Бывший участник «Фабрики звезд» и группы «Корни» Павел Артемьев уже давно занимается собственным музыкальным проектом. Под лейблом Artemiev артист выпускает лиричные рок-треки весьма неплохого качества — ничего революционного в них нет, но в целом это симпатичная музыка, которая, судя по количеству просмотров на ютьюбе, находит отклик у слушателей. Его лонгплей «Канун конца начала» (2017) пронизан философствованиями о дружбе, любви, Боге и смысле жизни, а также отличается лиричными и в то же время весьма динамичными поп-аранжировками с активным использованием гитар и смычковых. Ближайший концерт посвящен 10-летию группы и пройдет при участии приглашенных звезд: Варвары Краминовой из группы «Хадн дадн» и Найка Борзова.
Группа «Резина» создает длительные, почти что марафонские треки, где жесткая рок-машинерия оказывается зашумлена приступами мрачного беспокойного нойза. Проект является детищем участников формаций Jars и Verba, в качестве вокалистов приглашены известные звезды альтернативы — панк Леха Никонов («ПТВП»), минский трагик Илья Черепко-Самохвалов («Петля пристрастия», «Кассиопея»), фронтмен арт-рок-группы «Курара» Олег Ягодин, ветеран радикального андеграунда Андрей Машнин («Машнин Бэнд») и другие. Каждый из них привносит в шумное и методичное звучание «Резины» свои интонации. На концерте их всех не будет — зато музыканты обещают исполнить еще не опубликованные треки. Также в программе — не менее диффузные арт-панки из «ИБН».
Когда группа Uma2rman играла, сидя у одного костра с Владимиром Путиным, для важного гостя прозвучала шутливая песня «Я так ждала тебя, Вова». Это неплохо характеризует их творчество — коллектив исполняет беззлобные и простые гитарные номера (изначально — минималистичные, сейчас — с поддержкой коллектива). Главные синглы посвящены светлым страданиям из-за девушек, вокалист Владимир Крестовский имеет привычку каждый раз называть их по именам — Настя, Аня, сердце отдай мне.
Проект «Бомба-Октябрь» мешает пасмурную электронику с лаконичными гитарными нотами — музыка наматывается на поэтичный, утопающий в тоске жизненный мир вокалиста и актера Василия Михайлова. Среди наиболее близких такому звучанию ассоциаций — утонченный и отчужденный арт-рок девяностых и нулевых, депрессивный гибрид «Аукцыона» и «Мегаполиса» и наиболее холодные вещи из саундтрека к «Брату-2». Впрочем, у Бомбы-Октября все эти тенденции преломляются особенно болезненным образом.
Многие меряют актуальную российскую музыку по сверхновым поп-звездам, но самый хардкор с точки зрения звука происходит, конечно же, не там, а в композиторском омуте. Экскурсии по нему лучше всех водит Московский ансамбль современной музыки (МАСМ). На ближайшей будет и диковинная музыка совсем-совсем молодых авторов («ЪЕЪ-Вариации» Антонины Шашкиной включают разборку кларнета), и уже вполне устоявшийся российский авангард: остроумный перформанс «Мы не можем это сыграть» Бориса Филановского или хитроумно звучащие багатели Дмитрия Курляндского.
Бакинский рэп-дуэт с творчеством, часто посвященным околокриминальным темам. Сами артисты заявляют на своем сайте, что их тексты «пропитаны духом 90-х, жизнью по понятиям». Стали известными после успешного совместного трека с Гуфом «Все за 1$» и вышедшего в 2013 году альбома «Рингтоны для зоны».
Запускавшие карьеру YouTube-блогеров Денис, Кирилл и Саня собрали музыкальный коллектив еще в 2013-м — все началось со звездной тройки синглов: «Чай, сахар», «Камерун» и «Рэп, цепи». Их треки сделаны по всем заветам трендового хип-хопа и трэпа — здесь есть и стрекотание тарелок-трещоток, и гул драм-машин, и раскачивающие припевы. Но самое главное — это тексты, злободневные, ироничные и высмеивающие как происходящее в мире музыки и моды, так и самих участников группы. Позже в музыке стеб-трэп-банды появились новые трендовые жанры и «народная» хореография — например, поклонники на концертах уже несколько лет с радостью отплясывают танец Сани из «Эба». Сегодня «Хлеб» — одна из самых популярных хип-хоп-групп страны, которая вполне может забить многотысячный Adrenaline Stadium.
Заковыристые, часто ироничные стихи, авангардное нежелание двигаться по прямой, таинственное и немножко нервное джазовое звучание, гитары наравне с духовыми, 30 лет накапливания творческого багажа — образцовая биография для советской и постсоветской арт-группы. Если бы в музыке «Вежливого отказа» сверкали бесноватые искры, могли бы потеснить «Аукцыон», а так — хороший, интеллигентный коллектив.
Группа «Андреграунд» балансирует между соулом и фанком — плавными чувственными историями и беспечными танцевальными ритмами. Треки формации подойдут любителям позитивной гитарной музыки без лишних наворотов: «Андреграунд» не хватают звезд с неба и не удивляют оригинальными сюжетами, но баланс между сентиментальностью и дискотекой здесь выдержан очень даже неплохо.
«Дайте танк (!)» — относительно молодая, многословная и парадоксально популярная рок-группа в ситуации, когда подобная музыка все чаще оказывается заключена в небольших андеграундных залах. Успех коллектива можно объяснить, во-первых, доступным динамичным звучанием с использование гитар и чиптюна, которое служит отличным фоном для их длинных текстов. А во-вторых, сами тексты — остроумные и отлично составленные — мастерски фиксируют беспокойство и неустойчивость современной жизни. Бесконечный спам, игра в «Монополию», абсурдность буддийского эскапизма — об этих и других тревожных сюжетах «Дайте танк (!)» сейчас поют убедительнее многих своих коллег.
Группа «Папин Олимпос» — еще один пример невероятного интернет-успеха. Фрешмены из Волгограда стали популярны благодаря одной-единственной песне — драматичной истории любви «Темно-оранжевый закат» с цепляющим рефреном «Не плачь, прошу, я тоже не вывожу». Чувственные и вкрадчивые истории из юношеской жизни коллектив сопровождает мелодичной гитарной акустикой, сдержанными синтезаторами и взрывами панка. Такой меланхоличный инди-формат оказался не менее востребованным, чем рейв-рок от тематически близких героев молодежи из «Пошлой Молли» — число подписчиков сообщества «Папин Олимпос» подбирается к 150 тысячам, новые синглы выходят, а список городов в турах продолжает расти.
Один из наиболее востребованных и авторитетных электронных музыкантов России. В своем творчестве Long Arm успешно соединяет джазовые элементы, мягкий грув абстрактного хип-хопа и наиболее впечатляющие достижения авангарда современной электроники. Long Arm много гастролирует в России и за рубежом, часто выступая с барабанщиком Русланом Гаджимурадовым.
Выпустивший свои первые альбомы в конце нулевых, Типси Тип зарекомендовал себя в качестве одного из наиболее многообещающих рэперов Украины. Почти десять лет спустя артист продолжает радовать своих слушателей брутальной харизмой, мастерской читкой и неплохими треками — многим из них удается адекватно передать суконную и хтоническую атмосферу современного постсоветского пространства.
Екатерина Бардыш начала карьеру в 2015 году с увлечения этно-музыкой и рэп-битами. Один из ее битов оказался на совместном треке умеренно правых летописцев земли русской «Грот» и «25/17». Знакомство обернулось плодотворной дружбой и совместными треками — в «Гроте» Бардыш пробыла два года в качестве вокалистки и продюсера. Ее дебютный альбом «На горизонте» вышел в 2020 году, на нем девушка исполняет техничный боевой рэп с энергичной читкой, языческой трайбл-атмосферой и убойными брейкбит-аранжировками.
PLC не новичок в рэп-игре: по воспоминаниям старожилов, свой первый релиз он выпустил еще в 2002 году. Однако настоящей популярности он достиг только в прошлом году после участия в шоу талантов «Песни». Артист уже успел записать несколько фитов с поп-звездами (Елка, L'One, Максим Свобода), а также представил альбом «Черный флаг» — на нем PLC умело лавирует между модными рэп-трендами и поп-мелодиями, совмещая мрачную читку, акустические песни о любви, возвышенные крещендо и высокобюджетный грайм.
Настроение вечеринки «Карающий меч» полностью соответствует ее названию — со сцены будет звучать краст-панк, более грязная, агрессивная и калечащая версия хардкор-панка. Неформальные хедлайнеры — любители лютого ди-бита и графичных текстов о деградации социального порядка Distress. Также в программе — коллективы Repression Attack, Fatum и Warshit.
«Дайте танк (!)» — относительно молодая, многословная и парадоксально популярная рок-группа в ситуации, когда подобная музыка все чаще оказывается заключена в небольших андеграундных залах. Успех коллектива можно объяснить, во-первых, доступным динамичным звучанием с использование гитар и чиптюна, которое служит отличным фоном для их длинных текстов. А во-вторых, сами тексты — остроумные и отлично составленные — мастерски фиксируют беспокойство и неустойчивость современной жизни. Бесконечный спам, игра в «Монополию», абсурдность буддийского эскапизма — об этих и других тревожных сюжетах «Дайте танк (!)» сейчас поют убедительнее многих своих коллег.
«Казускома» называют себя «ретросексуалами» — вроде бы и шутка, но определения точнее сложно сыскать. С одной стороны, эта музыка доходчиво и доподлинно реконструирует рок сорокалетней давности. С другой — она предельно физиологична: всхлипы, вскрикивания, исступление и страсть. Что еще важно: у «Казускомы» гармонично сочетаются треш и угар как средство и стиль как цель — на этом фоне прячется тонкая ирония над происходящим вокруг.
Группа «Ива Нова» сочетает авангардные ходы экспериментального рока, блуждающие синты электроники, трагические напевы русского фолка и активно солирующий аккордеон. Получается практически группа «Аукцыон», только в стабильном среднем темпе, с женским вокалом и большей эклектичностью.
Москвич в «африканской» маске кота Woodju числится среди главных находок лейбла «Абстрасенция». Продюсер создает живописные электронные коллажи с дождливыми пустотами постдабстепа, ощутимыми ударами битов и утонченным декором глитч-хопа. С начала карьеры его пасмурный минимализм оброс ломаными мелодиями и семплами, пестрым и более сбивчивым антуражем, но общее медитативное настроение никуда не делось.
Билли Айлиш — молодая американская певица, внезапно и, кажется, надолго приковавшая к себе внимание как зрителей, так и музыкальных критиков. Заговорили о ней в конце 2017-го, когда едва достигшая 16-летия Айлиш попала в список Sound of 2018 от BBC. И тут BBC не ошиблась — юную Билли на протяжении всего года действительно много обсуждали, каждый ее сингл становился событием в музыкальном инфополе. И все это было еще до выхода полноформатного релиза «When We All Fall Asleep, Where Do We Go?», с которым Билли приезжала в Россию в рамках международного тура и за который получила целую охапку «Грэмми». Сегодня Айлиш — вполне состоявшаяся звезда, которая, правда, еще не прошла тестирование вторым альбомом. Ближайший ее концерт пройдет онлайн, но чтобы его посмотреть, потребуется обеднеть на 30 долларов.
Никому особо не известная группа Pleasure Toys может дать вам чуть больше, чем обычный поп-панк-коллектив. Помимо грохота, веселья, прославления вечеринок и скейтбордов эта команда выдает амбициозные нелинейные мелодические хуки и оригинальные истории. Также формация способна на мрачный впечатляющий психологизм в стиле «Петли пристрастия» — послушайте хотя бы их песню о нарастающем делирии «Глаз». Также на вечеринке — группы Drunk Ninjas Crew, 89% и lesstalk.
До того как стать Illumate, Андрей Коновалов записывал романтик-рэп, пробовал свои силы в баттлах и видеоблогинге. Затем артист перезапустил карьеру с новым именем — сейчас он пытается достучаться до слушателей лиричным трэпом о любви. Впрочем, и все остальные тренды Illumate не оставляет без внимания — ругает российскую пропаганду в сингле «Врушки» и высмеивает агрессивный флекс о рэп-крутости. На фитах — GONE.Fludd и Iroh.
Вместе с Amatory и «Психеей» группа Jane Air входила в большую тройку российской альтернативной музыки в начале нулевых, а их хит «Junk» стал одним из гимнов всего движения. С тех пор стиль коллектива изменился — теперь вместо болезненного, отмеченного влиянием эмо и рэпа ню-метала они играют более форматный и спокойный альтернативный рок. Впрочем, даже со сменой темпа группа не растеряла творческой энергии и продолжает записывать качественные треки.
The Retuses сочиняли в начале десятилетия акустические песни нездешней стати — тихие и уютные, но пылкие и щемящие. Кроме своих текстов ровно по той же формуле лидер группы Михаил Родионов озвучивал стихи Серебряного века. Добившись локальной известности, группа вдруг резко пропала с радаров — и спустя шесть лет так же внезапно вернулась. За это время появилось целое поколение новых местных музыкантов, которые поют по-русски и вообще-то не про уют, а про ту самую боль, которой прозвали профильный фестиваль. Как поменялись The Retuses? С одной стороны, это все та же тихая печаль. С другой — это печаль расфокусированная, обернутая не только в акустику, но и в сбивчивую электронику. Примечательно, что шестилетнее отсутствие будто бы вообще не сказалось на позициях группы, — The Retuses успешно отыграли большой камбэк-концерт, а их новый альбом понравился читателям «Афиши» в первой половине года больше всех.