Ум, честь и совесть независимой сцены России, группа Motorama традиционно выпускает релизы на французском инди-лейбле Talitres (выход пятого лонгплея «Many Nights» является формальным инфоповодом для московского выступления), поет на английском (что в наши дни — полный антихайп), успевает заниматься сайд-проектами, выезжает поиграть за рубежом (в феврале, к примеру, будут колесить по Германии), дает в Москве концерты, большие и не очень, а базируется в родном Ростове-на-Дону. Все в этом сюжете удивительно, как и музыка группы Motorama с такой самобытной и узнаваемой интонацией.
В 2016 году пермский маэстро Теодор Курентзис с успехом представил на «Дягилевском фестивале» хоровую оперу «Tristia» («Скорбные элегии») французского композитора Филиппа Эрсана на тексты сидельцев — от уголовников до известных политзаключенных (Мандельштам, Шаламов). За время, что опера добиралась до Москвы, она, кажется, стала только актуальнее. Этот концерт — отличный шанс убедиться, что дикий хайп вокруг Курентзиса вырос в первую очередь из-за его любви к современному искусству и умения отвечать с его помощью на повестку дня.
Команда Monasterio привозит в гости резидентов лондонской банды Slam, музыка которых сочетает аналоговое звучание и мрачные индустриальные ритмы. Англию на сцене Aglomerat представит уже известный публике Monasterio Ansome, а также его товарищ Ossian, активно экспериментирующий с перкуссионными паттернами. За нойзовую агрессию отвечает владелец лейбла Haven — новозеландец Keepsakes, а компанию хедлайнерам составит обойма отечественных исполнителей разной степени известности: Draag, Kyk, Serotonin Crisis, Regulaar, Lera Foer, Stef Mendesidis, Unbalance, Gasitel, Gemüt и Yaroslav Lebedinskiy.
«Рэп — это новый рок» — утверждение, конечно, спорное. Когда хип-хоп-исполнители заимствуют элементы рок-музыки, это часто не выходит за рамки несмелых экспериментов с давно вышедшими из моды скучными гитарными риффами. Совсем другое дело, когда музыкант с раннего детства увлекается блэк-металом, оккультной литературой и лишь во вторую очередь хип-хопом. Так и вышло с Ghostemane — молодым американским рэпером, в этом году выпустившим «N/O/I/S/E», — 12 жестких треков с мощными басами и максимально экспрессивной подачей. С презентацией этого октябрьского релиза музыкант и приедет в Россию — кажется, это будет еще более жестко и агрессивно, чем в записи.
В 2014-м Jungle обсуждали все: никому не известная и вообще полуанонимная лондонская группа вдруг выпустила на лейбле XL лонгплей с восхитительным модерн-соулом, сняла несколько клипов с роскошными танцами, после чего обнаружила себя в лайнапах всех главных фестивалей вроде «Гластонбери». Уйдя на некоторое время с радаров, Jungle вернулись осенью 2018-го. Правда, второй альбом «For Ever» схожего восторга не вызвал даже у тех критиков, которые громко приветствовали дебют Jungle, — грув был на месте, но та свежесть куда-то подевалась.
Московский The Same Ensemble открывает перекрестный год в музыке между Россией и Великобританией с ловко выдуманной программой: разные версии традиционной шотландской песни «Annie Laurie» будут исполнены вместе с интерпретациями песен Егора Летова (слышали когда-нибудь «Иваново детство» в ансамблевом формате?) и несколькими опусами из цикла Songs of Innocence Кирилла Широкова. Вход на это счастье бесплатный.
Проект Schiller, названный в честь известного немецкого поэта Фридриха Шиллера, берет начало еще в конце 80-х. И если раньше он представлял собой дуэт, то сейчас Schiller —это творческий псевдоним немецкого музыканта Кристофера фон Дайлена, в своем творчестве сочетающего транс, эмбиент и нью-эйдж. У Schiller есть все признаки серьезной фигуры европейской электронной сцены: многотысячные залы, профессиональные световые шоу и внушительный список коллабораций с такими музыкантами, как, например, Тарья Турунен из Nightwish или пианист-виртуоз Lang Lang.
Уже традиционный «Большой день студента» организаторы называют главным событием года. Это, конечно, слишком амбициозно, но концерт получается действительно заметным — на сцену концертного зала «Известия Hall» в этот вечер выйдет автор «Малинового света» и «Самолетов» Леша Свик и исполнитель «Под фонарем» и «Витамина» Rasa. Также новую школу популярного хип-хопа представит Зомб, чей трек «Она горит на танцполе» был скачан более 100 000 раз и получил статус платинового сингла. Главным же хедлайнером объявлен казахский исполнитель Jan Khalib, не первый год входящий в первые строчки русских чартов на популярных стриминговых сервисах.
Deströyer 666 — заслуженная австралийская метал-группа. Раньше их творчество во многом опиралось на концентрированный нигилизм и мрачную ритуальность блэка. Однако со временем в звучании коллектива все явственнее проявлялись элементы трэш-метала: энергичные брутальные аккорды, угар и динамизм, присутствие призрака олдскульного рока, иногда затемненного жуткими мистическими отступлениями.
В прошлом Уилльям Райан Ки пел и играл на гитаре в поп-панк-коллективе Yellowcard. После распада группы артист сконцентрировался на незамысловатых, романтичных гитарных балладах с минимумом лишних деталей. Не зря одна из его наиболее популярных песен называется «Old Friends» — творчество Ки так и сквозит светлой меланхолией и сердечными признаниями.
За два года Светлана Лобода прошла путь от просто украинской певицы внутреннего потребления до одной из главных фигур нынешней поп-сцены, поставляющей один суперхит за другим. Большое шоу с серьезным продакшеном и мощной хореографией в Москве будут показывать целых три дня.
Изначально группа «Аффинаж» специализировалась на драматичных, даже душераздирающих песнях, отличительными особенностями которых был аккордеон и надрывный вокал фронтмена коллектива Михаила Калинина. Однако в 2017 году команда выпустила «Сделай море» — самый светлый и романтичный альбом в своей дискографии, а в 2018-м — разделенный на две части релиз «Золото», где фирменная аффинажевская безысходность оказалась разбавлена спектром других, не менее сложных чувств.