Валерий Сюткин прославился в 90-е как вокалист долгоиграющей рок-н-ролл группы «Браво» — тогда артист сформировал элегантную подачу в духе «московских стиляг» и записал свои самые известные песни. В рамках сольной карьеры Сюткин развивает прежние достижения, однако публика все еще хорошо помнит его ранние, уже классические сентиментальные хиты — «Семь тысяч над землей», «Я — то, что надо», «Радио ночных дорог», «Дорога в облака» и другие.
Большой дебют Кристины Орбакайте состоялся не на сцене, а в кино — еще будучи подростком, она исполнила главную роль в позднесоветском фильме о буллинге «Чучело». Ее звездный час в качестве певицы пришелся на начало нулевых — Орбакайте исполняла спокойный, сентиментальный, в каком-то смысле интеллигентный поп-рок. Идеальный саундтрек для умеренных домохозяек, но в наши времена не самый ходовой товар. «В небе парила перелетная птица» — образ Орбакайте сложился по строчкам главного хита, записанного еще в 2003 году.
В Петербурге открылся фестиваль reMusic.org. Выступивший там ансамбль «Студия новой музыки» несет в столицу благую весть — программу российских и мировых премьер. Команда композиторов интернациональная, но имена Михаэля Пельцеля, Светланы Лавровой, Владимира Тарнопольского позволяют говорить о немецком духе: математически выверенная конструкция, напряженный звуковой материал, требующий от аудитории собранности и строгости, — то, что сегодня важно и нужно в повседневности. Концерт как эмоциональная тренировка. Сочинение Тарнопольского неслучайно называется «Szenen aus dem wirklichen Leben» — «Сцены из реальной жизни».
Харьковский дуэт Rasa — характерный пример хитмейкеров новой волны, успех которых ковался не в продюсерских центрах, на кастингах или телешоу, а в чартах VK и Apple Music. В прошлом году они выстрелили большим хитом «Под фонарем» — клип набрал больше 50 миллионов просмотров. Если первый хит еще мог казаться случайной удачей, то песня «Пчеловод» дала понять, что Rasa умеют писать доходчивые танцевальные песни, от припевов которых так просто не отвязаться. Вслед за чартами стриминг-площадок Виктор и Дарья начинают покорять концертные площадки.
Скончавшийся в феврале Эдуард Срапионов (Папа Срапа) — легенда постсоветской экспериментальной сцены. Инженер, музыкант, шаман, он создавал удивительные, ни на что не похожие синтезаторы, которые хочется называть скорее музыкальными объектами: это во многом вещи в себе, неподконтрольные никому, кроме создателя, да и в отношениях с ним они были часто своенравны. Каждое его выступление было похоже на обряд или ритуал — редкий случай, когда это типичное для шумовой или индустриальной сцены сравнение абсолютно легитимно. В пятницу в Доме радио будет презентован масштабный проект, посвященный наследию Срапионова.
Формат концерта-энигмы — слушатели узнают программу лишь на выходе из зала — ввел в моду Дягилевский фестиваль. Незнание освобождает восприятие и создает интригу. На этот раз загадка двойная: программа не объявляется, а ее важную часть составляют мистификации, стилизации, авторские маски. Романтические опусы встречаются с сегодняшним днем — все, как любят скрипачка Елена Ревич и пианист Алексей Любимов, чей предыдущий концерт в ДК «Рассвет» не смогла остановить даже полиция, пришедшая спасать всех от «минирования».
Формация Oak Glen начинала с гнетущего электропопа — затягивающих ночных песен, заговорщической дабстеп-дрожи, ленивого грува юкей-бейса и синтезаторных всполохов. Чувственный соул-вокал в таких условиях скорее сливался с беспокойным окружением. Впрочем, на последних синглах группа звучит совсем по-другому: в их музыке появились звонкие гитары и цепляющие, куда более солнечные и мечтательные поп-мелодии.
Певца Эльдара Джарахова затмевает его медийная персона — маленький человек со значительными амбициями в области юмора. Само собой, хитовый интернет-комик мелькает в разного рода музыкальных каламбурах с участием своих коллег Вити АК, SQWOZ BAB и другими. Однако на сольных релизах артист отказывается от маски балагура: его недавний альбом «Легкий способ бросить любить» — понятно, о чем записанный сборник качественных R’n’B и рэп-треков. Также не пропустите фит с Маркулом «Я в моменте» — один из самых жизнеутверждающих хитов 2021 года.
Mimiko — новый проект Димы Конова из группы «невидимка». Артист экспериментирует с отчужденной постпанк-атмосферой, холодной звенящей решительностью почти что цоевского вокала и убойными танцевальными битами. На выходе получается мрачный дарквейв с привкусом русской действительности. На фитах — синтипоп-исполнительница Стереополина и пионер седативного витч-хауса Summer of Haze.
Исайя удивляет беззастенчивыми ретропоп-песнями — с примитивными вычурными синтезаторами, обезоруживающей простотой откуда-то из начала девяностых. Во вторую очередь замечаешь какую-то особенную горячность, темпераментность артиста: даже с современными аранжировками он звучит как герой поколения Шуры и Витаса. Такая готовность к искренним броским жестам дорогого стоит — особенно в эпоху глянца, кринжа и жанровой конформности.
Проект «Воскресение» стал одним из множества ВИА, между которыми болтались более-менее респектабельные рокеры начала 80-х — Константин Никольский, Евгений Маргулис, люди из орбиты «Машины времени» и другие. Перезапущенный в середине 90-х коллектив звучит как надежный оплот батя-рока — поэтической музыки с оглядкой на мелодизм The Beatles, благолепную психоделию Pink Floyd, теплую атмосферу с влияниями регги и фолка. В качестве сюжетов — многословные размышления о жизни, чувствах и прочих высоких материях.
«Гуляй рванина» — сольный проект Джеки Дугна из старорежимной рэп-группировки «Черная экономика». Эта классическая формация запомнилась олдскульными битами, ироничной и злой подачей, эскизами маргинального андеграундного быта. На альбомах «Гуляй рванина» хриплый голос Дугна рассказывает о более личных вещах: злоупотреблениях, потерях и экзистенциальной безнадеге. Биты его недавнего релиза «Дар речи» окончательно растеряли бравурные семплы в пользу более нервного и хтонического звучания. Свое уважение на фитах закрепили Антоха MC, Kyivstoner, Krec и другие.
Грузинскому рэперу Гио Пике удалось примирить тюремную атмосферу с угрюмыми олдскульными битами. Криминальная жизнь у него не предмет восхваления или осуждения, но скорее некая экзистенциальная данность, неуютное жизненное пространство, которое срослось с целым постсоветским регионом. Дополнительную фактурность его трекам обеспечивает протяжный, вязкий, выговоренный с запоминающимся блатным оттягиванием речитатив. Артиста уже заметили звезды мейнстрима — слушайте недавний трек с Slimus «Холодное лето».
Выпустив свой первый альбом в 2017 году, Мари Краймбрери быстро достигла вершин новой поп-музыки — теперь стратегические фиты с ней записывают HammAli, Елка и Гуф. Девушка привлекла к себе внимание откровенными историями о современной любви — с пьяной руганью, палевом в инстаграме, игрой соблазна в шумных кальянных и клубах. По мере роста популярности уверенная поп-вокалистка Краймбрери начала развивать свой талант в сторону размашистых драматичных блокбастеров и более чувственных поэтичных треков. Впрочем, хулиганистая и напряженная правда жизни из ее песен никуда не уходит.
«Русские сезоны» и русский модерн придумала небольшая группа людей. Поэтому спектакль «Дягилев» — история петербургского объединения «Мир искусства» — получился камерным и лаконичным. Музыку для голосов, балалайки, аккордеона и электроники написал гитарист Макс Ротшильд. В актерском составе привлекает имя Вадика Королева: после успеха фильма «Человек из Подольска» лидер OQJAV успел выступить в опере, а теперь превратился в драматического актера. Он сыграет Александра Бенуа, идеолога мирискусников.
Алена Швец продолжает линию нашумевшей певицы Гречки — она также опирается на бесхитростные гитарные переборы и ничем не приукрашенные истории из жизни молодежи. Среди обсуждаемых тем — влюбленности, алкогольно-бунтарская романтика, нежелание встраиваться во взрослую жизнь, только спето все это с неподдельной житейской интонацией и вниманием к деталям. Названия песен говорящие — «Соперница», «Портвейн», «Мальчик из Питера», «Читай книги, ругайся матом».
Современная вейв-электроника появилась из жутких фантазий клауд-рэпа и витч-хауса. Хтоническую эстетику разогнали биты английских продюсеров и американского дрилла — на выходе получилось этакое привидение с турбоускорением, космический трип, из которого не совсем понятно, выберешься или нет. Российский продюсер Lxst Cxntury выдает общепризнанный стандарт жанра — затягивающую кислотную музыку с мощным внутренним пульсом и ночной атмосферой.
За три года в стримингах Марине Демещенко с ее проектом polnalyubvi удалось собрать внушительную фанатскую базу. Сейчас этот успех кажется закономерным: обладательница тонкого чистого голоса, хрупкая брюнетка в белых одеждах Демещенко исполняет барочные чеймбер-поп-песни где-то между Алиной Орловой, Вудкидом и размашистыми эпиками Ханса Циммера. В сердце этих историй оказывается загадочная мистика, мрачная изнанка фэнтезийного подросткового мира на стыке «Алисы в Стране чудес» и секретных дневников, а также, само собой, изящно выстроенная любовь.
Рейв-музыка все активнее заражает другие стили — вот уже и заслуженная альтернативная команда «Слот» выпустила пластинку «200 кВт» с активным использованием энергичных битов и мощного электронного гула. Однако ядром их творчества все еще остаются простые мелодии и тяжелые гитарные риффы. Новые песни коллектива все чаще связаны с критикой беспредела и полицейского государства. Впрочем, без каламбуров не обходится — не удивляйтесь рифмам в формате «Владимир Ильич, son of a bitch».
Проект Total — еще одно доказательство продюсерского гения Максима Фадеева, который в минимальные сроки сделал из коллектива своей родственницы Марины Черкуновой узнаваемый бренд. Фадеев рассчитывал попасть в чарты благодаря мрачному и надломленному поп-року. В итоге прорывной дебютный альбом Total состоял по большей части из неспешной электроники с яркими припевами, ржавым гулом электрогитар, а также артистичного вокала Черкуновой — одновременно чувственного и создающего беспокойство. Последующие релизы команда записывала уже без помощи Фадеева — сейчас группа выпускает как шумные угрожающие ню-метал-вещи, так и вполне форматные поп-треки.
Для американских композиторов музыка всегда оказывается больше самой себя — род научного исследования, политического активизма и философской практики. Московский ансамбль современной музыки играет четырех классиков Нового Света. «Два круга» очертил пионер электроакустики Элвин Люсье. В пьесе «Come Out» Стив Райх зацикливает голос темнокожего участника гарлемских беспорядков. «Мистическое путешествие» Джона Кейджа можно использовать по авторскому назначению — потанцевать под него. ДК «Рассвет» не мог не заключить вечер антивоенным манифестом Фредерика Ржевски с говорящим названием «Coming Together».
Найк Борзов стал одним из главных хитмейкеров 2000 года — после выхода альбома «Супермен» в массивную ротацию попали его расслабленные и остроумные песни «Лошадка» и «Три слова». Всероссийская известность оказалась ярким эпизодом в карьере артиста, но не самым характерным. Сам Борзов всегда тяготел скорее к вычищенным от банальностей, глубоко лиричным историям, которые можно услышать на его следующем, сейчас уже классическом альбоме «Заноза», а также в последующих записях.
Творчество Антохи MC можно отнести к рэпу только по формальным признакам — талантливый одиночка с трубой и драм-машинкой действительно использует речитатив, но находится абсолютно вне рэп-сцены с ее агрессией, баттлами и мачистскими ценностями. Под кустарные ламповые биты Антохе удается запечатлеть потаенные мотивы российской действительности — звучит это местами тревожно, но правдиво, хотя чаще всего в треках артиста сквозит оптимизм, добрая и позитивная энергетика от непростой, но увлекательной жизни вокруг.
Дуэт HammAli & Navai выстрелил в 2018 году с треком «Пустите меня на танцпол»: мелодичный поп-рэп о пьяных танцах набрал десятки миллионов просмотров на ютьюбе. Группа идеально попала в формат кальян-рэпа — чувственной и доступной поп-музыки с восточными мотивами. Заразительному потенциалу их треков практически невозможно противостоять: HammAli & Navai уже закрепились в первой лиге российской эстрады, неизменно попадают в чарты и начали выпускать безотказную поп-музыку в отрыве от всякого речитатива — послушайте хотя бы их главный радийный хит «Прятки». В начале 2021 года группа объявила о скором распаде, а «Афиша Daily» объясняла, почему мы надолго запомним этот дуэт.
Премия RU.TV соберет топовый состав звезд российской поп-музыки. В лайнапе теснятся герои чартов — уже заслуженные гранды Полина Гагарина и Дима Билан, эстрадная дива Zivert, герои поколения тиктока Клава Кока и Niletto, восточные хитмейкеры HammAli & Navai, мачо из Comedy Club Артур Пирожков, вездесущая интернет-знаменитость Ольга Бузова и другие артисты.
«Мой бог, моя крыша» — по этой нехитрой формуле можно описать все творчество бритого харизматика Честного. Его простоватый шансон-рэп строится на неспешном качающем бум-бэпе, душевных подхриповатых интонациях, историях о мире дольнем (с его дворовыми понятиями) и мире горнем (с любовью к маме, Богу и Родине). Кажется, именно в этом исполнителе все факторы сходятся в каком-то наиболее выигрышном виде. Или же на его убедительность влияет отсутствие какой-бы то ни было воинственной агрессивности.
OQJAV — группа, образованная в 2012 году музыкантами из Перми и Екатеринбурга, и пережившая серьезный ребут, после которого фактически появился новый коллектив. Перезагрузка произошла в 2017-м — тогда группу покинула Катя Павлова из «Обе две» и Даниил Шайхинуров из «Мы». Новый состав собрал единственный оставшийся участник Вадим Королев: в группе появился музыковед Ярослав Тимофеев и Дмитрий Шугайкин, отвечающий за бас и электронику. В музыке OQJAV изменилось все: теперь это лиричный инди-поп с фальцетными напевами, клавишными в основе и явным академическим бэкграундом.
Нулевые — эпоха клуба «Порт», еще дореформенного и не связанного с рэпом канала «A1», многолюдных сборных концертов и невиданного подъема альтернативной музыки в России. Группа «Психея» была одной из наиболее радикальных формаций той эпохи: как в плане музыки — замешанной на жестком индастриале, эмо-лиризме и ню-метале, так и в плане текстов (название одного из их главных хитов сейчас нельзя публично поминать без угрозы уголовного преследования). Подопечные Дмитрия «Фео» Порубова до сих пор сохраняют завидную витальность, время от времени выпускают альбомы, звучат все так же громко и бескомпромиссно.
Дягилев научил весь мир, что лучшая музыка — новая музыка. В афишу попали композиторы, хоть раз получившие заветный дягилевский заказ: Пуленк, Прокофьев, Рихард Штраус. Однако хозяин Ballets Russes помнил, как полезно оглядываться в прошлое, и регулярно заказывал транскрипции старинных сочинений. Гвоздем концерта будет «Итальянская сюита» Стравинского на темы Перголези. Исполнители первоклассные: скрипачка Елена Ревич, сопрано Яна Иванилова, пианист Петр Лаул. Последний исполнит Сонату №5 Скрябина, который ничего не написал для Дягилева, но дело в том, что Лаул играет Скрябина очень хорошо.
Еще одна группа, созданная на волне успеха «Пошлой Молли», но с противоположным гендерным вектором. Основной движущей силой коллектива «Кис-кис» являются две харизматичные девушки — вокалистка и барабанщица. Они исполняют откровенные треки о сексе без обязательств, разрушительных вписках, стремных тиндер-свиданиях и прочей подростковой повседневности. В качестве музыкального сопровождения — мощный и примитивный гаражный рок в сопровождении взвинченных синтезаторных партий. Среди отдельных достижений формации — кавер на песню «Гражданской обороны» «Харакири», положенный на музыку из ураганного хита «Song 2» от классиков бритпопа Blur.
GONE.Fludd сделал себе имя на броских треках новой школы с хлесткими битами, возведении глючных фантастических миров и по-хорошему идиотских клипах. Вскоре рэпер обнаружил, что фанаты воспринимают его как мультяшного персонажа с разноцветными дредами, разбитым носом и дурашливым лозунгом «Чуитс» — в полном соответствии с образом, который принес ему популярность. Сейчас GONE.Fludd пытается делать чуть более степенную и взрослую музыку. Дикости и веселья стало чуть меньше, но харизма и наслоения парадоксального речитатива никуда не делись: в целом новый сбалансированный подход уже окупается — так, меланхоличный трэп-сингл о тяготах славы «Пацаны II» уже обогнал по популярности хиты «Мамбл» и «Сахарный человек».
Сюзанна Абдулла прославилась творческим и семейным союзом с певцом и продюсером Романом Варниным — на их отношениях любви/ненависти держался проект «Мальбэк». Впрочем, сольное творчество артистки также требует самого пристального внимания. Сюзанна использует лаконичные и очерченные аранжировки, заполняя пространство треков силой и гибкостью своего вокала. За этими композициями чувствуется неподдельный эмоциональный саспенс — в весьма инертной российской поп-среде она делает что-то поистине смелое и живое.
Визитной карточкой группы «Монгол Шуудан» стала песня «Москва» — благолепное исполнение стихов Есенина. Тем не менее внушительную часть каталога группы занимают кровавые боевики во славу анархизма с мощным уклоном в революционное махновское ретро. Ожесточенный саунд группы балансирует между хард-роком, панком и пробивным треш-металом, а в перерывах звучат утяжеленные версии песен о казаках, кабаках и расстрелах.
Ветераны русской тяжелой музыки Krüger лавируют между жанрами, обеспечивая драйвовое, агрессивное, часто заряженное мрачной хтонью звучание. Помимо классических атрибутов экстремального метала — корпспейнта на лицах участников и гимнов темным силам — важной особенностью коллектива является дизельная поэтика мотоциклов и других убойных механизмов. Ревущие боевики о нечисти и славянских богах также исполнят радикалы из Audiobulldozzer.
Кажется, что в свое время именно Платина выступил порталом для самых диковинных тенденций новой школы. Мемные эдлибы, расслабленная мутирующая читка, сахарная поп-музыка и трэп на битах, эйфорические миры из денег, женщин, фейма, хасла, сиропа и прочих виртуальных сущностей — все это сконцентрировалось в треках молодого новатора. С Платиной записывались многие герои нового рэпа (OG Buda, Big Baby Tape, White Punk), но никто из них не прочувствовал мерцание новой цифровой реальности настолько глубоко.
Под перепады битов и ламповый гитарный бой фрешмен Хмыров выдает глючную, немного фантастичную поэзию, часто о любви. Диковинные строчки артиста представляют собой что-то среднее между ранними песнями «Ногу cвело!», «Аукцыоном» и белорусскими абсурдистами из «Кассиопеи» — разве что камерность представления уводит от буффонады в область более личного и чувственного речитатива.
Герой вечера — гитарист Дмитрий Илларионов, представляющий свой инструмент в авангардной музыке ХХ века: миниатюры Дариуса Мийо, Жоржа Орика и Мануэля де Фальи исполняются очень редко. Дуэт гитаре составит виолончель Бориса Андрианова в одной из сонат Антонио Вивальди: уроженец Венеции не мог не появиться на фестивале в честь Дягилева, который нашел последний приют на венецианском острове Сан-Микеле. После антракта концерт неожиданно выйдет за рамки дягилевской темы. Не случайно «Метаморфозы» для струнных, которыми Рихард Штраус в 1945 году оплакал старую Европу, этой весной стали особенно часто исполнять в отечественных залах.
Группа «Таймсквер» далека от бескомпромиссной оглушительной агрессии и жутковатых сюжетов российской альтернативы в момент ее возникновения («Психея», ранние Jane Air и Amatory). Вместо этого коллектив предлагает приглаженный, в меру тяжелый звук, приятный мужской вокал, песни про преодоление трудностей, стремительно уходящее время, сильные чувства и прочие героические сюжеты. Получается у них все это весьма качественно.
Брянский металкор-коллектив Wildways — эталон профессионализма во всем. Хорошо спродюсированные клипы, сведенные по мировым стандартам треки, глянцевые фотосеты — это про них. Не теряется ли в этом всем искренность и юная агрессия, присущая жанру, — другой вопрос. Но факт: группу принимают даже за рубежом, она делит сцену с командами вроде Asking Alexandria и Blessthefall, а в российских городах с некоторых пор собирает исключительно крупные площадки — и это при том, что время расцвета жанра осталось довольно далеко позади.
Егор Сесарев начинал с песенных конкурсов, в одном из которых попал под протекцию звездного наставника Димы Билана. Затем он осваивал стандарты R’n’B, соула и фанка, благо его высокий голос идеально подходит к требованиям чувственной поп-музыки. Релизы артиста становились все интереснее: на его альбоме «Романтик коллекшн» появились глубинные и пестрые wonky-биты и дуэт с молодой соул-звездой Anikv. А сингл «Кислота» демонстрирует более мрачную минималистичную атмосферу и, возможно, наиболее интересные находки в его карьере.