Пока многие передовые джазовые музыканты соревнуются в звуковой и жанровой инклюзивности, немецкий гитарист Ронни Граупе занят ограниченными системами. Со своей группой, которая недавно выросла во вполне классический квартет с контрабасом, ударными и саксофоном, он слой за слоем наращивает сложность собственных сочинений и джазовых стандартов и делает это с такой последовательностью, что их не всегда отличишь от закрытых авангардистских партитур начала ХХ века. Импровизируя, квартет Граупе прорывается во внутреннюю логику оформленной в произведение музыки — сейчас мало кто так делает.
Только Майкл Джира в наилучший момент распустил Swans, которые встали на рельсы, потускнели и чуть было не перестали быть замечательными, как сразу же отправился в очередное мировое турне — с акустической гитарой и зверскими, поющимися на разрыв глотки корневыми блюзами. Эта грубая, обаятельная, ободранная и насквозь честная музыка вполне может прийтись по вкусу и фанатам группы Джиры, и тем, кого их ритуальная цикличность утомляла. Совсем без следов славного прошлого, впрочем, не обойдется — с Джирой в Россию едет гитарист Swans Норман Уэстберг.
Музыку москвичей «Хадн дадн» называют и арт-роком, и фолком новой школы, и синти-попом. Правда, конечно, где-то посередине, особенно учитывая любовь группы к экспериментам и концептуальности. В «16 тоннах» группа представит новый ЕР «Ностальгия», находящийся в дискографии между мрачным «Ляоакыном» и еще неизвестным альбомом с песнями про Португалию и Испанию. В треках «Хадн дадн» всегда есть простота и читаемость поп-музыки, немного озорства и присутствие чего-то еще — загадочного, иногда темного, передающегося как в звуке, так и в лирике. Группа как будто бы нашла золотую середину между эзотерическими экспериментами и поп-доступностью, так что наблюдать за их развитием — отдельное удовольствие.
«Я тупой, но я не глупый», — читает фрешмен новой школы Lil Krystalll. В этот момент становится окончательно понятно, что творчество артиста из Риги и участника объединения «РНБ-клуб» строится на противоречиях и абсурдных антиномиях. Треки Lil Krystalll очень напоминают работы прошлогоднего хитмейкера Big Baby Tape, с которым он недавно записал дуэт «7 дней». Это расслабленный клауд-рэп с мощными басами и кодеиновой атмосферой — густое марево, в котором растворяются строчки о веществах и сучках, причудливые эдлибы, экзотический жаргон из русского интернета и американских гетто. Звучит все это настолько глючно, эффектно и невразумительно, что успешно ускользает от любой надежной локальной идентификации, — на выходе получается музыка из интернета и цифровых секвенсоров, которая все что угодно способна превратить в кислотную магму.
Children of Bodom — хитмейкеры в мире экстремальной тяжелой музыки. Сохранив агрессию и брутальность, они не доходят до совсем уж радикальной трансгрессии: в их треках много впечатляющих соло, витиеватого мелодизма и техничных ударных, подхриповатый вокал вполне можно разобрать, а некоторые клипы скорее похожи на глянцевые голливудские боевики. Один из последних синглов формации «Under Grass and Clover» вполне можно представить в рекламе каких-нибудь энергетических напитков — не удивительно, что видео на эту песню набрало в YouTube более миллиона просмотров. В очередном турне по России группа представит свой новый альбом «Hexed».
Московская группа Usssy с 2007 года играет шумный и резкий нойз-рок с восточными мотивами и делает это так аутентично, что иной раз кажется, будто они раздают прямо из несуществующего рок-клуба где-нибудь в Ираке или Афганистане. Краснодарско-петербургская команда Dvanov обязательно попала бы в саундтрек «Настоящего детектива», если бы его снимали где-то на русском юге — в их неспешных песнях обреченный пустынный блюз отлично уживается с тягучим русским отчаянием. Словом, обязательный концерт для ценителей неортодоксальной гитарной музыки.
Изначально Shahmen — это трио битмейкера Sense, МС Bless и MC Unorthadox. Вместе (по крайней мере, Sense и Bless) они делали что-то действительно интересное: биты строились на олдскульных ударных, восточных мотивах и подгруженной гитаре, а дополнялось все это глубоким характерным басом рэпера. Последний релиз проекта «California Is Cold» вышел в 2018-м — и тех необычных битов в нем уже не оказалось, зато MC Bless, судя по всему, оставшись один, прокачался до качественно нового уровня. Музыка Shahmen — это мрачный и экспрессивный хип-хоп, который в любой период существования проекта создавали настоящие перфекционисты. Что хорошо: в обновленных Shahmen первобытная энергетика никуда не исчезла.
Стабильный хайп вокруг Теодора Курентзиса затмевает его же чудо-оркестр MusicAeterna: в нем собрались лучшие музыканты со всего света, от Москвы до Нью-Йорка, почти каждому из них по силам выступить соло, не говоря об ансамблевых проектах. От струнного квартета из музыкантов MusicAeterna стоит ждать выдающегося классического концерта, тем более программа у них получилась довольно консервативная: столкновение мажора Моцарта и минора Шуберта они собираются сгладить сочинениями великих оперных итальянцев.
Певица Луна выстрелила в 2016 году с чувственным ретропоп-альбомом «Маг-ни-ты». Для ее последующих релизов приставка «ретро-» не так уж и актуальна — вместо стилизаций Луна начала создавать свой собственный мир, полный намеков и предчувствий, мечтаний и грез, тщательно выверенных поп-мелодий, которые совсем не похожи ни на заторможенную русскую эстраду, ни на куда более дерзкую и клиповую музыкальную индустрию Украины. Отказавшись от использования привычных клише, Луна всматривается в пространство интимного и эфемерного — все это при неизменно высоком качестве аудио- и видеопродюсирования.
В 1990-е немецкий диджей и продюсер Dixon прошел через школу легендарных берлинских клубов Tresor, E-Werk, WMF и Turbine, к середине нулевых запустил экспериментальный лейбл Innervisions, а в последние годы собрал ворох престижных наград — к примеру, с 2013 по 2016 год он возглавлял Top 100 лучших диджеев мира по версии Resident Advisor. Фантастически успешную карьеру Dixon объясняет одно слово: стиль. По его сетам можно не только выучить историю техно и дип-хауса, но и написать учебник по композиции. А еще он знаменит марафонскими выступлениями — с таким он и едет в «Мутабор» на препати к четвертому Epizode.
Итальянец Массимо Магрини — не только музыкант, но также изобретатель и исследователь Пизанского университета. Он специализируется на мрачном эмбиенте и IDM, черпая вдохновение в исследованиях космоса, физике, микробиологии. Гулкие пульсары, холодный шорох нойза, вокальные семплы, словно составленные из речи роботов во время обратного отсчета перед стартом ракеты, — все это призвано отразить жуткий холод вселенной, пугающую машинерию природы и технологий. Для живых выступлений Магрини придумал специальный стик и перчатки — жестовые интерфейсы, которые вырабатывают музыку из его движений.
Уже на прошлогодних концертах Скриптонита чувствовался некоторый диссонанс между его желанием использовать все возможности лайв-бэнда и необходимостью читать рэп-треки, которые рассчитаны на несколько другое, менее нюансированное звучание. Этот внутренний конфликт разрешился обещанием завязать с рэпом и созданием Gruppa Skryptonite. В апреле этого года коллектив Адиля Жалелова выпустил свой первый мини-альбом, и, кажется, его единственный недостаток заключается в ограниченности хронометража — нам нужно явно больше, чем эти шесть треков. Звучание ансамбля представляет собой экспериментальный фьюжн из афро- и латиноамериканской музыки, электроники и ненавязчивых, но безотказно действующих мелодий. В тематическом плане это сборник впечатлений, чаще всего связанных с чувственными отношениями, которые идеально согласуются с продуманными музыкальными эффектами.
С конца 90-х нью-йоркская группа Dope делает себе имя за счет жутких, пропитанных агрессией сюжетов. В центре внимания формации — секс, наркотики, насилие — как ключевые стимуляторы коллектива и симптомы коллапса современной Америки. Саундтрек соответствующий — безжалостные удары индастриала и захлебывающийся спид-метал. Формация и по сей день продолжает создавать довольно лютую музыку — в этом году вышла вторая часть их альбома Blood Money.
Бывшая участница группы Serebro Елена Темникова заняла свое место где-то на вершине отечественной эстрады — поучаствовав в «Евровидении» и куче реалити-шоу, в данный момент она выпускает клипы с десятками миллионов просмотров, участвует в записи песен к российским блокбастерам, выступает обязательной гостьей крупных музыкальных премий и разного рода сборного официоза. При этом современное качество продюсирования не в силах вытравить из ее творчества локальную специфику — томную, протяжную, лирическую грусть.
Suede сейчас включают в список великой бритпоп-четверки наряду с Oasis, Pulp и Blur — группами, которые отчасти определили, каким станет все современное гитарное инди. Однако дьявол, как говорится, в деталях — если Oasis были районными простаками, а Pulp и Blur — простаками хитроумными, от группы Бретта Андерсона всегда веяло опасной и депрессивной трансгрессией (не зря сам Андерсон был похож прежде всего на Боуи кокаинового периода). Со временем этот среднеклассовый декадентский шик сошел на нет, бритпоп стал историей, а Suede развалились — чтобы спустя семь лет, в 2010-м, снова воссоединиться. С тех пор вышло уже три альбома, а преодолевший наркозависимость Бретт Андерсон сказал, что меньше всего ему хотелось бы быть самопародией. Suede сейчас играют, возможно, не самую актуальную музыку — в творчестве повзрослевших британцев будто не осталось былой болезненной энергетики, а от размеренных поп-рок-треков последнего полноформатника «The Blue Hour» веет доброй ностальгией по концу прошлого столетия. Группа приедет в Москву с презентацией нового релиза, а также с пачкой старых хитов, по которым мы знаем британскую музыку 1990-х.
Scarlxrd выглядит как мрачный урбан-ниндзя — вечно на тотал-блэке, в спортивном стиле, с маской и жуткими линзами. Артист исполняет клауд-рэп с оглушительными басами, затягивающей и разрушительной трэп-динамикой, истеричной читкой о не самых приятных в жизни вещах. В самом центре этой музыки сгущается нескрываемая агрессия и надломленность. Впрочем, а что еще должны чувствовать подростки в мире без перспектив, где пропасть между элитами и всеми остальными только продолжает увеличиваться?
Петербург захватывает «Мутабор»: идеологи «Клуба», TESTFM и Roots United соберут своих музыкантов на трех сценах. В хедлайнерах куча иностранных имен: индастриал-техно от Broken English Club, кислотный американец Textasy, французский специалист по ритмичной психоделии Simo Cell, атмосферный нидерландец Delta Funktionen и минималистичный швед Anthony Linell. От россиян: обязательный AV-лайв Tundra, сеты Shutta, Hoopa, Current Call, Eostra, москвичи Mashkov и Sofia Rodina — всех и не перечислишь.
«Дайте танк (!)» — относительно молодая, многословная и парадоксально популярная рок-группа в ситуации, когда подобная музыка все чаще оказывается заключена в небольших андеграундных залах. Успех коллектива можно объяснить, во-первых, доступным динамичным звучанием с использование гитар и чиптюна, которое служит отличным фоном для их длинных текстов. А во-вторых, сами тексты — остроумные и отлично составленные — мастерски фиксируют беспокойство и неустойчивость современной жизни. Бесконечный спам, игра в «Монополию», абсурдность буддийского эскапизма — об этих и других тревожных сюжетах «Дайте танк (!)» сейчас поют убедительнее многих своих коллег.