Кажется, сегодня уже мало кого удивишь, что из фортепиано можно сделать ударный инструмент, а из какого-нибудь контрабаса — скрипящую шумовую машину. С расширенными вокальными техниками дела обстоят сложнее — визги, хрипы, стук зубов, щелканье языка и прочую гортанную дичь у нас крайне редко используют как музыкальные звуки. Наталья Пшеничникова среди российских певиц чуть ли не единственная, кто постоянно работает в поле экспериментального вокала — и вытаскивать душу из слушателя она научилась ой как здорово. На ее совместный концерт с немецким композитором и электронщиком Мартином Данске нужно идти, чтобы знать, что современные западные композиторы вытворяют с голосом — и что неочевидных возможностей у него бездонный колодец.
Финское трио Stolen Kidneys обрушивает на слушателя всю ярость и мощь сырого гитарного звучания — коллектив исполняет калечащий постхардкор с рваным вокалом, оглушительными мелодиями и залпами резкого спазматического нойза. Их последние треки на сплите Nikander — сосредоточение негативной и мрачной энергетики, концентрированный взрыв, в котором нет ничего лишнего и отвлекающего. Также на сцене — близкие по духу группы Pincher и «Жало».
Фестиваль новой музыки «Московский форум» — это нечастый случай, когда после визита в консерваторию не чувствуешь себя на 50 лет старше. На концерте-открытии будет ворох актуальной, преимущественно российской музыки: от тягучей мистики Клауса Ланга и разреженной тишины Кирилла Широкова до перформативной партитуры Дмитрия Бурцева для аккордеона и предметного терроризма Георгия Дорохова (слышали когда-нибудь музыку для трех пенопластов?). После перерыва с дискуссией — свежая версия импровизационного сочинения «Wallpapers» Алексея Сысоева (а здесь будут играть на шаговых электромоторах).
Теодор Курентзис ушел из Пермского оперно-балетного театра, а его чудо-оркестр musicAeterna полным составом переселился в Петербург и стал независимым коллективом — видимо, эти события так и останутся главными культурными новостями лета, а то и всего года. В Москве впервые в новом статусе он снова сыграет Реквием Моцарта: кажется, еще вчера все спорили, зачем он воткнул посреди невесомой моцартовской грусти вещь концептуалиста Сергея Загния, и вот опять. Добавят ли концерту хайпа последние события, предугадать сложно, а вот стоит ли идти на повтор от Курентзиса — это вообще не вопрос.
В последние годы японский певец Miyavi делает ставку на пронзительную чувственность, обжигающие слезы и бодрые ураганные ритмы. Все это происходит под мэшап из стероидной калейдоскопической электроники и гитарной музыки — мощные блюзовые рифы, ветвистые соло и сентиментальные баллады играют здесь уже не определяющее, но еще важное значение. Сам Miyavi мастерски управляется с инструментами, эффектно преподносит себя на сцене и известен особой теплотой к поклонникам — те отвечают ему взаимностью.
Мультиинструменталист Мик Харви играл на гитаре на 14 альбомах Nick Cave and the Bad Seeds, а потом отправился в свободное плавание. В сольной группе он поет вроде бы совершенно необязательное околороковое кантри, но делает это с таким вкусом, который никогда не воспитает большинство пусть дважды культовых исполнителей, а между делом он может то записаться с PJ Harvey, то сесть в кресло продюсера. В Москве Харви вместе с музыкантами Swans, Игги Попа и Ника Кейва споет переведенные на английский песни Сержа Генсбура — короче, задаст настоящего стиля.
Яна Кедрина заслужила мировое признание за свою мерцающую и таинственную электронику, которую тем не менее можно было легко услышать во время какой-нибудь интересной клубной вечеринки. На своем новом альбоме «Your Need» исполнительница объединила усилия с продюсером Flaty с лейбла «ГОСТ Звук», и на выходе у них получились гипнотизирующие и намного более сосредоточенные песни для танцполов — хронометраж ни одного из треков не пересекает четырехминутную отметку. Контекстом для нового материала стали девичьи грезы и переживания — иногда настолько приземленные, что напоминают тексты группы «Руки вверх».
Ямайский продюсер Scientist последние лет сорок занимается примерно одним и тем же: делает тот самый даб без примесей и экспериментов. И это совершенно замечательно. Свой фирменный саунд он унаследовал от Кинга Табби — основателя стиля и главного идеолога ямайского звука. Все концерты Scientist скромно стоит за микшерным пультом и ловко перемещает регуляторы, пока эмси читает малозначительные тексты — и получается абсолютно беззаботная и просторная музыка, которой даже композиция особенно не нужна.
Группа «Кровосток» уже давно является важной составляющей русского культурного ДНК — все из-за того, что московским художникам, исполняющим кровавые треки о небанальных буднях криминального мира, удалось всмотреться в повседневную жуть российской действительности и правдоподобно транслировать пережитые впечатления массам. За плечами группы несколько сильных студийных альбомов, а также судов в Ярославле, когда творчество «Кровостока» хотели, но так и не смогли запретить.
Известный житель Кутузовского проспекта Александр Степанов когда-то читал едкую рэп-мейхану про Киркорова в компании Тимати, потом баттлил Оксимирона, выступал на концерте 24 часа подряд и выпускал альбом с амбициозным заглавием «Поэт». На днях у него вышла пластинка «Поэт дуэт» — с гостевыми куплетами людей, которых сложно в одном списке перечислить через запятую. Умение уместить в один треклист Михаила Шуфутинского и Женю Мильковского, пожалуй, лучше прочего ответит на вопрос о месте и призвании ST в русском рэпе.
Aikko делает ставку на заупокойные драматичные биты, нервные и болезненные исповеди и истории разрушительной любви. С одной стороны, мы уже видели этот синтез эмо-надломленности, мрачной блэк-метал-эстетики и резкой агрессивной подачи. С другой — плодовитость и общее высокое качество материала оставляет надежду, что рано или поздно этот исполнитель прорвется в первую лигу.
Godflesh — самая влиятельная индастриал-метал-группа, которая почти три десятка лет ловко смешивает техногенные биты со злобными риффами. Nadja — канадский дрон-дуэт, отыскавший метафизическое спокойствие в грохоте перегруженных гитар. Первые берут аутентичным мраком и ритмом, вторые — почти осязаемой акустической статикой. Поймать обе группы в одном месте — большая удача для всех фанатов экстремальной гитарной музыки с головой.
В своем недавнем клипе «No Pasaran (part 2)» рэпер Santiz уж слишком (в хорошем смысле) похож на Скриптонита: резкая, иногда надрывная подача, истории с городского дна, интересный бит с акустическими сэмплами — все это здесь есть. Но не стоит обманываться — большая часть его каталога выполнена в куда более лиричной, неспешной и одурманенной манере, а главный хит исполнителя «Rastafari» представляет собой чувственный пострегги в стиле Miyagi & Andy Panda. Впрочем, и в нем ощущается некоторая резкость — у рэп-артистов из Казахстана определенно есть что-то общее, и для Santiz это скорее хорошие новости.
Feduk — из нового поколения поп-звезд. Прославившись благодаря интернету и совместному с Элджеем хиту «Розовое вино», он делает ставку на рэп и хаус-биты, ругается в песнях и находится вне привычных эстрадных иерархий. Сразу после вирального успеха в 2017 году главной проблемой Федука было отсутствие песен для полноценной программы. Теперь, после выхода альбома «More Love», она, кажется, решена — такие хиты артиста, как «Моряк», «Хлопья летят наверх» и «Закрывай глаза», получили достойное обрамление.
Феликса Бондарева можно назвать одним из самых заслуженных героев андеграунда — за десять с небольшим лет он попробовал себя в совершенно разных жанрах и поучаствовал в десятке проектов. Дольше всех живет RSAC — группа, которая начинала с забойной электроники и провокационных текстов еще в нулевые. С тех пор как состав, так и звучание проекта постоянно менялись, константой были лишь присутствие и авторство Феликса. Успех к группе пришел как заслуженно, так и случайно — с треком «NBA», который группа исполнила совместно с певицей Ella. Эксперимент был эффективно повторен: в этом году группа выпустила с Ella целый альбом «Фелла», пронизанный томной ностальгией по R’n’B 2000-х. Результат: первые строчки чартов стриминговых сервисов, приглашение на Comedy Club и, конечно, «Вечерний Ургант». А также большой тур по России и Беларуси в поддержку альбома, в рамках которого группа выступит в «Главклубе».
Kllo — это Саймон и его двоюродная сестра Хлоя. Саймон записывает пространную электронику с уклоном в британский гэридж. Хлоя озвучивает ее тихим хрустальным голосом и очеловечивает удивительно въедливыми по меркам жанра поп-мелодиями. На выходе получается музыка, которой будет комфортно и на концертах в восемь вечера, и на клубных вечеринках в три утра. В пабликах, правда, еще напишут, что это идеальный саундтрек для того, чтобы смотреть на звездное небо — поспорить не получится.
Kavabanga Depo Kolibri выступают на территории таких рэп-романтиков, как Джа Калиб и MiyaGi & Эндшпиль. Правда, в треках харьковчан нет места флексу и мелодраме — только разбитые мечты, спутанные отношения, неподдельная грусть. При этом популярность у артистов заслуженная — несмотря на всю избитость темы, в их лучших вещах чувствуется внутренняя многогранность, а от хитов «Хочешь» и «Амфетамин» действительно сложно оторваться.
Алена Швец продолжает линию нашумевшей певицы Гречки — она также опирается на бесхитростные гитарные переборы и ничем не приукрашенные истории из жизни молодежи. Среди обсуждаемых тем — влюбленности, алкогольно-бунтарская романтика, нежелание встраиваться во взрослую жизнь, только спето все это с неподдельной житейской интонацией и вниманием к деталям. Названия песен говорящие — «Соперница», «Портвейн», «Мальчик из Питера», «Читай книги, ругайся матом».