Annihilator — канадские треш-металисты с воображением. Их песни мало в чем уступают признанному лидеру жанра, группе Metallica, — это стремительные и лихие боевики с злым вокалом, идеальный саундтрек для безумных гонок по хайвеям вне скоростного лимита. Мелодраматические баллады и живописные инструменталы в каталоге формации также присутствуют. При этом некоторые треки канадцев удивляют необычным выбором сюжетов — главный их хит «Alison Hell» рассказывает о детском кошмаре, который начинает захватывать реальность, а недавний сингл «Psycho Ward» в довольно брутальном стиле поддерживает женское движение #MeToo.
Маститые британские барочники, собравшиеся в «Оркестре эпохи Просвещения», во главе с дирижером Полом Гудвином разделят сцену с лучшим российским вокальным ансамблем Intrada — на совместный концерт таких музыкантов можно смело идти, даже не зная программы. А она получилась ой какая: скоротечные барочные симфонии и коронационные гимны Уильяма Бойса в ней расположились прямо перед фантастически прекрасной «Нельсон-мессой» Гайдна. Это название закрепилось за ней в честь адмирала Нельсона, под командованием которого британцы разгромили наполеоновский флот в битве при Абукире; сам Гайдн озаглавил эту грозную и величественную музыку «Месса из смутных времен», — как раз опасаясь победы Наполеона.
Барочные ансамбли легче всего распознать по мягкому, светлому и чуть приглушенному звуку духовых: в громком и резком саунде классического оркестра они бы просто потерялись. Специально ради этого удивительного звучания для «Декабрьских вечеров» собрался London Baroque Brass из лучших духовых барочников, которые исполнят придворную музыку, переложения разных сочинений за авторством лидера ансамбля, трубача Марка Беннетта, и даже фрагменты из семи-опер Генри Перселла — он был первым из британских композиторов, использовавших духовые инструменты в оркестровой музыке.
Мини-сериал «Чернобыль» стал едва ли не главной сенсацией этого года — его обсудили даже российские провластные медиа. В создании гнетущей чернобыльской атмосферы центральную роль сыграли зловещие эмбиенты исландской виолончелистки Хильдур Гуднадоттир — именно их переложения и собирается исполнить ансамбль Simple Music в Новом Пространстве Театра Наций. В довесок обещают музыку, связанную с событиями того времени, — должен выйти самый интересный киноконцерт декабря.
Каким-то образом польская академическая музыка полюбилась британским меланхоликам: гитарист Radiohead Джонни Гринвуд по мотивам шипящих струнных Кшиштофа Пендерецкого писал аранжировки для OK Computer и Kid A, а вокалистка Portishead Бет Гиббонс спела соло-партию в Третьей симфонии Хенрика Гурецкого (запись вышла в этом году, пока что это последний релиз с ее участием). «Студия новой музыки» подхватила тренд и сыграет мощную подборку авангардных поляков, среди которых, помимо Пендерецкого с Гурецким, например, Витольд Лютославский — автор сумасшедше сложной полифонической музыки.
Для исполнения россыпи духовных шедевров Перселла и Бриттена — двух главных композиторов Британии — на «Декабрьских вечерах» соберутся лучшие духовые барочники в составе ансамбля London Baroque Brass, лучший камерный ансамбль Москвы Questa Musica и хор мальчиков Академии Попова. Чтобы было сподручно перенести зашкаливающее количество возвышенной меланхолии, программу тут и там разбавили то торжественным коронационным гимном «Мне сердце диктует», то соло на литаврах на тему XVIII века. Более британский концерт и представить сложно.
Рядовой трек фрешмена Платины — это расслабленный повторяющийся бит, иногда с трэп-низами, компиляцией клише с альбомов Янг Тага и прочих героев новой школы. Седативные препараты, деньги и задницы вертятся в умиротворяющем хороводе — многие находят в этом потоке образов собственную аддиктивную красоту и повод для отрешенных движений на танцполе. Главная проблема в том, что Платина все-таки не Янг Таг. Среди активных коллабораторов артиста — Feduk и OG Buda.
Скандинавская сцена задала эталон блэк-метала — брутального и стремительного стиля тяжелой музыки, который известен жутким гримом музыкантов, отсылками к сатанизму и деструктивным поведением музыкантов. Гаал — один из законодателей этой сцены, в прошлом участник прославленной группы Gorgoroth. В рамках сольного творчества он сталкивает зашкаливающую гитарную негативность и иступленный бласт-бит с мощными рифами треш-метала и темной фолк-поэтикой — вместо расщепления в самом сердце ночи возвышенный голос Гаала становится проводником для наводящих ужас сказаний.
История бельгийской авант-группы Lugubrum окутана легендами о беспробудном пьянстве участников, диких выходках и странных источниках вдохновения. Сами музыканты называют свой стиль «фермерский блэк-метал» — плотный, стремительный и депрессивный саунд в духе Burzum у Lugubrum преисполнен всхлипами, кряхтением, странными звуками, лоуфай-эффектами и всевозможными нарушениями привычных паттернов. Сами песни посвящены грязной и гнойной сельской жизни, скатологии, дурному мистицизму, уродствам и алкоголю. Каждый альбом коллектива дарит новые каламбуры — например, о «первой блэк-группе, записавшей альбом в Конго» или изобретении жанра brown metal. Свои отвратительные истории коллектив разбавляет глючным эмбиентом и мистическими инструменталами.
Большая тема третьего выпуска электро-экспериментального мини-фестиваля «Ткани» — человеческое и бесчеловечное в разных формах жизни и звука. Из Британии едут бристольский индустриальный шаман Джон Бенс и лондонец Helm, чья музыка левитирует между field recordings и просветленным эмбиентом. От россиян — энигматичный перформер Zurkas Tepla, наверняка поехавший сет от Art Crime, перформансы в звуке и без него от And Those Unwelcomed, Brinstaar & Nikita Olenik, Маши Молоковой.
Бар Powerhouse безо всяких кавычек стал именно что местом силы злободневной музыки всех флангов: и затейливая электроника, и беспардонная рок-музыка, и хип-хоп здесь звучали и звучат одинаково уместно. Шестилетие бара — не подведение итогов, но важный инфоповод: выступят хаус-хитмейкеры Cream Soda и «Лауд», уральские создатели теплого соула и диско Lovanda, шаманская авант-поп-команда «Хадн дадн», а в качестве зарубежных хедлайнеров значатся британский исследователь эйсида Ceephax Acid Crew, британский же автор нежнейшей beats-электроники Pinty и французский электропоп-продюсер Voyou.
Светский мистик Антон Батагов все больше укрепляется в амплуа композитора: на ближайшем концерте в «Зарядье» соло на фортепиано будет разве что на бис, а всю программу занимают оркестровые партитуры. Переложение нежной пьесы Кейджа «Dream» для фортепиано и оркестра, сновидческий цикл самого Батагова «Я вижу твой сон, ты видишь мой сон» и его же рок-опера в минималистичных красках «I Fear No More» на песни и медитации Джона Донна сыграют автор, оркестр «Гнесинские виртуозы», дирижер Михаил Хохлов; для исполнения последнего сочинения к ним присоединятся еще и местные рокеры и электронщики.
Элен де Тури — участница формации Minuit Machine и звезда мрачной синтезаторной музыки. В рамках своего сольного проекта Hante. де Тури исполняет синтвейв-треки, в которых сюрреализм и призрачная готика смешиваются с диффузией и солидной долей музыкальной одержимости. В Петербург артистка едет с презентацией нового альбома «Fierce», возможно, самого четкого и динамичного в дискографии. На нем синты Hante. неожиданно освобождаются от угрюмого туманного морока, приобретают интенсивность и стремительность, не растеряв прежнего увлечения таинственными сюжетами.
Безбашенный оркестрик The Hatters следует заветам цыганского фолк-панка группы Gogol Bordello — в их музыке достаточно драйва, лихости, слезливого скрипичного писка и ударов аккордеона. Чего у них нет, так это собственно балканского бэкграунда — сначала группа выезжала на клюкве а-ля рюс, теперь же приладила к своему звучанию вокалисток и бравурные аранжировки в стиле группы «Ленинград». У такого маневра есть свои плюсы — сейчас The Hatters могут исполнить и надрывный номер о любви, и танцевальный боевик, и щемящую песню о сибирской тоске. Теперь пришла пора новой карьерной вехи — сольного стадионного концерта в столице.
Традиционный зимний фест мрачной танцевальной электроники собрал давно знакомые в России команды. В хедлайнерах, например, значатся Covenant — ветераны европейского синти-попа, совмещающие броские синтезаторные переливы с пульсирующим и энергичным EBM. На выходе получается индустриальная поп-музыка с чистым вокалом, которая одинаково расположена к красивым танцевальным мелодиям и гнетущим боевикам. Также на концерте выступит итальянская формация в жутковатых масках The Lust Syndicate — индустриальный проект с антикапиталистической риторикой от фронтмена известной арт-рок-команды Spiritual Front Симоне Сальватори. Кроме того, из-за бугра пожалует проект Suicide Commando, всячески воспевающий хоррор-эстетику, поэтику смерти, машинный ужас и трансгрессивные состояния. Описанные сюжеты разворачиваются под напористые и шумящие биты электро-индастриала — удивительным образом под агрессивный лязг и грохот этой музыки можно танцевать. Также на фестивале отыграют другие артисты из аналогичных жанровых далей: Agent Side Grinder, Angels And Agony, Harmjoy, Noire Antidote, Esa, Ultranoire, Strong Product.
Anacondaz осознанно идут на эпатаж — поют оды апокалипсису, ругаются, издеваются, восхваляют проституцию и отрабатывают многие другие трансгрессивные темы. Происходит все это под энергичные биты и громкие гитарные риффы. Впрочем, помимо всего прочего в их треках можно обнаружить обличение лицемерия, борьбу с нетерпимостью и ироничные гей-атаки на патриархальный порядок.
Дельфин уже давно оформился как один из наиболее поэтичных артистов русской сцены — драматичные эффекты его длинных текстов усиливаются при помощи беспокойной шизофренической гитары и живописных битов. Артист не остается в стороне от политической конъюнктуры — в прошлом году он выпустил откровенно критический по отношению к власти альбом «442».
Кажется, уже несколько десятилетий «Аукцыон» считается главной авангардной группой страны — в отличие от многих других заслуженных рок-героев формация Леонида Федорова не растеряла творческой витальности и страсти к непредсказуемым экспериментам. Последний альбом коллектива — пылкая импровизационная запись «На солнце» — вышел в 2016 году и собрал по большей части восторженные оценки критиков.
В текстах о творчестве Shlohmo часто упражняются в эпитетах и перечисляют через запятую жанры, в которых он работал. Есть причины: музыку и ее необычную эволюцию Shlohmo действительно очень интересно и увлекательно описывать. Shlohmo когда-то увязывал ощущения щемящей тревоги и безмятежного счастья и укладывал их в следопытскую электронику с горой не самых очевидных звуковых опытов, а затем записал мрачный и угрюмый «Dark Red». Недавно у продюсера вышел новый альбом «The End»: его он главным образом и представит в Москве.
Burn Rap Tour — это серия вечеринок, которая открылась осенью в Москве на сцене «Главклуба» и там же и закроется. Как и на первом концерте тура, балом править будут три хедлайнера: правда, в этот раз вместо ATL к Saluki и «Лауд» присоединится звезда разноцветного и дурацкого баблгам-рэпа GONE.Fludd, который буквально за год превратился из YouTube-героя в большого стадионного артиста. Saluki — рэпер с битмейкерским прошлым, органично вписывающийся в коллаборации как с Boulevard Depo, так и Cream Soda. «Лауд» — вхожее в хип-хоп-тусовку трио, исполняющее актуальный хаус с виральными текстами.
Очередная нативная вечеринка «Мутабора», в которой танцы под стильную и мрачную электронику — лишь часть общего пространства. На мейн, например, выйдут Charlemagne Palestine & Grumbling Fur Time Machine Orchestra с чернейшим дарк-джазом, детройтские электрогерои Aux88 и бристольский дуэт Emptyset, перемалывающий титанические звуковые глыбы в звуковой порошок. А еще в Москву во второй раз за год приедет Люк Слейтер — без псевдонима он в последнее время собирает прорывные тек-хаус-сеты, — а где-то в подвале можно будет ухватить взвинченное электро от Thorofon.
Основатель американского минимализма с Западного побережья, гениальный импровизатор, главный интерпретатор и пропагандист музыки Востока, волшебник электрического органа — какой ярлык ни пытайся приклеить к имени Терри Райли, все кажется незначительным и не особенно важным. То, что в свои 84 он опять приедет в Москву, — это уже какое-то запредельное чудо, а то, что он еще и сыграет со своим сыном Джианом, — даже в голове не укладывается. Трансового минимализма ждать, кстати, не стоит — живьем он чаще выдает эклектичные фортепианные сеты, которые граничат с чистой эксцентрикой.
В репертуаре оксфордского ансамбля I Fagiolini спокойно уживаются как многоголосие Ренессанса, так и смурные песни ХХ века, а их вокальное мастерство отметило премией даже Королевское филармоническое сообщество. На «Декабрьские вечера» они едут с потрясающе детальной и объемной программой: тут и полифонические красоты Монтеверди, и новая британская музыка, и французские вокальные шедевры XVI–ХХ веков, и даже по-немецки строгая и стройная осенняя песня Брамса. Такие концерты случаются не каждый год.
Хотя мы знаем Вивальди как автора «Времен года», сам он себя считал оперным композитором — и написал их около 40 штук. Одну из них, «Неистовый Роланд», в Москве исполнит звездная команда музыкантов: к греческому оркестру Armonia Atenea во главе с видным дирижером-аутентистом Георгиосом Петру присоединятся австрийский контратенор Макс Эмануэль Ценчич и русское сопрано Юлия Лежнева (оба сейчас на пике карьеры и за ними охотятся крупнейшие оперные дома мира). Даже если сам оперный Вивальди вам не очень понравится, исполнение точно будет фантастическим.
Назвались «Отрядом Велиала», носят маски, читают рэп — кажется, что вряд ли под этим скрывается благодушная к слушателю музыка. И правда: Velial Squad — это зубастый и клыкастый хип-хоп про ужасы земные и не очень. Город как проклятый мордор, дробовик как средство риторики, хоррор как среда обитания — все это завернуто в техничные и бойкие треки-кричалки, идеально подходящие для слэма в зале.
Участник объединения «Белая Чувашия» Зараза очевидно испытал влияние своих более известных единомышленников: жесткий фантастический вайб и рейв-биты мы уже слышали на записях ATL. С другим артистом Hours артист даже записал мини-альбом о холодной поэзии смерти и мрака. Тем удивительнее его последний релиз «Дворы» — это альбом монохромного дворового рэпа с олдскульными битами. Впрочем, публичная карьера Заразы насчитывает всего пару лет — эксперименты тут приветствуются.
Дуэт Mobb Deep прославился благодаря увесистым битам, мрачной атмосфере и жестким правдоподобным историям об уличной жизни. Альбом 1995 года «The Infamous» сделал музыкантов ведущими артистами хардкор-рэпа. По прошествии более чем двадцати лет звучание формации практически не претерпело никаких изменений — хорошие новости для всех любителей агрессивного олдскульного звучания. Один из основателей группы Альберт Джонсон, известный как Prodigy, скончался в 2017 году. Его коллаборатор Havoc выступит при поддержке своих друзей — ветеранов хип-хоп-сцены Big Noyd и Dj Les.
Анна Корсун — более известная как Maruv — является исполнительницей одного из наиболее прилипчивых танцевальных поп-хитов прошлого года: барочного электротрека «Drunk Groove». В принципе, эта запись отлично характеризует основу ее звучания — громкий и вычурный электропоп со средним темпом, англоязычный и интернациональный, намеренно сексуальный и прямолинейный. Клипы тоже соответствуют общей концепции и запоминаются откровенными кожаными нарядами, карликом с трубой, людьми с бензопилами в лошадиных масках и скудно одетыми танцовщицами.
«Казускома» называют себя «ретросексуалами» — вроде бы и шутка, но определения точнее сложно сыскать. С одной стороны, эта музыка доходчиво и доподлинно реконструирует рок сорокалетней давности. С другой — она предельно физиологична: всхлипы, вскрикивания, исступление и страсть. Что еще важно: у «Казускомы» гармонично сочетаются треш и угар как средство и стиль как цель — на этом фоне прячется тонкая ирония над происходящим вокруг.
Рэп в России давно утвердил себя главной музыкой настоящего времени, поэтому появление крупных профильных фестивалей казалось делом времени — и это время уже пару лет как наступило. «Большой рэп» — спорная, но масштабная попытка объединить на одной сцене важных героев — двигателей жанра (Смоки Мо, Slim, May Wave$ и Ram) и устроить выставку музыки из чарта «ВК» (Gayazov$ Brother$, Зомб, Goody). Жанровый разброс артистов здесь компенсируется невидалым размахом: 30 артистов, 6 часов, «Хлеб» и Тима Белорусских в хедлайнерах — в любом случае есть на что посмотреть.