Inter Arma — экспериментальный метал-квинтет из Ричмонда, одна из наиболее интересных тяжелых формаций на данный момент. Коллектив славен своими амбициями по созданию масштабных продуманных альбомов на стыке множества направлений — гнетущего дума и техничного дэта, сложноустроенного прога и мелодичного сатерн-рока. Однако на своем последнем релизе Sulphur English музыканты достигают беспрецедентного уровня ярости, запуская огненный вихрь мощного и разрушительного звучания, в котором символически гибнут их предыдущие, слишком изящные и сдержанные начинания. Именно исполнения песен с Sulphur English можно ожидать на их ближайшем концерте.
Британцам из Flook удалось примерить кельтские мотивы с современными песенными стандартами. В отличие от мистической созерцательности или неспешного танцевального ритма многих своих коллег по фолк-сцене, Flook создают энергичные, даже стремительные инструментальные аранжировки. Помимо аутентичных флейт, свистков и ирландского бубна боурана коллектив использует гитары, аккордеон, греческую гитару бузуки, мандолину и другие незнакомые бриттам инструменты. К популяризации коллектива в России приложил руку Борис Борисович Гребенщиков.
«Порез на собаке» — группа Александра Ситникова из легендарной формации «4 позиции Бруно» и его подельницы Ольги Чернавских. В студии им также помогает второй участник «Позиций», диджей Дьявол. Идея проекта родилась во время съемок кустарного фэнтезийного кукольного фильма. Музыка дуэта напоминает уже знакомую по предыдущим записям автора болезненную и непредсказуемую хтоническую электронику. В качестве сюжетов песен — кровавые и мистические истории, рассказанные от лица маргинализованной нежити. Впрочем, создается впечатление, что «Порез» стал для Ситникова более личным (и лиричным) проектом, нежели более раскрученные «Позиции».
The Vamps выглядят, поют и играют как самый каноничный бойз-бенд — тут и доступная поп-музыка, внешность, подача и даже мимика участников. Тем не менее The Vamps стараются откреститься от ярлыка мальчиковой группы, уточняя, что сами достигли успеха, а также играют и поют без посторонней помощи и фонограммы. Это действительно так — участники объединились в 2012-м, когда им было по 16–18 лет. Нашли они друг друга, как полагается героям новой эры, на YouTube. Уже в 2013-м они выпускают хиты «Can We Dance» и «Wild Heart» — клип на последний набрал около 50 миллионов просмотров. Не то чтобы альтернатива One Direction, но все равно качественная поп-музыка.
Любые музыкальные премии существуют для того, чтобы фиксировать текущий порядок вещей, и Jager Music Awards справляется с этим уже пять лет. За эти годы премия избавилась от символической приставки «Indie», перестала делить музыку на мейнстрим и андерграунд и существенно обросла номинациями. Состав выступающих показательный: рэп-авангардист Масло Черного Тмина, поэт Илья Мазо, новые поп-хитмейкеры Cream Soda и синт-фолк-трио «Хадн дадн». Попасть на мероприятие можно будет, оставив заявку на его странице на TimePad.
Москвичи Pompeya — одни из главных лиц отечественного англоязычного инди-рока. Основанная в 2007 году группа известна своим западным саундом с сильным влиянием старомодного психоделического попа. В 2010 году лейбл Xuman Records выпустил их первый полноценный альбом «Tropical». Группа часто наведывается с концертами в США, хотя ее основная фан-база все равно находится в России.
«П.Т.В.П.» — удивительно последовательная группа. Начав играть в безвременье девяностых, они сумели сохранить не только творческую витальность, но и верность идеалам — борьбе с властью и консюмеризмом, чувственной любовной лирике, бодрому панк-звучанию с мелодраматическими отступлениями и захватывающим мелодизмом.
С помощью негромких гитарных аккордов и живописной пульсации битов артист Sirotkin рассказывает чувственные истории о людях со слишком тонкой кожей. Иногда его сюжеты воспринимаются как авантюрное приключение из жизни инди-молодежи, иногда — как драма взросления, но все они неизменно происходят словно в инстаграм-фильтре, который отвечает за теплую винтажную пленку. Несмотря на некоторую монотонность интонаций, Sirotkin остается одним из наиболее интересных артистов отечественной индитроники.
Немецкая метал-группа Tanzwut (в переводе — «танцевальная ярость») заявила о себе в конце 90-х на волне запущенного Rammstein тренда «новой немецкой тяжести». Изначально коллектив придерживался ритмичного индустриального звучания, но впоследствии машинную ярость вытеснил героический пафос — музыканты начали активно использовать мощный хор волынок и средневековую поэтику. Новые песни Tanzwut совмещают фолковые элементы, ревущие гитары, брейкбит и пушечные залпы электроники.
История успеха поп-звезд последних двух лет в основном выглядит так: сначала твоя песня становится хитом VK-пабликов и ютьюб-каналов, а потом тебя замечает крупный лейбл. В случае Lucaveros ровно так и получилось: сначала его песня «В одно касание» быстро набрала несколько миллионов просмотров, а потом к Эмиру (так зовут артиста) пришли из Gazgolder с контрактом. Его музыка — непритязательный, но стильный поп-рэп, созданный будто бы специально для чартов, но не лишенный утонченной работы над звуком.
Британцы The Coral известны, прежде всего, по хиту «Dreaming of You». Поклонники сериала «Клиника» могут вспомнить страстную сцену с Джей Ди и Эллиот, где играет эта песня, ставшая одним из самых ярких пунктов в саундтреке. Тем не менее «Dreaming of You» — далеко не единственное, ради чего стоит пойти на концерт The Coral. За время своего существования британцы выпустили девять альбомов, успели уйти в тень на несколько лет и вернуться со старым признанием и новой музыкой — это всегда легкий, доступный и периодически задорный инди-рок британского пошива и с обаятельным налетом ретро. В первый эшелон инди-артистов группа ожидаемо не вошла, но и без интернациональной базы своих поклонников тоже не осталась.
В начале нулевых дуэт Антона Кубикова и Максима Милютенко Scsi-9 начал исполнять прогрессивное на тот момент минимал-техно — вкрадчивую минималистичную электронику с четким размеренным пульсом. Удачно заскочив на борт современности, проект отметился множеством релизов и коллаборациями с западными артистами. На этот раз ждем ставший уже традиционным лайв в клубе «16 тонн».
Один из главных хитов Давида Деймура называется «Танцуй, убивай» — и вряд ли что-то объяснит его музыку доходчивее. GSPD берет мемы настоящего и прошлого (Катя Кищук, NFS Underground, водка, Ельцин) и отправляет их на беспощадный ретрорейв. В ход идет самая эффективная опорно-двигательная музыка: техно, евродэнс, брейкбит — его концерты лучше всего охарактеризует слово «мясо». В прошлом году он собрал залы в тридцати городах, а сейчас замахнулся на солидные Adrenaline Stadium и «Сибур-арену». Кажется, это только начало.
«Газгольдер» захватывает испанский лейбл Parallel, на котором издают цветастую электронику с серьезным уклоном в психоделический дип-хаус. От европейцев будут Darren Price со скорострельным британским трансом, итальянец Dovim с размашистыми хаусовыми грувами и испанский дуэт Monkey Brothers — они со знанием дела скрещивают неспешные биты с просторными атмосферными синтами. От россиян — резидентка «Параллели» Veronica Fleyta, а также Doyeq с Gazgolder и Valencia.
Харьковский дуэт Rasa — характерный пример хитмейкеров новой волны, успех которых ковался не в продюсерских центрах, на кастингах или телешоу, а в чартах VK и Apple Music. В прошлом году они выстрелили большим хитом «Под фонарем» — клип набрал больше 50 миллионов просмотров. Если первый хит еще мог казаться случайной удачей, то песня «Пчеловод» дала понять, что Rasa умеют писать доходчивые танцевальные песни, от припевов которых так просто не отвязаться. Вслед за чартами стриминг-площадок Виктор и Дарья начинают покорять концертные площадки: 16 ноября состоится их большой концерт в клубе Red.
Мультиплатиновая рок-группа из Канады Theory, раннее известная как Theory of a Deadman, представляет собой эталон певучего минорного постгранжа со всеми необходимыми маскулинными атрибутами — черными гитарами, набриолиненными волосами, страдальческими жестами. В своем пафосе и содержании песен этот коллектив практически неотличим от лидеров жанра Nickelback — со всеми вытекающими достоинствами и недостатками.
Основатель проекта Saor Энди Маршал делает музыку, близкую по духу суровым красотам родной Шотландии, — инструментальный блэкгейз с усиленной живописностью построка. Среди тем его эффектных гитарных марафонов — природа, верность корням, а также всему «исконному» и «натуральному». Сам Маршал является сторонником независимой Шотландии, а слово Saor он взял из националистического слогана «Saor Alba» — «Свободная Шотландия». Правда, неподготовленный слушатель навряд ли сможет заметить в его музыке политические обертоны.
Guf — один из ветеранов русской рэп-сцены, любитель ровной читки и олдскульных меланхоличных битов. В отличие от коллег Алексей Долматов — мастер лиричных историй о самом себе, которые апеллируют либо к романтическим отношениям, либо к борьбе с зависимостями. Совсем недавно Guf прославился еще одной слабостью — к мутным пропагандистским коллаборациям. Его совместный трек с Тимати «Москва», выпущенный на фоне острого политического кризиса в столице, стал самым заминусованным видео в истории русского ютьюба и закрепил антиуспех предыдущего видео рэперов «Поколение», в котором Долматов рекламировал чипсы и катался по городу вместе с полицейским экипажем.
В позапрошлом десятилетии Андрей Звонкий в группах «Ритм-У» и «Дерево жизни» адаптировал реггетон к русскому языку и ставил другие не менее увлекательные рэп-опыты. Группы распались, Звонкий немного побыл в Bad Balance, а потом надолго ушел в продюсирование (где преуспел: например, Burito — его протеже) и транзитом через шоу «Голос» попал на Velvet Music, а в прошлом году выстрелил хитом «Голоса». Музыка Звонкого — с одной стороны, стерильная поп-музыка для радио, с другой — она не лишена обаяния и вкуса. К тому же на концертах Звонкий выступает с живым составом, надо сказать, что треки будто бы переизобретаются и звучат неизменно размашисто.
На заре своего существования хард-рок-группа «Алиса» отличалась мощной пробивной энергетикой — отсюда боевой настрой, название альбома «Электричество», феномен «армии «Алисы», заряженных фанатов, крушивших метро после концертов. Ничего удивительного, что на поздних этапах творчества несколько присмиревший фронтмен коллектива Константин Кинчев развернулся к фолк-национализму. Большой московский концерт группы приурочен к выходу нового альбома «Посолонь». В программе — песня про басурманов, языческий мистицизм, синтезаторная романтика и неожиданный пацифистский боевик «Пуля».
OQJAV — группа, образованная в 2012 году музыкантами из Перми и Екатеринбурга, и пережившая серьезный ребут, после которого фактически появился новый коллектив. Перезагрузка произошла в 2017-м — тогда группу покинула Катя Павлова из «Обе две» и Даниил Шайхинуров из «Мы». Новый состав собрал единственный оставшийся участник Вадим Королев: в группе появился музыковед Ярослав Тимофеев и Дмитрий Шугайкин, отвечающий за бас и электронику. В музыке OQJAV изменилось все: теперь это лиричный инди-поп с фальцетными напевами, клавишными в основе и явным академическим бэкграундом. На концерте в «Тоннах» коллектив представит новый мини-альбом с влияниями музыки 1960-х.
Исландцы Hatari стали одним из наиболее громких событий минувшего «Евровидения». Главные фрики фестиваля представили театрализованное исполнение песни с названием «Ненависть восторжествует» — в залпах пламени, на фоне угрожающей сферы из жести, с танцами в латексных садо-мазо-костюмах. В стилистическом плане Hatari исполняют гневную индастриал-электронику с пульсирующей динамикой EBM и жестким орущим вокалом. Формация славится сексуализированными квир-перформансами, а среди своих основных задач называет ни много ни мало разрушение капитализма.
«Величие леса не будет забыто. Слышишь? То их голоса вдали. Чувствуешь дрожь земли под ногами? То их поступь. Они все ближе, они возвращаются, чтобы возвестить о новом рождении истины». Такими словами начинается описание грядущего концерта от группы «Сруб». Их первый релиз датирован 2013 годом — уже тогда коллектив выбрал себе яркий и запоминающийся образ, которого придерживается до сих пор. Он тесно связан со старорусским оккультизмом в текстах, а в музыке воплощается классическим темным постпанком с бойкой ритм-секцией. Еще одна визитная карточка — вокал Игоря Шапранского, который смело можно назвать одним из самых необычных голосов отечественной гитарной сцены. Концерт в Москве ознаменует, как говорят участники, переломный момент в жизни группы и проведет черту под предыдущей дискографией перед выходом нового альбома «988».
«ЛСП» — успешный белорусский проект, балансирующий между речитативом, танцевальной электроникой и поп-музыкой. Фронтмен коллектива Олег Савченко зарекомендовал себя в качестве автора интересных и комплексных историй — в большинстве из них поэтическая завороженность жизнью совмещается с экзистенциальным кризисом, романтической деградацией и фатализмом. Релиз «ЛСП» «Tragic City» был заслуженно назван рэп-порталом The Flow лучшей русскоязычной записью 2017 года. Среди других важных событий в истории группы — драматичный конфликт с Oxxxymiron и его лейблом в 2016 году, а также ранняя смерть одного из ключевых участников формации, битмейкера Ромы Англичанина. В апреле «ЛСП» дал большой стадионный концерт, в этот же раз ждем его ночное клубное выступление.
Прото-Outline возрождается в «Мутаборе»: фестиваль Save, как и десять лет назад, собирает мощнейший экспериментальный лайнап, в который попало чуть ли не все, кроме скучной необязательной музыки. Среди главных событий — импров-лайв британского продюсера Марка Фелла и португальцев Drumming Grupo de Percussão (они будут играть на звенящем инструменте sixxen, который изобрел авангардист Яннис Ксенакис), перемешанные в прекрасном цифровом хаосе голоса и звуки оркестровых инструментов от бристольского продюсера Vessel, футуристичная электрическая этника в исполнении трио из Тегерана, коллаборация французского композитора Пьера Бастьена и лондонского психопатического джазового дуэта Tomaga. А еще здесь будут дикий японский гитаристк Кэйдзи Хайно, американец Доминик Ферноу с экоэмбиентом Rainforest Spiritual Enslavement, вычурный танцевальный сет Low Jack — из такой программы можно составлять отчетные плейлисты с главными экспериментальными музыкантами последних лет.
После успешного перезапуска в 2009 году группа Guano Apes чувствует себя весьма неплохо. Скейтбордистская фанк- и ню-метал-тематика в их новых песнях оказалась вытеснена мелодичными гитарными партиями и вполне форматной альтернативной музыкой. Впрочем, главными хитами коллектива остаются записанные более 15 лет назад агрессивные и резкие боевики. Юбилей коллектива — отличный повод вспомнить, как они звучат.
Андрей Illumate Коновалов неоднократно менял псевдонимы и образы, участвовал в баттлах и в итоге окончательно нашел себя в рэпе распевном и в целом понятном, но щепетильном к текстам. «Послушал песню — пришлось гуглить!» — пишут в комментариях к его песням, но в данном случае это скорее комплимент. Впрочем, помимо богатого вокабуляра (и умения им пользоваться) у Андрея есть еще и чутье на хваткие мелодии. Недавно Illumate выпустил альбом «Sync» и с ним возвращается на сцену после большого перерыва.
Французский ансамбль Les Arts Florissants во главе с дирижером Уилльямом Кристи — одна из первых причин, почему так называемое аутентичное исполнительство — на старинных инструментах с соблюдением духа ушедших эпох — вошло в мейнстрим классической музыки. Вроде бы играют они по-старому, а получается такая живая музыка, что, казалось бы, заезженные сочинения слышишь будто впервые. Их ближайший московский концерт — с концертным исполнением воздушной комической оперы «Мнимая садовница» Моцарта — нельзя пропускать не только завсегдатаям филармонии, но и вообще всем меломанам.
Формально Jubilee делает весьма качественный современный рэп с модными битами и уверенной читкой. Нетипично здесь содержание — артист готов рассказывать о том, как его обижали в школе, обделяли вниманием девушки и пугал с экрана монитора правый активист Тесак. Все это, разумеется, на фоне расхожих атрибутов жанра — бахвальства, перечисления элитарных брендов и отношении к женщинам, как к говорящим кускам мяса.
Певица Гречка (в миру — Анастасия Иванова) оказалась главной рок-сенсацией начала 2018 года. Незадолго до этого она готовилась к поступлению в колледж, выступала в петербургском андеграундном клубе «Ионотека» и самостоятельно выкладывала свои безымянные альбомы в «ВКонтакте». Третий из них — «Звезды только ночью» — стал хитом и разлетелся по социальной сети: оказалось, что простые и искренние песни Гречки являются универсальной отмычкой и находят отклик у очень разных аудиторий. Слушателям нравится, что Иванова без всякого надрыва и пафоса рассказывает о понятной им действительности — последствия несчастной любви и неудачной вечеринки демонстрируются ей с одинаковой степенью реализма. Певица, в свою очередь, не собирается останавливаться — качество записи со временем улучшилось, а география туров заметно расширилась.
Когда-то давно Джош Скогин основал металкор-группу Norma Jean (правда, известной она стала уже без него), а позже, уже под вывеской The Chariot, продолжил осваивать тяжелую музыку разной степени экстремальности. The Chariot распались несколько лет назад, а Скогин сменил джинсовку на пиджак и взялся за прочтение классики рока с самых ее корней. Что ожидать от сюжета «хардкорщик заиграл рок-н-ролл»? Ровно того, чего вы и ожидаете: это отреставрированный хард-рок, отсылающий куда-то прямо к Black Sabbath, но исполненный оголтело, страстно и весьма агрессивно.
На этот раз «Планета Савьер» устраивает условно закрытый онлайн-аквариум — пока сотня гостей будет болтаться на волнах трепетной, залипательной и чуть отмороженной электроники аргентинца NGLY, остальным останется разве что поглядывать на трансляцию. Билеты пока есть, в качестве дополнительных аргументов — глубокобасовая хмарь от LOW 808 с «ГОСТ Звука», сеты от Олега ГЛС и Burago, а также возможность получить неназванный «уникальный приз» от организаторов