Документалка Сириля Лети про икону мирового кинематографа Жан-Люка Годара. «Кино Годара» не пафосный и не торжественный некролог скончавшегося два года назад величайшего режиссера, а скорее взгляд на него как на человека, имеющего свои слабости, страдающего от одиночества и внезапно впадающего в сентиментальность. Фильм Лети состоит по большей части из кадров со съемочных площадок, фрагментов интервью и писем. Цель автора — показать, как менялось со временем кино Годара и его подход. Как эволюционировали убеждения режиссера.
Незаслуженно обойденную стороной первую и весьма важную главу становления музыканта Ника Кейва решил воплотить в виде документального фильма режиссер Иэн Уайт. Ядром его картины служит промежуток на рубеже 1970-х и 1980-х годов, за который первая группа Кейва успела переименоваться в The Birthday Party, перебраться из Австралии в Англию, записать три альбома и распасться. Фильм отражает мрачную сторону The Birthday Party: группа была бедна, долго не вписывалась в лондонскую рок-сцену и мыкалась по грязным съемным квартирам. Но именно эта, казалось бы, безысходность стала фирменным стилем коллектива. Визуально он подчеркивается монохромными комикс-вставками, рваным монтажом и редкими архивными кадрами с концертов.
Симоне Скафиди посвятила свой документальный фильм маэстро хоррора Дарио Ардженто («Птица с хрустальным оперением», «Суспирия»). Его картины и сегодня продолжают вдохновлять современных постановщиков, таких как Николас Виндинг Рефн или Гаспар Ноэ. Док расскажет о том, как Ардженто заселяется в загородный отель, чтобы спокойно поработать над новым сценарием и заодно подвести итоги блестящей кинокарьеры. Ленту дополняют архивные кадры со съемочных площадок и всевозможные интервью: от дочери Дарио Азии до Гильермо дель Торо.
Дуэт режиссеров Роджера Пенни и Ричарда Бланшарда рассказывает про г лавный мировой кинофестиваль — Канны. Авторы не только уделяют внимание вечеринкам, роскошным платьям и красной ковровой дорожке, но и показывают, как кинофестиваль адаптируется к технологическим и политическим изменениям. Материал для картины Бланшард и Пенни собирали несколько лет, охватив практически все: студенческие протесты 1968 года, пандемию, бум стримингов, а также движения #MeToo.
Основанный на неопубликованных мемуарах док о жизни музы The Rolling Stones и одной из it-girl 1960-х Аниты Палленберг — модели, актрисы, иконы стиля и матери детей Кита Ричардса. Она стала олицетворением богемных и развязных 1960-х, сохранив при этом внутренний огонь. Из примечательного: отрывки из мемуаров в ленте зачитывает Скарлетт Йоханссон.
Однажды на трассе в Западной Виргинии в странной аварии погибла девушка. Местные жители уверены: то было не случайное происшествие, а злонамеренное убийство — маньяка якобы покрывает полиция. Скептицизмом заражается и выросшая в этой глубинке официантка стрип-клуба — татуированная девица Эмили Нестор. Решив докопаться до истины, она начинает собственное подкаст-расследование. Тру-крайм-шоу Эмили быстро набирает популярность, появляется финансирование, но внезапно перед авторкой встает весьма трудный выбор. Режиссером картины стал Крис Касик — ученик великого Эррола Морриса, автора шедеврального документального фильма «Тонкая голубая линия».
Что такое хорошая фотография? На этот вопрос отвечает легендарный фотограф, хроникер Нью-Йорка, ранее штатный фотограф The Village Voice Джеймс Хэмилтон в фильме Д.В.Янга. В объектив Хэмилтона в разные годы попадали Вуди Аллен и Сьюзен Зонтаг, Джим Джармуш и Лу Рид, банды на Кони-Айленде, панки в Алфабет-Сити и первые феминистские демонстрации на Пятой авеню. Помимо этого, Хэмилтон рассуждает о журналистике, травит байки о съемках на балконе небоскреба Годара и вспоминает ключевые события и бесценные моменты своей карьеры. В фильме также появляются главные фанаты фотографа: режиссер Уэс Андерсон (он, кстати, спродюсировал док) и Терстон Мур из Sonic Youth.
Документалист Саймон Валлон выводит на свет голливудскую кастинг-директорку Бонни Тиммерман, открывшую миру звезд первой величины: Натали Портман, Сигурни Уивер, Стива Бушеми и Брюса Уиллиса. О ее недооцененной работе рассказывается с помощью бойких интервью с актерами, чего только стоит один архивный разговор с Вигго Мортенсеном!
Тревожное документальное эссе Пита Баумгартнера о пяти студентах магистратуры Университета Санкт-Галлена по направлению предпринимательства. У Давида, Фредерика, Тобиаса, Сары и Франциска только одна цель — реализоваться в качестве гендиректоров, предпринимателей и консультантов по бизнесу, иными словами, достичь успеха. Работа над фильмом заняла семь лет. За это время режиссер прослеживает истории героев со вступительных собеседований до академических успехов, побед и поражений в суровом мире бизнеса.
Портрет одной из главных режиссерок французской «новой волны» Аньес Варды. Взгляд со стороны дает историк кино Пьер-Анри Жибер, расспрашивая о Варде ее друзей, коллег и родственников. Кроме того, в фильме есть редкие архивные кадры с Годаром и Джейн Биркин. Иначе говоря, Жибер использует приемы той же Варды при работе над своим фильмом.
Тандем Денниса Шолля и Карима Табша заинтересовала история фотографа и модели Банни Йегер, которая известна тем, что популяризировала бикини, открыла миру Бетти Пейдж и добавила фем-агентность в пинап-фотографию 1950-х. Авторы перемешали архивные кадры родного Йегер Майами-Бич с интервью очевидцев: от Диты фон Тиз и Хью Хефнера до Ларри Кинга. Кроме прочего, об иконе моды вспоминает Брюс Уэбер — живая легенда фэшн-фотографии, много снимавший Йегер для каталогов бикини.
Режиссер Нэо Сора прощается с величайшим композитором Японии, своим отцом — Рюити Сакамото («Оскар» за лучшую музыку к «Последнему императору» Бернардо Бертолуччи). Для этого он выбрал идеальный материал. В центре дока — глубоко личный, интимный и грандиозный прощальный концерт, который незадолго до смети Сакамото дал в студии перед камерой. В фильме звучат композиции из репертуара Yellow Magic Orchestra и пьесы из последнего альбома композитора «12».
Лента двух немецких документалистов Ханса Блока и Морица Ризевика (дебютировавших когда-то на «Сандэнсе» с «Чистильщиками») повествует о стартапах, предлагающих «воскресить» усопших с помощью искусственного интеллекта. Ученые скармливают нейросети видео, посты, письма, сообщения и голос покойного, тем самым создавая его точную цифровую копию. Но однажды один такой «воскресший» сообщает своей живой возлюбленной Кристи, что он находится в аду и придет ее навестить. «Вечный ты» не столько про невероятные технологии, сколько про темную сторону всей этой затеи: фильм затрагивает этические и психологические проблемы подобной затеи, а ее создателей показывает алчными людьми.
Пять выпускников школы — Натали, Мика, Макай, Тони и Николь — решают перед началом взрослой жизни хорошенько отдохнуть и пускаются в путешествие. Они хотят добраться до «Вечеринки на краю света». Для этого вчерашним старшеклассникам необходимо преодолеть расстояние в 850 километров на разваливающемся минивэне. Режиссерами ленты выступили братья Билл и Тернер Россы, известные своими экспериментами по скрещиванию игрового и документального кино.
История одного из самых удивительных режиссеров современности — Мишеля Гондри: от первых, нарисованных фломастерами клипов для группы Qui Qui до головокружительной голливудской кинокарьеры, пиком которой стал фильм «Вечное сияние чистого разума». В доке ассистента Гондри — Франсуа Немета — режиссер признается, что любит советские мультики и иногда навещает школу, названную его именем. Кроме того, Гондри рассказывает о семье: маме-хиппи, изобретателе-деде и братьях, помогавших талантливому постановщику практически на всех его проектах.
Ста нислав и Анастасия Ставиновы взялись рассказать о кухне петербургской студии, на которой еще в 2003 году родились полюбившиеся всем Ежик, Копатыч, Крош, Совунья, Бараш и другие герои культовых «Смешариков». Спустя 20 лет мультсериал, который с удовольствием смотрят дети и взрослые от Пскова до Мексики, стал мировым брендом, оброс спин-оффами и обзавелся мерчем. В кадре — кропотливая и слаженная работа режиссеров, аниматоров и актеров озвучки в период создания юбилейного сезона.
Документалист Челси МакМаллан следит за подготовкой спектакля «Лебединое озеро», который готовит для Национального балета Канады балерина Карен Кейн, партнерша Рудольфа Нуреева и модель Энди Уорхола, перед выходом на заслуженный отдых. Изнурительные репетиции на сцене, разговоры балерин в гримерке, скрытые съемки в спальнях и у парковок — все для того, чтобы продемонстрировать мир жестокого, бескомпромиссного и консервативного классического балета. Настоящий «Черный лебедь», из которого убрана вся постановочность, а оставлен производственный ад.