Немецкий ударник и импровизатор Оли Штайдле обеспечил себе славу великолепного выдумщика — в разных проектах он может выдавать и системные джазовые грувы, и бойкую краутовую моторику, и (не)дикий поток ударных звуков, характерных то ли для тихой экспериментальной музыки, то ли для грайндкора. В Москву он едет с саксофонистом из своей группы Oliwood Франком Гратковски, британским клавишником Дэном Николсом и знаменитым бас-гитаристом Тревором Данном. Последний считается важным музыкантом из окружения Джона Зорна: играл с фриковатым фронтменом Faith No More Майком Паттоном, да и сам тот еще чудак от мира низких частот. Словом, рай для ценителей фри-джаза и просто меломанов.
Группа Evanescence завоевала мир благодаря совмещению ню-метала в стиле Linkin Park c готической атмосферой и возвышенным оперным вокалом фронтменши Эми Ли — на пике популярности в 2011 году альбом формации стартовал сразу на первой строчке чата Billboard. Сейчас Ли пытается избавится от своего мрачного подросткового прошлого и ревущих гитар — последний релиз Evanescence «Synthesis» был записан с оркестром и использованием электроники и почти полностью состоит из переработок старых хитов.
В начале ХХ века крупнейшие музыканты вдруг поняли, что старинную музыку середины XVIII века и все, что раньше, все вокруг играют неправильно — и начали собирать аутентичные оркестры, писать теоретические манускрипты и вообще разбираться, как же старина звучала на самом деле. Великолепный дирижер сэр Джон Элиот Гардинер — один из тех, кто вытащил этот процесс в классический мейнстрим: сегодня свой ансамбль аутентистов сидит в каждой европейской деревне. В Россию он приедет с культовыми English Baroque Soloists, Хором Монтеверди и чудесной программой: строго рекомендуется не только фанатам барочной музыки, но и всем, кто считает классику донельзя формализованной штукой.
Британская группа White Lies придает традиции, идущей от героев мрачного постпанка Joy Division, необычайную коммерческую витальность — под эти насыщенные и мелодичные треки можно собирать стадионы или запускать ракеты в космос. Группа исполняет предсказуемые песни о чувственных размолвках и особенностях современного глобального мира. В этих треках всем заправляют лоск и драйв, которые, кажется, полностью вытеснили нервозность и противоречия — главный источник вдохновения для основателей жанра.
Немецкая формация Downfall of Gaia начинала с брутального краст-панка, однако постепенно изменила свой стиль в сторону более масштабного, ожесточенного и поэтичного гитарного звучания. Ярость блэк-метала в этих композициях накладывается на грандиозную живописность построка и электрическую тяжесть сладжа — иногда в аранжировках возникают осколки хардкорного прошлого группы. В Петербурге образцовые эклектики тьмы представят свой новый альбом «Ethic of Radical Finitude».
Швейцарец Дидье Северен рвал связки в сладж-метал-группе Knut, его земляк Лоик Гробети предпочитал блэковый андеграунд, а теперь в дуэте Llama/OLO они устраивают запредельно громкий электрический шумовой терроризм без намека на металлическое прошлое. Их соотечественник Кристиан Мюллер к прихотливому нойзу пришел из академической среды — и даже выпустил любопытный альбом «Strøm» на российском лейбле Mikroton. Всех троих можно будет поймать в сентябре в «Электротеатре».
Monasterio Rave — это прямой ответ на разговоры о локальной смерти рейва и якобы срочной необходимости скрестить его с какой-нибудь более умной музыкой или искусством. В хедлайнерах все оттенки техно-жести: от обволакивающе-темного саунда Oscar Mulero и оскалившихся басов резидента Tresor Manni Dee до взвинченных скоростей и стильной безвкусицы в духе 90-х от Dax J и Perc. Переживете всех четырех — можно догнаться сетом или лайвом музыкантов из увесистого списка поддержки.
Экспериментальный — если не по контенту, то по организации — фестиваль «Анти | Experience» пройдет одновременно на трех площадках пространства «Авиатор». Музыка, само собой, занимает основное место, а в качестве хедлайнеров рекрутированы канадцы Operators и француз Retro X. Первые — проект Дэна Бекнера из заметных инди-команд Wolf Parade и Handsome Furs, который играет бойкий и энергичный пауэр-поп с умными добавками синти-попа и диско, но тексты при этом — сплошь рефлексия о разрушающемся мире вокруг. Retro X представляет новую школу французского хип-хопа с тех самых парижских окраин, только вместо уже привычного российскому уху аудиодраматизма здесь правит бал чуть ли не шансонная размеренность и неспешность. Среди российских имен — главный смотрящий по доброму и ироничному рэпу МС Сенечка, отличный утопленный в мизерабельности эмо-панк botanichesky sad, томный колдвейв на русском от «Гласности», вязкий гаражный рок Rooftops и еще полтора десятка артистов и диджеев. В общем, сплошная эклектика, в которой можно как заблудиться, так и развернуться.
На одной из самых экспериментальных вечеринок для «Бумажной фабрики» соберутся шесть исполнителей с номинальным хедлайнером в лице шведа Фрэнка Гарсии, выступающего под псевдонимом Sheik Anorak. На своих выступлениях он упрямо создает хаотичное шумовое поле из гитар и синтезаторов, уже после добавляя к ним конвульсивные живые ударные и вокал. Также в лайнапе значится московский музыкант Johnny Mouzon, исполняющий загадочное техно, зачастую уходящее в область бинауральных ритмов, и ансамбль Detieti, путешествующий по всем не самым простым уголкам гитарной психоделии. За фри-джаз, лучше всего себя чувствующий в рамках живых выступлений, отвечают Dukkha и «Сольвычегодск», отрицающие репетиции и штампующие экспериментальные релизы на пару с авангардными сейшенами «Битвы-бритвы». Завершит концерт дуэт Rekk и Kutoboy, от которого, видимо, нужно ждать отдельную порцию поехавшей экспериментальной электроники.
Шведский электронный композитор Дэниел Сегерстад больше известен как участник эмбиент-дуэта Carbon Based Lifeforms, но музыку не прекращает писать и в полном одиночестве — под вывеской Sync 24. В отличие от основного проекта, здесь меньше ритмических рисунков, контрастов, да и красок вообще, зато протяжных трансовых крещендо, понурых мелодий и вкрадчивых глитчей в полном достатке. Его сентябрьский концерт в ЗИЛе — стопроцентное попадание и в сезон, и в площадку.
На заре своего существования коллектив Múm создавал камерные и ранимые электрофолк-песни, иногда практически уходящие в эмбиент, — настолько они были тихи и печальны. С тех пор группа изменилась — сейчас это небольшой оркестрик фолковой индитроники с неоклассическими элементами и фирменной для Исландии кукольной и волшебной атмосферой. Электроники и синтезаторных мелодий также стало значительно больше. Свой последний большой проект — альбом «Smilewound» — артисты выпустили в 2013 году.
В 80-е британцы Napalm Death были самой страшной группой на свете: они раздавали оголтелый грайнд с такими запалом и самоотдачей, что периодически он подлежал упаковке только в микроскопические треки на пару десятков секунд (им же принадлежит мировой рекорд на самую короткую песню — с «You Suffer» они управились за 1,316 секунды). Сегодня они порядком подуспокоились, распрощались с доброй долей панковского угара, стали профессиональными музыкантами и со знанием дела нарезают первоклассный сверхтяжелый металл с грайндовым окрасом — волосы дыбом уже не встают, но и упрекнуть их не в чем.
Британский квартет Bong создает идеальную музыку для затяжного спиритуального трипа. В основе их звучания — переливающийся электрический гул, на фоне которого ветвятся неспешные гитарные прогрессии и вкрадчивые барабанные партии. Иногда редкий напевный вокал придает этим плато звука мрачное дум-настроение. Треки коллектива длятся не менее пятнадцати минут (а часто и все полчаса) — ударные могут зазвучать только на десятой минуте. В общем, особый опыт в мире пространства и материи гарантирован.
На вечеринке по случаю двухлетия «Кинематика», как и всегда, по-своему расставляет акценты: главный зал превратится в Ambient Hall, закольцованные ритмы временно переедут на среднюю сцену, балкон займет экспозиция на тему S=V*t, а каждому пространству «Мутабора» еще и подберут свой запах. В музыкальной программе — электрическая этника Anatolian Weapons, лайв-дуэт композиторов Дмитрия Мазурова и Рамзана Юнусова, отъявленный немецкий аутсайдер Credit 00, темные странности от Oira и Sariim.
Последние лет пятнадцать Ska-P были чуть ли не синонимами самого слова «ска-панк»: как вы лодку назовете, так она и поплывет, спросите у группы Metallica. Впрочем, дело не только в нейминге: в этом узком, в общем-то, жанре, испанцы чувствуют себя как рыбы в воде, стабильно поставляя, пожалуй, самые экспрессивные и запоминающиеся, часто гимноподобные песни с гитарами, трубой и тромбоном. Группу любят и в России — шесть лет назад Ska-P, например, были хедлайнерами на одном из крупнейших фестивалей Kubana. Фанатская любовь обусловлена не только инструментальным задором, но и устойчивой политической позицией — все 25 лет существования группа придерживается левых взглядов, выступая в текстах против расизма, за права животных и свободу Палестины. В этот раз группа выступит в Москве с программой из проверенных хитов и песнями с последнего альбома «Game Over». И пускай вас не смущает, что эспаньолка Pulpul покрылась сединой, — живьем группа до сих пор выдает максимум энергетики.