В «Ионотеке» выступят две формации от важных героинь российского андеграунда. «Убийцы Crystal» — проект хлесткого электропанка с гимнами маргинальной и бунтарской жизни от вокалистки Вики Чеховой. Метод девушки очевиден — ориентация на экс-радикалов из Crystal Castles, но с подгонкой под местные реалии. Участница знаковой альтернативной команды «Вхоре» Яна Казанцева представит группу Nazlo — панковски сделанный лоуфай с гитарами и синтезаторами, где жесткий и зудящий мелодический каркас весьма эффективно транслирует всеобщее отчаяние.
Проект «Даша и Сережа» стал результатом сотрудничества двух известных на независимой сцене артистов, каждый из которых очевидно засиделся в своей зоне комфорта: Сергей Хавро из Parks, Squares & Alleys годами создавал эталонный инди-шугейз, а бывшая подопечная лейбла «Снегири» Даша Шульц долгое время раскручивалась как девочка с укулеле, кукольным голосом и идеалистическими бедрум-песнями. Вместе они создают живописные и уютные гитарно-синтезаторные истории, в которых бьется пульсация искренних чувств — при этом Шульц успешно рассталась со своим детским образом, а Хавро наконец-то запел на русском.
При помощи величавого баритона, утяжеленных гитар и стилофона пятеро ряженных мужчин из «Громыки» убедительно и остроумно перезапускают советский твист благодаря постмодернистским песням-отсылкам к брежневской эпохе. Коллектив уже успел выпустить несколько альбомов совдеп-рока — их стиль все еще занятен, но, чтобы не впасть в бесконечный самоповтор, музыкантам пора задуматься о новых эстетических экспериментах.
Солисту питерской панк-группы «Последние танки в Париже» Лехе Никонову, кажется, всегда больше нравилось позиционировать себя как поэта, нежели как музыканта. Но отдельные вечера с чтением стихов он практикует довольно редко (хотя не так давно во время карантина была онлайн-версия). В этот раз Никонов собрал часть своего материала в специальную программу для полноценного панк-поэтического вечера в баре Punk Fiction.
На сцене Powerhouse выступят два коллектива, которые пытаются примирить традиции вполне западного по звучанию и уму экспериментального рока с музыкальной и социальной жизнью России. Так, группа Dvanov исполняет заправленный болезненной психоделией краутрок с напряженными переходами и свинцовым привкусом русской истории, ее прошлого и, к сожалению, настоящего. Проект Avramova! со своей стороны выдает этакий онтологический привет «Звукам Му» и Talking Heads — квартет промышляет гулким и мутирующим рок-фанком, иногда слишком амбициозным и заумным, чтобы быть интересным.
Акустическая гитара на альбомах Сергея Драгни дополняется светлым поп-роком. Главное в этой музыке — простые и душевные песни с «жизненными» историями, часто о любовном единстве противоположностей. Драгни выступает как «свой парень» — экстраверт, не мажор и не хаслер, средний по всем показателям харизматик, одинаково понятный слушателям Макса Коржа и фанатам группы Pizza. Впрочем, несмотря на некоторую предсказуемость тематики, тексты у Драгни получаются весьма замысловатые и увлекательные.
«Шлем» — детище ветерана петербургской альтернативной сцены Паши Мрачека и одновременно его наиболее успешный проект за последнее время. Состав исполняет адреналиновый блэк-н-ролл — смесь из эпичнейшего метала и харизматичных рок-мелодий. Представленные истории звучат от лица могущественного воина по имени Шлем, предвестника угара и разрушения, заливающего мир огнем и «черной водкой»; понятно, что пафосная хеви-машинерия — это своего рода кэмп, и нескрываемая ирония по этому поводу только усиливает общее веселье. Также в программе — группы Rat’s Eyes, Warshit и GBVRH.
В конце десятых годов дуэт Даниэля Шейка и Евы Гурари «Мы» покорил слушателей эфемерным фаталистическим попом — точным отражением тинейджерской романтики эпохи. Затягивающий чувственный магнетизм во многом объяснялся романтическими отношениями между артистами — после их окончания формация (не без скандала) распалась, а Гурари запустила успешную сольную карьеру. Теперь с новым материалом возвращается Шейк — на последнем мини-альбоме он не только сводит счеты с бывшей пассией, но и демонстрирует талант создавать первоклассный романтический лоуфайный поп.
Найк Борзов стал одним из главных хитмейкеров 2000 года — после выхода альбома «Супермен» в массивную ротацию попали его расслабленные и остроумные песни «Лошадка» и «Три слова». Всероссийская известность оказалась ярким эпизодом в карьере артиста, но не самым характерным. Сам Борзов всегда тяготел скорее к вычищенным от банальностей, глубоко лиричным историям, которые можно услышать на его следующем, сейчас уже классическом альбоме «Заноза», а также в последующих записях.
Развитие формации «25/17» шло по тематической линии — начав с патриотического рэпа и традиционалистской риторики, дуэт омичей Андрея Позднухова и Антона Завьялова переключился на социальные и моралистские тексты, критику власти и продуктивное сближение с рок-музыкой. Сейчас «25/17» числятся среди наиболее ярких резидентов «Нашествия» — после дуэтов с Дмитрием Ревякиным, Александром Скляром, Константином Кинчевым и другими известными рокерами они там на сто процентов свои.
Ярославская команда «Испанский стыд» играет танцевальный электроклэш, броскую, дискотечную музыку с прямолинейными электронными битами и внедрением альтернативного рока. Однако беззастенчиво танцевать под их треки порою мешает тревожная атмосфера (здесь сказывается желание схватить в текстах раздоры и диссонансы момента) и дезориентирующие эксперименты с оглядкой на советский авангард — «Звуки Му» и «Аукцыон». В Москве группа представит новые песни с мини-альбома «Феминитив». На разогреве — вездесущий в этом сезоне состав Avramova! с их призрачным, излишне усложненным фанком.
Лидер и вокалист петербургской рок-группы «Аукцыон» является одним из наиболее влиятельных и продуктивных исполнителей в российской рок-музыке. Также известен сольными работами, записями на стихи обэриутов и коллаборациями с авангардным контрабасистом Владимиром Волковым, группой «Крузенштерн и пароход», поэтами Анри Волохонским и Алексеем Хвостенко.
Looney Boppers хотят вернуть дух раннего рок-н-ролла, когда он еще считался маргинальным, дерзким и провокационным мероприятием (условно говоря, до того как пришли The Beatles и все испортили). Несмотря на использование контрабаса, формация, скорее, апеллирует именно к року — энергичным мелодиям и танцам, влиянию черной музыки, суггестивным прогрессиям, которые сейчас бы назвали психоделическими. В сюжетах песен упоминаются подпольные бары, мотоциклы, дискотеки и страшилки из фильмов категории B.
Группа Drug Flash соответствует всему, что называют поп-панком в 2020 году: цветастая эстетика, кислотно-щелочные синтезаторы, автотюн и бытописание жизни тинейджеров. Хочется обойтись без упоминания группы «Пошлая Молли», но никак: любую группу жанра не получается провести мимо ведомства Кирилла Бледного, который ненароком и создал целую волну последователей. Тем не менее у Drug Flash все-таки имеется авторский почерк: в отличие от «Пошлой Молли» и ее эпигонов, к их музыке просится ярлык «милая»: тут не ругаются матом, поют песни с названиями «Пацаны солнце», «Свет костров» и «Парад огней». Отсюда и преимущество: на такой концерт точно пустит мама.
Две молодые и обаятельные девушки Даша и Ариша при поддержке небольшого состава музыкантов исполняют инди-рок о плывучей и ненадежной современности. Личные истории в их песнях сочетаются с мемами, культурными отсылками, фиксацией локальных новостей и тревог — все это осуществляется под мелодичную гитарную музыку, с мечтательной иронией и неминуемой отстраненностью. Таким образом «Комсомольск» идеально попадают в нерв современности, где бездействие соседствует с инфантильностью, отсутствием иерархий, зараженностью прекрасными и жутковатыми образами. Особенность коллектива заключается в попытке вложить в это вибрирующее постмодернистское облако частное и искреннее содержание. Ничего удивительного, что дебют «Комсомольска» в 2018 году стал микросенсацией в мире новой гитарной музыки.
Группа Billy’s Band не скрывает своего увлечения великим экспериментатором-блюзменом Томом Уэйтсом, активно исполняя его песни и называя свои программы его именем («Игры в Тома Уэйтса» — куда уж прямолинейнее). Впрочем, и своего материала у коллектива достаточно — чаще всего это вкрадчивые истории о романтике философского опьянения и сентиментально-лиричном состоянии души, которое так распространено в Петербурге.
Заслуженный корифей русского хип-хопа, который до сих пор сохраняет в своих треках возвышенные мессианские интонации и пафос. Автор альбома «Кара-Тэ» — его выход в 2004 году сейчас считается поворотным моментом для всего жанра. В прошлом — соратник Децла, потом — резидент лейбла Басты «Gazgolder», а с середины 2020-го — независимый артист.
Критики до сих пор спорят, кем на самом деле является титулованный и безусловно одаренный писатель Михаил Елизаров — мастером эпатажного шока в стиле Сорокина или искренним защитником специфической русско-советской духовности. Однако Елизаров-певец — это, без сомнения, остроумный постмодернист. Под нехитрый гитарный бой Елизаров исполняет часто злободневные куплеты, где бардовская традиция и культурный этос позднего СССР переживает уморительные перверсии и мутации на стыке с толкиновским фэнтези, фолком, скандинавскими рунами, Лавкрафтом и черт знает чем еще.
Clockwork Times сочетают ударный хардкор-панк с воодушевляющими духовыми и эффектными заходами на территорию металла. Значительную часть аудитории группы составляют футбольные фанаты, причем вне клубной принадлежности. Отсюда и тематика главных хитов формации — «Самый лучший выезд», «Fair Play» и других. Важно понимать, что за два десятка лет на сцене Clockwork Times стали профессиональным коллективом, чьи участники ставят слэм, тяжелые рифы и дружеский угар выше политики и антагонизмов.
Гарик Бурито раньше пел в группе «Банд’Эрос», но запомнился чуть позже — в тандеме с саундпродюсером Андреем Звонким (который позже тоже станет заметным поп-артистом) в 2015 году он записывает трек «Мама», который становится большим хитом. Дальше — больше: «По волнам», «Штрихи», «Взлетай» — сложно было не услышать хоть раз эти песни в последние два года. Выпустив ряд больших хитов, Burito развил довольно активную концертную деятельность.
Трудно поверить, но те самые модные ребята с известного видео 1987 года «На заре» играют почти сорок лет. За эти годы они успели побывать на первой позиции московского списка запрещенных в Советском Союзе групп, выступить с Аллой Пугачевой и «Кино» и, конечно, создать ту самую нетленку «На заре», мотив которой может напеть почти любой. Группа воссоединилась в конце нулевых и участию в солянках разряда «Дискотека 80-х» предпочла сочинение новых песен, выступления в клубах и на молодежных фестивалях.
Почти каждая песня белоруса Дениса Астапова повествует о миниатюрной жизненной катастрофе или жутковатой истории отчуждения. Среди конкретных примеров — репортаж о неудачном трипе на концерте Элджея, сага деградирующего замужества, садистские фантазии об общении с манекенами. Музыка соответствующая — нагнетающие рейв-биты с включениями диффузной электрогитары. Лонгплей «Сундук мертвеца» (в его создании еще успел поучаствовать покойный постоянный коллаборант «ЛСП» Рома Англичанин) был признан читателями сайта The Flow почему-то лучшим рок-альбомом 2019 года.
В момент вынужденного закрытия границ ведущая тяжелая промогруппа Петербурга и Москвы Grains of Sand Booking была вынуждена переносить один многообещающий концерт за другим и ожидаемо обратилась к местной сцене. Затянувшийся кризис обернулся волной энтузиазма и солидарности с организацией фестиваля для двух столиц. В московском лайнапе указано восемь коллективов. В программе — преимущественно мрачная, пробивная и ожесточенная гитарная музыка: метал, хардкор, блэкгейз и что-то между — группы Minuala, Wowod, Hvøsch, WLVS, Vólan, Gosudar, Minaret, Euglena.
Группа «Зимавсегда» исполняет романтичный софт-рок под аккомпанемент сдержанной перкуссии, хлопков и мягких акустических переборов. В своих песнях фронтмен коллектива Евгений Кубынин советует аудитории не париться, открыться миру и следовать своим чувствам. Этих умиротворяюще-оптимистичных формул коллектив придерживается уже более десяти лет. Для кого-то такая монотонная романтика обо всем хорошем — повод для раздражения. Для других — терапевтический очаг позитива в беспокойном мире.
Денис Григорьев начал читать рэп еще в середине 90-х — в чебоксарской команде с неироничным названием «Район моей мечты». В нулевые он переехал в Москву и прославился под именем «Карандаш». Его новый альбом «Американщина III» несет на себе отпечаток этой уже ностальгической эпохи. Стиль Карандаша — прямые, иногда наивные, но всегда осмысленные куплеты, размеренные олдскульные биты, ровный позитивный флоу — в общем, все ценности жанра до его падения в свэг, трэп и клауд-рэп.
Бледная девушка с необычной внешностью и псевдонимом «Сверкай» явно разыгрывает карту ведьмы, ну или диковинного, потустороннего существа (см. песню «Взять и сгореть»). Музыка у нее соответствующая: мистический и живописный электропоп наподобие Purity Ring и ранних Chvrches, в котором необходимые барочные эффекты создаются при помощи синтезаторов, семплов, сведенных клавишных и смычковых партий. Исполнительница точно соответствует заявленному образу — как в плане внешности, так и хрупкого, прозрачного голоса и изящных аранжировок. Не зря в момент выхода ее дебютного альбома «Дева в беде» музыкальный интернет оказался заполнен одобрительными постами — хочется пожелать девушке удачи.