Группа «Шаййм» напоминает фолк-версию титанов суггестии Swans — только вместо электрического апокалипсиса формация выдает психоделику с мистическими прозрениями, мощными кульминациями, контрабасом и флейтой. Не менее убедителен и второй коллектив «Дуучимээ» — команда расшатывает строгие формулы постпанка дисторшеном, мультиинструментализмом и страстью к оригинальным экспериментами.
Пока музыкальные театры переживают самые тяжелые времена, Валерий Полянский вместе с голосами и оркестром симфонической капеллы готовится за зиму и весну исполнить несколько великих итальянских романтических опер. Стартуют с «Фальстафа» — последней оперы Верди про стареющего алкоголика и балагура. Настрой у этой музыки исключительно оптимистичный — как надежды на 2021-й.
Состоявшиеся классики олдскула «Рыночные отношения» приостановили свою деятельность в 2017 году, когда одна половина формации села по наркотической статье, а вторая дала на них показания. По окончании сроков группа возвращается с увесистыми размышлениями о жизни, любви и смерти в границах Российской Федерации — никаких заигрываний с модными трендами, только свинцовые истины об уличных порядках и запрещенных субстанциях. На последнем альбоме проекта «2020» под звуки неспешного бум-бэпа респекты легендам выдают герои новой школы — Feduk, Lizer и другие.
Валерий Сюткин прославился в 90-е как вокалист долгоиграющей рок-н-ролл группы «Браво» — тогда артист сформировал элегантную подачу в духе «московских стиляг» и записал свои самые известные песни. В рамках сольной карьеры Сюткин развивает прежние достижения, однако публика все еще хорошо помнит его ранние, уже классические сентиментальные хиты — «Семь тысяч над землей», «Я — то, что надо», «Радио ночных дорог», «Дорога в облака» и другие.
Вася Обломов сделал себе имя благодаря виральному треку «Еду в Магадан», критике серой российской действительности и коллаборациям со звездами шоу-бизнеса. Обломов действительно имеет талант складывать слова в куплеты, его музыка, часто сыгранная под элементарную акустическую гитару, понятна и не имеет высокого порога входа. Наверняка многие из его треков близки среднестатистическому слушателю, хотя в этой музыке крайне сложно отыскать сочувствие.
Hensy поет о любовных страданиях, используя акустику и вкрадчивые биты, чураясь любой агрессии, флекса и скандала. С харизмой и голосом у этого фрешмена тоже все в порядке. Подтянутый, короткостриженый блондин нравится аудитории, а в плане вокала выдает образцовую гибкость, чистые ноты и обаятельный скрежет — в общем, первоклассный R’n’B. Кроме того, в наши непростые времена Hensy удается радовать своих слушателей: послушайте хотя бы его недавний оптимистичный хит «Верю в лучшее».
На прошедшем в конце 2020-го фестивале новой музыки «Другое пространство» Филипп Чижевский, его ансамбль Questa Musica и пианист Андрей Гугнин с блеском исполнили фантастически сложный авангардный Концерт для фортепиано Лигети. Вдвойне здорово, что в таком же исполнительском составе эта музыка вернется на московскую сцену уже в 2021 году, да еще и в какой компании: виртуозного Концерта для двух скрипок и континуо с оркестром и вселенски умиротворенной «Зигфрид-идиллии» Вагнера (изредка его музыка бывает и такой).
Коллектив Сергея Мазаева исполняет сдержанный и стильный блюз-рок, который принято слушать сидя, лучше всего на атласных диванах, ну или едва заметно покачиваясь в волшебной дымке ночного клуба. Харизматик Мазаев своим глубоким, успокаивающим голосом практически декларирует свои сентиментальные истории. На этом фоне интересны последние эксперименты группы — шумный рок-трек «Зима» и неожиданный номер в жанре мрачного синтипопа «Фотоны».
Само название группы уже сообщает о многом: «Дергать!» — это коллектив, который записывает песни вроде «Девки, пиво и панк-рок», а также помещает на обложку релиза «В жопу телевизор» дословную иллюстрацию к написанному. Проект выпускает адреналиновый поп-панк о веселье, свободе и злоупотреблениях. В этом году формации исполняется двадцать лет, но рубятся они, как подростки, только вчера вышедшие на сцену. Также в программе — группы «Бардак», «Двое в голове» и «Ohhh!.. Andy?!».
Коллектив «Ночной проспект» принято позиционировать как советских пионеров индастриала — действительно, в сети есть занятное видео конца 80-х, где группа с помощью жестких ударов электроники и истеричной скрипки озвучивает постановку Шекспира с Дмитрием Певцовым. На деле формация впитала в себя все основные тренды того времени. Авангардная электроника Kraftwerk, холодный постпанк, танцевальный и экспериментальный нью-вейв наложились у них на местную абсурдистскую традицию. К благозвучности группа «Ночной проспект» никогда не стремилась и по сей день остается в андеграунде (что, пожалуй, даже хорошо).
Команда «4 апреля» балансирует между альтернативным роком и эмо: то поддаст глянцевых метал-риффов, то обратится к энергичным ударным, клавишным и трагичным интонациям поп-панка. В записи выходят проникновенные треки о сильных чувствах — так, чтобы в груди все сжималось от светлых вибраций, но без надрыва, скриминга и резких брейкдаунов. Общее настроение располагает к использованию акустических гитар — в Москве группа собирается исполнить целую акустическую программу.
Панк-группа «Тараканы!» существует уже практически тридцать лет и все еще сохраняет лидирующие позиции на российской сцене. Среди составляющих их успеха — качественно спродюсированная и боевая музыка с воодушевляющими и убедительными текстами фронтмена Дмитрия Спирина, которому помимо очевидных, но действенных кричалок иногда удаются весьма тонкие вещи (например, хит коллектива «Я смотрю на них»).
Рэп-группировка «Триагрутрика» стала известна благодаря реалистичным и душевным историям о родном Челябинске. Несколько лет назад формацию подписал к себе лейбл Басты «Газгольдер», но музыкантам, кажется, было неуютно в высококонкурентном мире больших рэп-звезд, так что они вернулись на вольные хлеба. В прошлом году у «Триагрутрики» вышел новый, одноименный альбом, вайб которого можно назвать терапевтическим — в олдскульных битах сквозит светлая грусть, а легкая усталость и фатализм от российской жизни компенсируется добросердечностью, бытовой философией и человеческими отношениями.
Заявляя, что человечество вступило во время шудр, отечественный композитор и мыслитель Владимир Мартынов имеет в виду, что все современники, как и представители низшей индийской касты, не имеют способности обращаться к Богу и божественным текстам. При этом самому Мартынову можно разве что верить — никакой толковой критики его размышления не выдерживают. Поэтому музыкальный сеанс «Время шудр» все-таки следует считать делом в первую очередь эзотерическим, где помимо гуру-пианиста будут ударник Петр Ившин, саксофонист Аркадий Пикунов и альтист Сергей Полтавский (оба еще и подтянут электронику), а Надежда Бокк добавит к импровизациям визуальных эффектов.
Лейбл «Ниша» делает ставку на эксперименты со звуком, не уходя при этом в радикализм или авангардную какофонию. В каталоге сообщества — яркие представители инди-сцены и совсем неизвестные артисты, которые и появятся на шоу-кейсе. В программе — одна из наиболее интересных гитарных групп последних лет, создатели волшебного психоделик-попа «Деревянные киты»; в хорошем смысле придурковатая арт-поп-буффонада от проекта «Электросон»; захватывающая суггестивная альтернатива с отсылками к «Твин Пиксу» от Severnee; коллектив лютого усложненного гитарного грува «РыцарныеРыцари» и другие исполнители.
В начале десятых группа «Наив» переживала творческий кризис — массовая популярность и поездки на «Нашествия» все сильнее размывали ее поп-панк в пользу более степенной рок-музыки. Проект оказался заморожен, после чего ее фронтмен Александр Чача Иванов записал несколько сольных альбомов под именем Radio Чача. Возврат к панк-корням не то чтобы оказался полностью успешным, но зато в создании нескольких песен принял участие Noize MC, а среди новых треков появились интересные и необязательные эксперименты вроде кавера на русский фолк («Ой, мороз, мороз…»). «Наив» уже давно восстал из пепла, а Radio Чача тем временем продолжает маргинальничать, делая, например, кавер на группу «Громыка».
У музыки из Екатеринбурга есть свой характер — в музыке таких групп, как «Курара», «Сансара» или «Обе две» всегда можно найти общие черты. Где-то в этой плоскости находится и «АлоэВера», частично образованная из участников вышеупомянутых команд. Коллектив Веры Мусаелян регулярно гастролирует и периодически выпускает неизменно легкий и воздушный инди-поп достойного качества. Екатеринбуржцы (впрочем, уже бывшие) говорят, что живьем «АлоэВера» совсем другие — Вера общается с аудиторией и проживает заново каждую песню.
В Punk Fiction выступят две радикальные в плане звука и экзистенциального отчаяния группы. Формация «На ножах» запускает болезненные воронки гитарного нойза с апокалиптическими амио современной российской жизни. Их брянские коллеги из Kick Chill тоже любят оглушительный рокот и отчеты об экзистенциальном неуюте: команда исполняет слетевший с катушек гаражный рок о чоповцах, повседневных ужасах и сгоревших людях.
«Ландыши» — добродушный столичный коллектив, звучание которого находится ближе всего к беспечному и неторопливому ска-панку. Впрочем, главное здесь — по-хорошему дурацкие истории, которым посвящены эти песни. Добродушная интонация, позитивность исполнения, дружелюбие и ирония заставляют улыбаться, даже когда вы к этому вроде бы совсем не готовы.
Бывший участник квартета «Секрет» Максим Леонидов известен как исполнитель светлых и романтичных софт-рок-песен, намертво впаянных в мозговую подкорку российских бумеров. Среди них — «Не дай ему уйти», «От Питера до Москвы», «Привет» и, конечно же, абсолютный хит «Видение» с запоминающимися переглядываниями героев в припеве. В этой музыке совсем нет нервов — но оно, наверное, и к лучшему.
Блондин-харизматик Coldcloud громко заявил о себе в конце десятых годов. Формально его можно отнести к движению неорейва с его прямой бочкой, убойным евродэнсом и ренессансом долбящего хардбаса. Под взрывы электроники артист записывает минималистик-рэп с экскурсами в глючную жизнь поколения Z, причем часто с романтическим уклоном, чем он отличается от своих коллег — ироничного GSPD и хитмейкеров из «Дети Rave».
Музыку «Пиццы» как-то назвали «новым русским соулом»: в том смысле, что это не соул на русском языке, а соул как состояние души, естественно, широкой и русской. Основания есть: песни у группы по-дворовому обаятельные, по-нездешнему стильные и страшно притягательные. У лидера группы Сергея Приказчикова есть очевидный талант завораживающе описывать быт и повседневность, и поэтому в треках «Пиццы» нет заламывания рук, больших трагедий, драм и форм, а есть переход между «Баррикадной» и Пресней, лифт в подъездах, обычные вторники и пятницы.
Не дайте ввести себя в заблуждение: грим на лице разукрашенного татуировками человека с псевдонимом fake_trailers — это не устрашающий блэк-металлический корпспейнт, а маска мима (иногда его можно увидеть и в ярких клоунских цветах). Артист продолжает линию взлома и деконструкции поп-звука, которую начали Дин Блант, Джеймс Ферраро и Александр Гай Кук — его треки похожи на драматичный, чаще всего электронный пастиш из искореженных поп-формул и цитат. Где-то гуляет саксофонное эхо, семплы Linkin Park переходят в семплы Лил Пипа, включается грустная фортепианная мелодия, а после — лоуфайная мишура и кислотные помехи с надрывным пением в стиле «4 позиции Бруно» (есть пророки и в нашем отечестве). Ничего страшного тут не происходит, зато в этом кривом зеркале отлично отражается наша сегодняшняя реальность.
Названный в стиле плюшевых героев «Маппет-шоу» электронщик Алмо оправдывает свое имя прилипчивым клубным хаусом и речитативом в духе доброго рэпа (главными евангелистами последнего у нас числятся Антоха MC и Sunsay). Кажется, набирающий известность фрешмен рискует стать украшением многих вечеринок — в этом ему должны помочь мягкие биты, позитивный флоу и искренний непонтовый лирический герой с песнями про свидания, поездку на дачу и девизом «будь собой».