Бетховен — композитор грандиозных коллизий и преодолений, отвлекаться на мирское ему как-то не с руки. Тем интереснее слушать его официальную музыку — например, гигантскую полуторачасовую Торжественную мессу, которую он написал к назначению Рудольфа Габсбурга-Лотарингского архиепископом Оломоуца. Большей частью это по-имперски пышная, благостно торжественная музыка, но кое-где в ней просвечивает и совершенно бетховенская драма. К двойному юбилею — Госкапеллы России (30 лет) и Хора Валерия Полянского (50 лет) — лучше сочинения было и не придумать.
Симфонию №5 Дмитрий Шостакович написал в ответ на публичные обвинения в формализме — многие художники их не пережили. Часто в этой стройной и строгой неоклассической Пятой слышат очевидный компромисс с властью; другие же утверждают, что в ней запечатлены ужасы сталинского режима (если не впрямую, то уж точно в музыкальных иносказаниях). Как бы там ни было, Пятая — одно из самых популярных сочинений вообще всего симфонического репертуара. Красноярскому симфоническому и его худруку Владимиру Ланде в Шостакович-марафоне «Зарядья» досталась, возможно, одна из самых ответственных ролей — придумать убедительную интерпретацию бесперебойного филармонического хита.
В Die Enttäuschung объединились видные немецкие фри-джазмены: трубач Аксель Дернер, кларнетист Руди Махалл, контрабасист Ян Родер и ударник Михаэль Гринер. Если считать по неизменному духовому дуэту Дернера и Махалла, то квартет существует уже без малого 25 лет — по меркам бурной импровизационной сцены, удивительное постоянство. Все дело в крайне оригинальном стиле Die Enttäuschung: в их прихотливых атональных импровизациях постоянно встречаются то островки бойкого контрапункта, как в диксиленде, то мелодические жемчужины в духе Телониуса Монка.
«Бумажная фабрика» примет у себя наиболее позитивные и светлые группы постхардкор- и эмо-сцены. Несмотря на все беспокойства, главные ценности дэнс-панк-формации «Зарница» — это кутеж, дружеская ирония и солидарность, с щепоткой ностальгии по первым диким и душевным эмо и скримо-концертам. Группа «Даша Онзероад» представит эмпатичные треки об отношениях и прочих неприятностях. Наконец, шумные, трепетные и динамичные истории исполнит коллектив «Экранка».
Мультиинструменталист, продюсер и участник романтической группы «Свидание» Антон Макаров известен как евангелист олдскульных рок-традиций. «Диктофон» — его сольный проект с песнями на русском языке. Романов соединяет акустический блюз с мощной энергетической подачей — нечто подобное в более неистовом варианте звучало на альбомах Ника Кейва в 80-е. Среди интересов Романова: сильные аффективные состояния, советский нуар и рок-романтика. Главный сингл проекта — «Космонавт» — был записан с Найком Борзовым.
Площадка Punk Fiction соберет вместе четыре группы с вниманием к элегантным решениям и размеренным мелодиям. Мечтательные красоты на стыке шугейза и дримпопа исполнит формация «Космос на потолке». Постпанк-группа Manicure порадует обновленным звучанием — с ядовитыми вспышками электроники и более нервным настроением. Обаятельные лоуфай-зарисовки представит коллектив «Кассета Кости». Наконец, внутреннюю дестабилизацию песенных форматов запустит необычный проект «Иван Сураев».
Фестиваль имени Мстислава Ростроповича в этом году открывают Мюнхенский камерный оркестр, мариинский концертмейстер Лоренц Настурика-Гершовичи и мастеровитый немецкий виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт (он тоже из Мюнхена). Они собрали выразительную струнную программу: галантная сюита Респиги, стройный Первый концерт для виолончели Гайдна, шубертовская интимная драма «Смерть и девушка» в романтической транскрипции Малера. Исполнительский уровень должен быть близок к эталону.
В конце 90-х певец Шура стал символом новой поп-музыки — броской, необычной и чувственной. Экстравагантные костюмы, пластичный, часто неразборчивый вокал, квирная харизма — все это плохо вязалось с советской эстрадой и постсоветским синтезаторным примитивом. Нулевые и начало десятых оказались для артиста турбулентными — тогда Шура практически сошел со сцены. Сейчас исполнитель вновь гастролирует и записывает новые треки — судя по синглу «Сносит крышу», его необычная энергетика отлично ложится на прямой бит и современное продюсирование.
В начале десятых годов появление группы «Обе две» стало настоящей сенсацией: на инди-рок-сцене обнаружилась вопиющая нбехватка правдивых и жестоких историй об отношениях, рассказанных с позиции женщины. Катя Павлова и ее коллектив с готовностью заполнили собой эту лакуну. С тех пор формация не раз экспериментировала со звучанием, переходила в регистр синтипопа, футуристичной электроники, эстрады и фортепианного романтизма. Но главное в музыке «Обе две» оставалось неизменным — провокационная, эффектная и искренняя интонация ее харизматичной вокалистки.
Важная веган-скейт-панк-институция Punk Fiction празднует свой третий день рождения. В первый день сцену клуба займут по преимуществу постхардкор-проекты — трепетный эмо-коллектив Veresk, авторы проникновенных боевиков «Ермак!», любители жутких и ранящих нойз-рок-историй Jars, беспокойные мелодисты из «Макета» и другие команды.
Четыре группы постараются выжать все самое лютое из ключевых жанров экстремальной тяжелой музыки. Ожесточенную дет-метал-аннигиляцию с жестким хардкор-ядром устроит команда Enrique. Группа Roswell Surgery заведет каток из интенсивных давящих сладж-риффов и ужасающих воплей. Формация Warshit покажет класс боевой ди-бит жестокости, а бунтари из Morda исполнят зашумленный и неприветливый хардкор.
Важная музыкальная институция Москвы Powerhouse празднует день рождения. В программе первого дня торжеств — пронзительные гитарные лирики из «Нотэберд», синтез русского фолка и романса на стыке с авангардной электроникой от Ильи Мазо, футуристичные поп-таинства от группы Lurmish и другие артисты. Из Франции приедут адепты минималистичных клубных паттернов Lecomte de Brégeot и Ирен Дрезель.
Валерий Кипелов не изменят однажды найденной формуле успеха — как в хеви-балладах, так и в динамичных боевиках его группы чувствуется возвышенный стихотворный пафос. Кроме романтической лирики успеху проекта способствует также запоминающийся чистый вокал самого фронтмена, в прошлом сооснователя легендарной метал-группы «Ария».
Пришедший к успеху рэпер Pyrokinesis продолжает линию Мэйти и Оxxxymiron — сходств между ними всеми больше, чем, наверное, хотелось бы Мирону Федорову. Pyrokinesis играет роль декадентского искушенного рассказчика, который «собирает женские веснушки» и видит, как на самом деле крутятся шестеренки мрачного мира вокруг. В качестве финального результата — многословный и мрачный речитатив с эстетскими интонациями, сложными образами и демонстрацией внутренних демонов. Само собой, значимая часть каталога Pyrokinesis состоит из концептуальных альбомов и циклов, а на фоне звучат убедительные биты с рок-усилением.
В основе творчества Светланы Сургановой — женская поэзия цветаевского типа, полная дребезжащих чувств, страданий и возгласов, но при этом не уходящая в истерику. Антураж для стихов меняется в зависимости от темы произведения — простой и громкий поп-рок, которым занималась артистка еще будучи звездой «Нашего радио», драматичный «высокий стиль» с применением фортепиано и легкие акустические эстрадные мелодии как на недавнем сингле «Фурия».
Под перепады битов и ламповый гитарный бой фрешмен Хмыров выдает глючную, немного фантастичную поэзию, часто о любви. Диковинные строчки артиста представляют собой что-то среднее между ранними песнями «Ногу cвело!», «Аукцыоном» и белорусскими абсурдистами из «Кассиопеи» — разве что камерность представления уводит от буффонады в область более личного и чувственного речитатива.
В 2020 году проект «Стереополина» представил свой дебютный альбом «Институт культуры и отдыха». Переехавшая из Казани в Петербург Карина Моргунова выпустила сборник мерцающих ретропесен — оммаж эпохе, когда дешевого синтезатора было достаточно, чтобы записать хлесткий эстрадный хит о пронзительной любви. Томный голос Моргуновой идеально лег на минималистичное лоуфай-звучание прошлого, а винтажная романтика оказалась дополнена актуальной повесткой «России для грустных». Впоследствии «Стереополина» разнообразила свои композиции постпанком и диско — их можно расслышать на ее следующем альбоме «Суперлуние». Прослушать записи исполнительницы можно на ее странице в VK.
Feduk — из нового поколения поп-звезд. Прославившись благодаря интернету и совместному с Элджеем хиту «Розовое вино», он делает ставку на рэп и хаус-биты, ругается в песнях и находится вне привычных эстрадных иерархий. Сразу после вирального успеха в 2017 году главной проблемой Федука было отсутствие песен для полноценной программы. Теперь, после выхода альбома «More Love», она, кажется, решена — такие хиты артиста, как «Моряк», «Хлопья летят наверх» и «Закрывай глаза», получили достойное обрамление.
Безупречный камерный музыкант Алексей Гориболь замечательно владеет не только фортепиано, но и кураторским делом — феноменальные составы он придумывает так же ловко, как и искусные программы. Среди его недавних музыкальных открытий — незрячий тенор Олег Крикун, которого хвалят за какие-то абсолютно нездешние манеру и технику. Вместе с Крикуном Гориболь уже играл в Петербурге, теперь дуэт дебютирует в Москве — с изысканной коллекцией романсов Даргомыжского, Глинки и Чайковского.
Неофициальный хедлайнер второго праздничного дня в Punk Fiction — душевные поп-панки с налетом уютной меланхолии из группы 2nd Season. Обаятельный микс эмо-рэпа, мягких седативных битов и постхардкорной прямолинейности исполнит формация Plaksa. Баланс между меланхолией и тяжестью гаражного рока выдержит коллектив Selfharm. Также в программе — Nerdie, «Рыцари», «Санdалька» и секретные гости.
В начале 90-х наиболее известные рок-коллективы в России все еще продолжали работать по заветам ленинградского рок-клуба — служили фабрикой смыслов, претендовали на мобилизацию населения и объяснение политической реальности. Ничего удивительного, что на этом фоне любимцами публики стали лирики из Nautilus Pompilius — фронтмен коллектива Вячеслав Бутусов специализировался на лиричных, декадентских песнях о сложных и невероятно красивых внутренних переживаниях. Следующему поколению слушателей группа запомнилась удачным попаданием в кинодилогию Алексея Балабанова «Брат». Именно там звучит пронзительная композиция «Гудбай, Америка» — ее, наряду с такими хитами, как «Титаник», «Крылья» и «Прогулки по воде», Бутусов продолжает исполнять на своих сольных концертах.
«Черная речка» — один из наиболее интересных и самобытных коллективов российской постпанк-сцены. Вместо ухода в привычное холодное экзальтированное звучание или заигрывания с гламурным синти-попом они создают как правило лаконичные, надежно западающие в сознание песни. Среди главных достоинств коллектива — точный мелодизм и искренние, тщательно проработанные тексты о дружбе, расставаниях, повседневном беспокойстве внутри авторитарного государства, но в первую очередь о человеческой теплоте и примирении с катастрофичностью окружающего мира.
Среди героев второго дня праздника от клуба с любовью к экспериментам — импровизаторы, рок-авангардисты и любители кафкианских историй «Интурист», лютые гаражные рокеры «Казускома», главная российская синтипоп-группа момента Cream Soda. На сцену также поднимется исполнитель доброго рэпа с элементами деконструкции MС Сенечка. Кроме того, сет исполнит группа новаторского футуристичного соула Lovanda. Далее в программе — амбассадоры модного хауса из «Лауда», душевные рэп-зарисовки от Петара Мартича и другие артисты.
Выпустив в 2007 году свой шедевр «Untrue», британский электронщик Burial невольно породил целую индустрию future garage, вселенную глубоких басов и пасмурных ломаных битов. Россиянин Volor Flex достойно наследует этой традиции. В его каталоге — привычные «ночные» треки с настроением потерянности и отчужденности, живописные образцы атмосферной электроники, заходы на территорию более резкого экспрессивного звучания, а также как минимум один великий седативный хит — успешное упражнение в замедлении времени «Day’s End».
Сейчас музыка ветеранов рок-движения «Крематорий» сильно напоминает умеренный прог-рок: в ней много акустических гитар и стилевых переходов, скрипичных партий и прочего густого инструментального разнообразия. А в их историях чудаковатое волшебство сплетается с повседневной жизнью — безобразная Эльза с бутылкой спирта, репортажные аллюзии к Платонову, Амстердам, полыхающий в войне палп-фикшн-персонажей.
Витальная певица Теона Контридзе исполняет кабаре-джаз — яркое шоу с популярными эстрадными песнями, танцевальными номерами и грузинским акцентом. Возможно, Контридзе делает менее утонченные вещи, чем другая известная джаз-вокалистка Нино Катамадзе. Зато под ее динамичную музыку не стыдно расслабиться на танцполе или провести расслабленный предновогодний вечер.
Известный адепт регги Steppa Style устраивает вечеринку в честь своего 35-летия. Именинник порадует гостей прокачанным англоязычным регги-речитативом. К нему присоединятся два других локомотива регги-сцены Коля Маню и T.Check — в рамках дуэта Triptix они исполнят куда более прямолинейный и агрессивный рэп (но с тем же теплым душевным ядром внутри). Высший класс футуристического соул-попа представит группа Lovanda.
В качестве апофеоза дня рождения бара Punk Fiction выступит самый громкий хедлайнер праздника — олды лихого хардкор-панка «Смех». Формация прославилась веселым хитом про единственное правильное использование «Макдональдса». Сейчас эти ироничные радикалы продолжают ругать капитализм, консьюмеризм и своих многочисленных недоброжелателей (отчасти — из бунтарских принципов, отчасти — видимо, из-за прозябания в андеграунде). Кроме того, на сцену поднимутся молодые панк-команды.
В современном мире регги-вариации, как правило, не вызывают ничего, кроме зубовного скрежета. Коля Маню — счастливое исключение. Артист тяготеет к дэнсхоллу и рагамаффину, то есть динамичному регги, исполненному в высоком и среднем темпе. Тематика песен в хорошем смысле предсказуемая — свержение Вавилона, солнечная Ямайка, танцевальные позитивные вибрации. Рэп-треки и биты на продажу (некоторые, например, можно услышать на альбомах Miyagi & Andy Panda) у Маню также случаются.
После переезда в Москву казахский артист Sqwoz Bab начал записывать дерзкий и уморительный камеди-рэп; используя трендовые минуса, он рассказывает истории об ограблении «Пятерочки» (этот идиотский сюжет стал его визитной карточкой), ужасах свиданий за окраиной города, отдыхе на «банане» в Адлере и прочей понятной каждому дичи. С панчами, текстами и атмосферой здесь все в порядке — MC уже заметили Big Russian Boss и Kyivstoner.
«Элли на маковом поле» — проект тонкой девушки с фортепьяно. Под сентиментальные, драматичные мелодии она исполняет истории персонажей со сложным внутренним устройством. Большинство песен также не обходятся без любовной линии. Саундтрек здесь явно неоклассический и привычно вязнет в монотонности горько-сладостной красоты. Однако потенциал у «Элли» определенно есть — послушайте прошлогодний трек о детстве «Боли нет места», куда более экспериментальный и нюансированный.