На втором концерте цикла «Пульс» OpensoundOrchestra погружается в сладкую минорную музыку, которую последние лет пять все называют неоклассикой. Обещают сыграть исландских лидеров стиля Йоханнссона и Сигурдссона, люксембургского вундеркинда Тристано, немецкого меланхолика Hauschka и выходца из великого музыкального семейства Кристиана Ярви (сам он называет себя постклассиком). Милой музыке придумали любопытную антитезу в виде четырех мировых премьер от молодых российских композиторов, среди которых специалист по мультимедиа и электронике Николай Попов и только-только написавшая оперу для «Мастерской Брусникина» Анна Поспелова.
Стереотипы по отношению к балалайке перебороть довольно сложно, но здесь помогает творчество Алексея Архиповского. Вместо разухабистой клюквы балалаечник-виртуоз создает проникновенные и вдумчивые композиции, которые могут напоминать нью-эйдж, минимализм и пронзительные оттепельные саундтреки. Никаких стилизаций а-ля рюс здесь нет, и это замечательно.
Группу Second to Sun можно отнести к блэкгейз-движению: вместо замыкания на одном жанре, различные направления тяжелой музыки служат им инструментами для создания жутких, экспрессивных, местами изящных сказаний. В основе этого подхода — доходящий до эмоционального предела, стремительный и орущий блэк-метал, а в его окружении — бронебойные удары хардкора, вносящие диссонанс и беспокойство нойз-эффекты.
Музыканты группы «Бригадный подряд» далеки от радикализма, их песни можно с легкостью представить в эфире какого-нибудь радио (не обязательно «Нашего») — все благодаря эффектным аранжировкам и понятным, даже поэтичным текстам. Разброс сюжетов тоже весьма широкий, среди них — защита трудового класса, катастрофический отчет о посещении парфюмерного магазина, описание петербургской промозглой рок-романтики и неожиданно небанальный и впечатляющий рассказ о ссылке декабристов.
Стас Намин — один из ключевых представителей советского, а затем и российского продюсерского мира — человек, запустивший на орбиту славы «Сплин», «Моральный кодекс» и еще несколько знаковых проектов, художник необъятных ресурсов и интересов. «Цветы» — важный для него коллектив, с которым были исполнены многие «народные» хиты: «Мы желаем счастья вам!», «Звездочка моя ясная», «Летний вечер». По песням Намина можно изучать, что остается важным для людей этого поколения: цепкие мелодии и мультиинструментализм арт-рока в стиле The Beatles, звук млеющей блюзовой электрогитары и грустные напевы с фолковыми интонациями.
Немец Борис Брейча числится среди наиболее востребованных диджеев мира и пользуется особой популярностью в России. Его стиль — четкий, размеренный тек-хаус с кислотными эффектами и стратегическими кульминациями. Эстеты воротят от такой музыки нос за ее консервативность и нейтральное, вылизанное звучание. Однако в формате мощных танцевальных шоу для масс сеты Брейчи все работают на ура.
Арсения Морозова как только ни называли: и прародителем новой русской волны, и отцом отечественного инди. С уверенностью можно сказать одно: проекты с его участием — Sonic Death и Padla Bear Outfit — уже заняли свое место в истории современной российской музыки. «Арсений Креститель» — это не один человек, а группа, что фронтмен отдельно подчеркивает в интервью. Ее главное отличие от более едкой в текстах и жесткой в саунде команды Sonic Death — это доброта, выраженная во всех аспектах существования «Крестителя». Лирика здесь проста и понятна, иногда даже наивна. Звук мелодичен и лишен экспрессии. Человек за микрофоном — скорее дружелюбный рассказчик, чем экспрессивный манифестатор. Этот характерный дримпоп, как признается фронтмен, не всегда встречают так тепло, как более тяжелую музыку, но это не делает его менее интересным.
Валерий Кипелов не изменят однажды найденной формуле успеха — как в хеви-балладах, так и в динамичных боевиках его группы чувствуется возвышенный стихотворный пафос. Кроме романтической лирики успеху проекта способствует также запоминающийся чистый вокал самого фронтмена, в прошлом сооснователя легендарной метал-группы «Ария».
«Персимфанс» — это единственный на свете оркестр-коммуна без дирижера. Сговорившись всегда все делать по-своему, они и 250-летний юбилей Бетховена празднуют как никто другой: меломанским попурри, в котором аристократически торжественная Вторая часть Седьмой симфонии соседствует с фрагментом из малоизвестной Второй симфонии. Непререкаемый уровень исполнения гарантирован: в прошлом году бетховенские гастроли «Персимфанса» по Германии уже поставили на уши местных фанатов классики.
Немец Борис Брейча числится среди наиболее востребованных диджеев мира и пользуется особой популярностью в России. Его стиль — четкий, размеренный тек-хаус с кислотными эффектами и стратегическими кульминациями. Эстеты воротят от такой музыки нос за ее консервативность и нейтральное, вылизанное звучание. Однако в формате мощных танцевальных шоу для масс сеты Брейчи все работают на ура.
По понятным причинам Synthetic Snow Festival в этом году обойдется без западных хедлайнеров. Главное событие вечера — выступление группы «Альянс», авторов наиболее пронзительного перестроечного синти-поп-хита «На заре». Также в программе — мрачный и беспокойный EBM-минимализм от любопытного проекта «Штадт»; глянцевый эстетский синти-поп от группы Elektromonteur, а также выступления пока что малоизвестных широкой публике проектов «Нежилец», Mental Discipline, Strong Product.
Гости мини-фестиваля в клубе «Город» — политически сознательные и злые панк-формации. Петрозаводские ветераны стрит-панка «Ничего хорошего» порадуют энергичными мелодиями, цветными ирокезами и социальной критикой. Среди недавних достижений команды — бунтарский кавер на хит поп-дуэта Reflex «Музыка громче». Состав The Mausoleum тяготеет к более жесткому и агрессивному хардкору. Также в программе — московские олды с волынкой Zuname и минчане-антифашисты Mister X.
Krec — долгожитель русского рэпа, в нулевые выступавший с эзотеричным артистом Ассаи и битмейкером Маратом Сергеевым. В рамках сольной карьеры музыкант исполняет олдскульный хип-хоп, охваченный меланхолией и ностальгией по уютному прошлому и ушедшей любви. В качестве музыкального сопровождения — неторопливые ламповые биты с грустными джаз-сэмплами, иногда — душевная акустическая гитара. Понятно, что ностальгирующий артист несколько выпал из современности, но именно за эту пасмурную мелодраматичность его и любят.
Команда Wombripper доводит ураганный дет-грайнд до его пределов — сложно устроенная дробящая и жуткая машинерия дет-метала получила в их треках дополнительное ускорение. Песни коллектива традиционно посвящены пробуждению темных сил с геноцидами, пытками и апокалипсисом. Однако стремительность и чистая, сбивающая с ног энергетика, которую выдают Wombripper, могут заинтересовать не только фанатов экстремального метала. Группа представит прошлогодний релиз «Repulsive Sounds». Также в программе — коллективы Slaughter of the Soul и Cist.
В последние несколько лет Меги Гогитидзе наращивала свой репертуар форматными поп-треками с гитарными переборами и хаус-битами. Успех пришел в 2019 году, когда девушка выпустила альбом «Nu Geshinia»: сборник песен на грузинском языке, где в полной мере раскрываются трагичность народных напевов и вокальные глубины самой исполнительницы. Очевидно, что Гогитидзе тесно в рамках фолка — даже с аккомпанементом из скрипок и акустики. Ее последний альбом «Plus 1» записан вместе с группой: таков адекватный компромисс между востребованным локальным настроением и современным звучанием.
Немец Борис Брейча числится среди наиболее востребованных диджеев мира и пользуется особой популярностью в России. Его стиль — четкий, размеренный тек-хаус с кислотными эффектами и стратегическими кульминациями. Эстеты воротят от такой музыки нос за ее консервативность и нейтральное, вылизанное звучание. Однако в формате мощных танцевальных шоу для масс сеты Брейчи все работают на ура.
Gayazov$ Brother$ записали, наверное, самые беззастенчивые поп-хиты 2019 года, в том числе гимн вязких танцполов «Увезите меня на дип-хаус». Все составляющие виральности у них выкручены до максимума: безотказная прямая бочка, набивший оскомину поп-хаус и качающий дансхолл. Дополнительную аддиктивность обеспечивает вокальная перекличка писклявого и мужественного голосов, а также — чего уж тут скрывать — забавные тексты про тропический дэнс-эскапизм и мучающий пар любви. Итог такого подхода закономерен — кажется, с момента своего первого успеха Gayazov$ Brother$ не вылезают из российских чартов.
Новый проект бывшей вокалистки инди-группы Coockoo Марии Мельниковой очень хочет попасть в мерцающую современность — из-за этого треки «Маши Марии» оказываются разорваны между фолковой интимностью, драматичной электроникой и широкими рок-жестами. Потенциал здесь определенно есть — все-таки Мельникова умеет высекать искры чувств из своих сентиментальных историй. Однако пока что наиболее известной песней этого любопытного гибридного проекта остается кавер на группу «ДДТ».
Группа «Таймсквер» далека от бескомпромиссной оглушительной агрессии и жутковатых сюжетов российской альтернативы в момент ее возникновения («Психея», ранние Jane Air и Amatory). Вместо этого коллектив предлагает приглаженный, в меру тяжелый звук, приятный мужской вокал, песни про преодоление трудностей, стремительно уходящее время, сильные чувства и прочие героические сюжеты. Получается у них все это весьма качественно.
Татьяна Зыкина стала известна в начале десятых годов. С тех пор ее чувственный и неторопливый соул-рок о женских чувствах несколько вышел в тираж: даже на консервативно настроенные радиостанции приходят новые герои, более дикие, медийные и эффектные. Тем не менее ее музыке с ранимой искренностью и мягкой вкрадчивой интонацией нельзя отказать в обаянии.
Дуэт «Заточка» помещает локальные сюжеты в американский сеттинг из кантри, блюза, ковбоев и вестернов. Под акустические переборы и харизматичные соло фронтмен группы неспешно раскладывает за стрелки, домострой, маскулинность и политику — в истории про нового шерифа угадывается «сильная рука» государственной власти, а сквозь звучание американы то и дело прорывается дворовый гитарный бой. Корневая американская музыка переживает стыковку с русской действительностью — впрочем, за вычетом локальной хтони, все истории здесь выполнены в легковесном юмористическом ключе.