны любой аудитории, что обеспечило коллектив гастролями и вниманием западных слушателей. С идеологической точки зрения у формации тоже все в порядке: несменный фронтмен Руслан Гвоздев не скупится на призывы ломать систему и брить ирокезы.
«Гуляй Рванина» — сольный проект Джеки Дугна из старорежимной рэп-группировки «Черная экономика». Классическая формация запомнилась олдскульными битами, ироничной и злой подачей и сюжетами из маргинального андеграундного быта. В альбомах «Гуляй Рванина» хриплый голос Дугна повествует о более личных вещах — злоупотреблениях, потерях и экзистенциальной безнадеге. Биты его недавнего релиза «Дар речи» окончательно растеряли бравурные семплы в пользу более беспокойного и хтонического звучания. Свое уважение на фитах обозначили Антоха MC, Kyivstoner, Krec и другие. Концерт приурочен к презентации альбома.
Группа «Моя Мишель» старается не задействовать штампы отечественной попсы: вместо очередной эстрадной дивы с гипертрофированными губами и формами здесь поет живая и непосредственная девушка Татьяна Ткачук, которая по совместительству является и авторкой исполняемых песен. Сами треки — это небанальные истории о любви, сделанные при помощи модной электроники и современных продюсерских приемов. Может быть, «Моя Мишель» не музыка для миллионов, но в своей нише это достойный и очень нужный проект.
Группа «Калинов мост» — одна из главных фолк-групп России. Парадоксально, но ничего специфически народного в их аранжировках нет: живописные гитарные узоры, спокойный темп, хиппи-блюз — никаких гуслей и аккордеонов. Тем не менее песни коллектива дышат славянской поэтикой — все благодаря меланхоличному и светлому настроению, а также усилиям фронтмена Дмитрия Ревякина. Именно его словесная вязь и суконные интонации придают формации ее фолковую уникальность.
Изначально казалось, что электроклэш-дуэт Феликса Бондарева и Макса Тесли делает упор на эпатаж и скандальность текстов: истории, которые они рассказывали, можно было принять за выдержки из пьяного бреда героев Ирвина Уэлша, только с поправкой на петербургскую географию. Впрочем, за несколько лет существования «Щенки» доказали, что они способны к серьезным и оригинальным высказываниям.
Композитор, контрабасист «Аукцыона» и безудержный музыкальный выдумщик Владимир Волков не отказался от московского издания своего фестиваля Volkov ManiFEST даже в экстремальных условиях 2020-го. В первый день, посвященный кино и минимализму, он вместе с Алексеем Чижиком за виброфоном будет озвучивать великую немую американскую комедию «Наконец в безопасности». Минимализма добавят скрипач Назар Кожухарь и пианист Павел Домбровский: вместе они сыграют динамичные «Road Movies» Джона Адамса, в соло на фортепиано будет задумчивая «In a Landscape» Джона Кейджа.
Проект «эхопрокуренныхподъездов» во многом продолжает дело отцов русского экзистенциального рэпа из «Макулатуры». Это тоже страдальческий речитатив, где конъюнктура повседневности складывается в поистине невыносимую карусель человеческих страданий. Впрочем, формации нельзя отказать в оригинальности: если тексты «Макулатуры» чаще всего связаны с личными переживаниями участников, то сильная сторона «ЭПП» — хлесткие и лихо закрученные образы, поэтическое айкидо, правда, как правило, на одну заданную тему.
Если Америка — плавильный котел различных культур, то Red Baraat — одно из наиболее ярких тому подтверждений. Многолюдный бруклинский ансамбль мешает народную индийскую музыку с джазом, фанком и хип-хопом. На выходе получаются танцевальные композиции с убойным грувом, мутирующим звуком и живописными восточными орнаментами.
Одна из главных фигур в славной истории американского протопанка 70-х Патти Смит более всего известна арт-рок-альбомами с убедительной поэзией, высоким уровнем внутренней свободы и активным участием фортепиано. Свой последний «гитарный» релиз «Banga» Смитт выпустила в 2012 году. Сейчас ее больше интересуют эксперименты с электроникой, эзотерикой, полевыми записями и художественной декламацией — в разное время певице помогали Шарлотта Генсбур, Филип Гласс и другие.
Дочь мигрантов из Косово, Дуа Липа начинала с карьеры модели и исполнения каверов своих любимых певиц на ютьюбе, пока ее не приметил мейджор-лейбл Warner Bros. Records. Певица ворвалась в мир поп-музыки с дерзким и эмансипаторным дансхолл-хитом «New Rules», мощной историей о преодолении домогательств надоевшего любовника. Дебютный одноименный альбом Липы вообще отличался непривычной для англоязычного поп-конвейера живостью и резкостью — витальный и независимый характер исполнительницы чувствовался и в ее музыке. Впоследствии Липа продолжила делать умные ходы: помимо дежурных фитов записала трек с яркой рэп-группировкой Brockhampton и выпустила образцовую ретропоп-запись «Future Nostalgia» — судя по оценкам критиков и слушателей, один из главных альбомов 2020 года.
Человек, привнесший джазовую непредсказуемость в современную электронику, знаменитый новатор Flying Lotus выступит вместе с резидентами своего лейбла Brainfeeder. В программе — востребованный среди авангардных джазистов клавишник и любитель роботизированного вокодер-звучания Брендон Колман; мастер фактурных и диковинных бит-историй Teebs и создательница вкрадчивого космического фанка Salami Rose Joe Louis. Лейбл Brainfeeder в России любит достаточное количество людей, для которых и онлайн может неплохо зайти.
Вопреки заявленной концепции, условные хедлайнеры мероприятия в клубе «Смена 2.0» выходят за пределы жизнерадостного панка. Формация «Dергать!» тяготеет к рок-мелодизму и несколько драматичной рефлективности. Группа «Пляж» осуществляет практически эталонный уход в эмо — в светлые и пронзительные чувства вне театральной буффонады и надрыва связок. Также в программе — бодрые позитивные песенки от коллектива Food for Fish и петербургская команда «Свобода важнее моды».
Ветераны отечественной сцены «Элизиум» исполняют героический панк с анархисткой риторикой: землю — крестьянам, народ — в коммуны, да здравствует взаимоуважение и чуткость к общему делу. В проигрышах звучат боевые трубы, сами песни (и тексты) весьма длинные — чувствуется наследие мессианского русского рока, который мешает стать коллективу по-настоящему боевой единицей. Однако качество лирики внушает оптимизм, а продюсирование весьма на уровне.
В начале 90-х продюсер Макс Фадеев добавил в эстетский поп начинающей певицы Линды щепотку мистики — таинственное нью-эйдж-звучание и готичный образ подсмотрели у певицы Мадонны. В итоге девушка с тибетскими отсылками и припевами-мантрами оказалась в топе российской эстрады. После разрыва с Фадеевым и долгого периода молчания Линда возвращается в новом эзотерическом образе — что-то вроде небинарной матери Геи с увесистыми битами, шаманскими заклинаниями и лозунгами вместо сокровенного шепота.
Свои первые записи группа Stigmata выпустила в 2005 году, в эпоху расцвета альтернативной музыки — тогда о ней говорили так же активно, как сейчас обсуждают рэп. Между ранними и недавними альбомами коллектива можно увидеть преемственность — в обоих случаях это мелодичная и драматичная музыка с тяжелыми риффами. Только если раньше в ней ощущались вкрапления эмо-меланхолии, то теперь коллектив не брезгает воодушевляющими проигрышами стадионного размаха и записывает совместные треки с брутальным рэпером Гарри Топором.
«Торба-на-круче» — долгоиграющий романтик-рок коллектив из Петербурга. В дискографии группы — исполненные со страдальческой мечтательной интонацией сюжеты о любви, которая чаще всего находит свое выражение в популярных климатических метафорах: в песнях то и дело встречаются дождь, снег, ураган, чистый воздух, ну или хотя бы указание на сезонность. Также на вооружении у музыкантов — жанровые приемы из традиции сентиментализма и объемное, отвечающее современным стандартам рок-продюсирование.
В составе Cool Train Project композитор и контрабасист «Аукцыона» Вадимир Волков играет прохладный и стильный джаз в скандинавском стиле, в котором может проскочить и цитата из классики. Вибрафон Алексея Чижика и валторна Аркадия Шилклопера обеспечивают ансамблю вполне экзотическое сочетание по звуку. В проекте «Равновесие-2020» вместе с пианистом Андреем Кондаковым и барабанщиком Сашей Машиным Волков уходит в зыбкий фри-джаз и созерцательную неоклассику. Хорошо, что на Volkov ManiFEST между ними выбирать не придется.
Simple Music Ensemble занял нишу доступной инструментальной музыки, которая пока что не вошла в большой мейнстрим. Для концерта в «Хлебозаводе» они готовят монопрограмму, которая полностью посвящена Арво Пярту — советскому и эстонскому православному мистику, который в отрыве от американских коллег изобрел тонкий и хрупкий минимализм. Сейчас его музыку вставляют в каждый второй артхаусный фильм, да и редкий крупный исполнитель не отвесил Пярту множество знаков почтения. Духу его музыки такая популярность, кажется, еще сильно не навредила.
Хоть Елка номинально и принадлежит к ряду исполнителей, которых мы привыкли слышать в такси по радио и в посредственных музыкальных солянках по ТВ, она всегда казалась какой-то другой — более живой, настоящей и приближенной к молодому поколению. Это замечается во всем: от высказываний певицы в социальных сетях до живых выступлений, на которых Елка совсем не похожа на коллег по цеху с их отрепетированными диалогами со зрителем и читающейся между строк фальшью.
Московская команда Hospital старательно следует всем формулам инди-рока. Группа маневрирует между камерной интимностью Death Cab for Cutie, бодрой танцевальной энергетикой Foals и блеском синтезаторных крещендо. Песни на английском, приятные мелодии и позитивный настрой — мало кто в России настолько близко приблизился к эталону жанра, как эта оптимистичная формация.
Grima — пример метал-группы, которая достойна внимания за пределами тяжелой сцены. Два брата-близнеца из Красноярска со зловещими деревянными масками на лицах прекрасно освоили заветы классического блэка — в некоторых их треках отчетливо чувствуется эхо бескомпромиссной резни Burzum. Однако в целом формация осваивает более атмосферный подход. Их главные источники вдохновения — природа и сказания родной Сибири. Так, в стремительном гитарном звучании и рокоте барабанов появляются таинственные лесные духи, колокола, гармонь и хрустальная капель.
В финале московского издания фестиваля Volkov ManiFEST композитор и контрабасист на все руки Владимир Волков дает самую странную программу. Сначала будет перформанс, который написали этноджазовая певица Анна Чайковская, легендарный трубач Вячеслав Гайворонский и сам Волков. В нем смешались украинские обрядовые песни, армянский фольклор, русский народный фолк Сергея Старостина, контрабасовая дуэль — словом, полный нью-эйдж. В финале Волков вместе с ансамблем Novoselie будет играть музыку прямиком с петровских ассамблей XVIII века — такое больше нигде не послушать.