Москва
Китайский нуар, черная мелодрама, румынская криминальная комедия и другие фестивальные хиты «Меридианов Тихого»
Во Владивостоке в 17-й раз прошел кинофестиваль «Меридианы Тихого». Побывавшая на «краю света» критик Наталья Серебрякова рассказывает про самые любопытные и уже зарекомендовавшие себя фильмы из его обширной программы.
Наталья Серебрякова
4 октября 2019

мистика, драма

Чувственная черная драма родом из Сенегала

17-летние Ада и Сулейман (Маме Бинета Сане и Траоре) любят друг друга. Сулейман занят на стройке ультрасовременной башни в столице Сенегала — Дакаре, где рабочим месяцами не выплачивают зарплату. Однажды Ада приходит в бар на пляже и узнает, что Сулейман вместе с другими рабочими уплыл на лодке через океан искать лучшей судьбы. Девушка заболевает от тоски, а затем ее выдают замуж за другого, более обеспеченного мужчину. Но накануне свадьбы кто-то устраивает пожар в доме жениха. Так Ада узнает, что Сулейман вернулся в город. Мати Дьоп — первая сенегальская женщина-режиссер, удостоившаяся Гран-при жюри Каннского кинофестиваля, родственница Джибрила Диопа Мамбети, снявшего «Туки-Буки» (премия ФИПРЕССИ московского МКФ в 1973 году). Мати выросла во Франции и впервые дебютировала как актриса у Клер Дени в «35 стопках рома», после появилась у Антонио Кампоса в фильме «Саймон-убийца». «Атлантика» сделана на основе ее одноименной короткометражки, в которой моряк у костра рассказывал о своих путешествиях. Стоит предупредить, что полнометражный фильм начинается как романтическая история и политическая драма, но в середине резко меняет жанр и превращается в мистический детектив. Это, безусловно, красивая картина, в которой солнце садится всякий раз за океан, когда герои собираются сделать что-то важное. 

драма, криминальный

Сложносочиненный корейский детектив по реальным событиям

Ким (Ким Юн Сок) — овдовевший офицер по борьбе с наркотиками, который встречается с потенциальным информатором по имени Кан (Чжу Чжи Хун). Прямо в ресторане Кана хватает и арестовывает полиция за убийство его подруги. Он признается в преступлении и садится за решетку, однако через несколько месяцев связывается с Кимом из тюрьмы и утверждает, что убил еще шестерых. Тем не менее Кан отказывается разговаривать с детективами, которые, по его словам, сфабриковали против него доказательства. Ким соглашается найти реальные улики в обмен на информацию об остальных шести телах. Запутанный южнокорейский детектив, в котором Кан — ненадежный рассказчик, и Киму предстоит вывести преступника на чистую воду. Интересно, что фильм снят по реальным событиям, и протагонист Кана, получивший пожизненное, покончил жизнь самоубийством в тюрьме; настоящий же полицейский расследует это дело и по сей день. «Темный гений преступления» Ким Тхэ Гюна пытается раскрыть психопатическую природу убийц, а также уловки, к которым прибегают самые хитрые и циничные из них.

драма

Неожиданный автопортрет американского классика

Томмазо (Уиллем Дефо) — американский режиссер, живущий в Риме с женой-молдаванкой и маленькой дочерью. В его прошлом спрятана алкогольная и наркотическая зависимость, с которыми Томмазо и поныне продолжает бороться, посещая группу анонимных алкоголиков. В перерывах между этими сеансами и заботами по дому он ставит спектакли и встречается с женщинами. Кажется, у Томмазо полностью налажен быт и все хорошо, однако он копается в отношениях с собственной женой, пытаясь найти в эпизодах ее детства отголоски их будущего трагического конца. Самый личный фильм Абеля Феррары, завязавшего с алкоголем и наркотиками. Для этой картины он даже предоставил собственную римскую квартиру в качестве съемочной площадки. Роль Томмазо божественно исполнил любимый актер Феррары Уиллем Дефо, а жену и дочь — настоящие жена и дочь режиссера. С помощью виртуозной операторской работы австрийца Петера Цайтлингера настолько погружаешься в фильм, что иной раз начинает казаться, что смотришь реалити-шоу. Феррара с весомой долей иронии подошел к собственной автобиографии, а в финале напрямую процитировал «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе.       

драма, криминальный

Сумрачный китайский нуар

Чжоу и Лиу (Хью Ху и Квай Луньмэй) встречаются под навесом у железнодорожного вокзала. Чжоу разыскивают силовики за убийство полицейского, Лиу — проститутка, которая согласилась ему помочь. Она должна сдать его копам, а денежное вознаграждение передать жене. И это только завязка щедро усыпанного подробностями визионерского фильма Дяо Инаня, призера «Берлинале-2014» за фильм «Черный уголь, тонкий лед». Насыщенная флешбеками, запутанная история медленного падения главы банды похитителей мотоциклов Чжоу происходит в притемненных китайских улочках и подворотнях, где то и дело кто-то выхватывает нож, а то и пистолет. Это брутальный криминальный нуар, утопающий в огнях неона и мокнущий под проливным дождем, а в финале выруливающий к беспощадной развязке — истории об одиночестве, отваге и предательстве.

комедия, криминальный

Один из лидеров «румынской волны» Корнелиу Порумбою с фильмом о румынском полицейском, который учит тайный язык свиста

Выступающий осведомителем мафии полицейский Кристи (Влад Иванов) приезжает на Канарские острова, где пытается выучить необычный свистящий язык — «сильбо». Знание языка необходимо Кристи, чтобы провернуть побег заключенного-бизнесмена, который знает о местонахождении 42 миллионов евро. Фильм одного из главных адептов новой румынской волны Корнелиу Порумбою абсолютно не похож на все его предыдущие работы. Очень синефильская, с множеством цитат и отсылок к классическим голливудским нуарам картина получилась глянцевой и, на поверхностный взгляд, дорогостоящей. Режиссер то и дело меняет локации — из дождливого Бухареста герои перемещаются на солнечные Канары, а затем и вовсе — в Сингапур. Детективный триллер, обрамляющий любовную историю, нужно смотреть предельно внимательно. Стоит отвлечься от экрана, как сразу же станет непонятно: откуда взялись деньги в матрасе? 

драма

Криминальный триллер вперемешку с социальной драмой

Ичико (Марико Цуцуй) — медсестра, которая работает в доме семьи, где она также занимается репетиторством с двумя сестрами — Мотоко и Саки. Когда Саки внезапно похищают, а затем возвращают домой, оказывается, что виновный в этом преступлении — племянник Ичико. Мотоко (Микако Итикава) между тем влюбляется в Ичико и пытается выстроить с ней близкие эмоциональные отношения. Социально-бытовая драма японского режиссера Кодзи Фукады на первый взгляд кажется тихой мелодрамой про жизнь социальной работницы, но потом оборачивается жестким комментарием о том, как легко можно разрушить доверие, уничтожить репутацию и превратить жизнь в трагедию неосторожным признанием, рассказанным не тому человеку. В этом фильме есть и предательство, и безответная любовь, и роковая ошибка. Фильм Фукады немного напоминает картины его более удачливого соотечественника Хирокадзу Корээды, соединяя в себе и бытовое жизнеописание, и поэзию сновидений.

исторический, драма

Грандиозная оргия Альберта Серра

Где-то во Франции, на границе с Пруссией в ночном лесу с десяток любвеобильных либертенов собираются на оргию. От словесных описаний своих сексуальных фантазий они постепенно переходят к делу. Бесконечная ночь тянется два часа экранного времени — и финал этой истории наступает с первыми лучами солнца. Самый бескомпромиссный фильм Альберта Серра — картина, от которой бы пришел в восхищение сам Пьер Паоло Пазолини, ведь это новые «Сало, или 120 дней Содома», снятые на цифровую камеру с реалистичной игрой актеров. Действие происходит не на грани кино и порнографии, это и есть софт-порно, стыдливо снятое между ветвями деревьев и кустарников. В очередной раз попытавшись развить тему либертинажа (см. также «История моей смерти» и «Смерть Людовика XIV»), Серра уперся в самый настоящий край.

драма

Драма Александра Лунгина про двух инкассаторов, которые ходят в поэтический кружок и задумывают ограбление банка

Два инкассатора из Подмосковья, Витя и Леха (Александр Кузнецов и Алексей Филимонов), предотвращают ограбление банка. За свою храбрость они получают вознаграждение — сто тысяч рублей. Но этих денег им оказывается недостаточно, чтобы раздать долги, ведь один из них увлечен петушиными боями, которые устраивают гастарбайтеры. Судьба снова ведет парней в банк, теперь уже в качестве грабителей. Александр Лунгин снял абсолютно зрительский фильм о союзе высокого и низкого, материального и духовного, крепкой мужской дружбе, которую не рушат даже мелкие предательства. И хотя фильм то и дело фальшивит в театральной постановочности диалогов и монологов, у него полно искренности другого порядка — в описании суровой правды провинциальной жизни. 

документальный

История страны, рассказанная через историю семьи

За кадром мы слышим голос женщины, но не видим ее. Она рассказывает о трудностях, о матери, которая умерла молодой, об отце, которого репрессировали во время культурной революции, обо всех вещах, которых не хватало семье. Эти вещи кружатся в анимационном танце по всему экрану: велосипеды, мебель, фасады и элегантные интерьеры. Это изображения, вырезанные из старинных китайских открыток и брошюр, найденных на блошиных рынках. Бывший аниматор Лэй Лэй снял экспериментальный фильм, впервые представленный в этом году на «Берлинале», чтобы сохранить память о своей семье. Женщина за кадром — его мама, и лейтмотивом ее рассказов является внезапная насильственная смерть различных животных: от кошки до курицы. Она рассказывает как свои сны, так и реальные истории. Параллельно мы понимаем, что Лэй Лэй пишет историю целой страны, которая отразилась в судьбе отдельной семьи.