Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7 января 2021

Какие русские фильмы будут спасать новогодний прокат 2020/2021?

Евгений Ткачёв
Этот новогодний прокат не пришлось, как у нас обычно принято, расчищать от зарубежных тентполов — их смыло второй волной коронавируса. В итоге за праздничный бокс-офис поборются несколько громких отечественных премьер, но вряд ли нам стоит ожидать такие же кассовые рекорды, как в прошлые годы. Рассказываем, какие российские фильмы будут спасать кинотеатры в эти длинные выходные. Берегите себя и не забывайте про меры безопасности!
Огонь
2020, Приключение

У командира группы авиалесоохраны Соколова (Константин Хабенский) в огне погиб один из подопечных, поэтому он категорически не хочет брать в свои ряды еще одного юношу, особенно если этот юноша — возлюбленный его дочери (Стася Милославская), не снимающий солнцезащитных очков повеса по имени Роман Романович (Иван Янковский). Однако леса горят — и чтобы команда Соколова (Виктор Добронравов, Антон Богданов, Роман Курцын и Тихон Жизневский) вылетела на тушение, ему нужен еще один пожарный. Делать нечего, Соколов берет с собой Романа, еще не догадываясь, что ему вместе с этим салагой и сослуживцами придется спасать жителей деревни от огня. Это уже второй фильм Алексея Нужного («Я худею»), который принимает участие в нынешней новогодней битве релизов (предыдущий — сиквел «Громкой связи» «Обратная связь») и который наиболее выигрышно смотрится на фоне остальных конкурентов. Все уже успели сравнить картину с «Армагеддоном» Майкла Бэя и, разумеется, с «Делом храбрых» Джозефа Косински, но хотелось бы для протокола отметить, что все схожести между лентами косметические, а «Огонь» — самобытная история, воскресающая в памяти лесные пожары в Московской области 10-летней давности. Это воодушевляющее, в хорошем смысле героическое кино с объемными героями и уместной патетикой. Там, где надо, оно смешит. Там, где надо, — захватывает дух. А когда надо, вышибает слезу — за счет приема, работающего еще со времен «Обратной тяги» (у которой, к слову, в прошлом году вышел необязательный сиквел). К тому же в фильме есть один по меньшей мере гениальный момент. Когда пожарные вместе с жителями деревни отступают вглубь леса, спасаясь от огня, в полыхающем поселении начинают взрываться фейерверки (до этого там гуляли свадьбу). Отличная метафора того, что даже если страна в огне, это совершенно не мешает нам запускать салюты.

Семейная жизнь Коляна (Николай Наумов) и Леры (Зоя Бербер) уперлась в тупик. Чтобы их лодка любви не разбилась о тоскливый быт, в Перми как по заказу происходит зомби-апокалипсис, который (в теории) должен вдохнуть новую жизнь в отношения главных героев. Десять лет назад сериал «Реальные пацаны» стал прорывом, революционным проектом для отечественного телевидения. Сейчас от него уже отчетливо несет мертвечиной. В первую очередь потому, что невозможно эксплуатировать одну и ту же задумку в течение целого десятилетия. Как будто осознавая это, создатели шоу делают из своих героев зомби, но даже такая метаирония не очень идет на пользу фильму, который с эпидемией попал в нерв времени, но во всех остальных смыслах выглядит дико архаичной штукой (и даже социальная сатира в нем не греет душу). Все дело в том, что «Пацаны» со своими заскорузлыми пацанскими шутками и незатейливыми, набившими оскомину прибаутками как будто бы продолжают жить в 2010 году — и как будто бы не замечают, что мир изменился (дело ведь не только в коронавирусе), никак не пытаются эти изменения отрефлексировать. В итоге новогодний спешл, корнями уходящий в западную традицию безумных мэшапов (ждем, когда в «Ривердейле» Арчи и его друзья тоже превратятся в ходячих мертвецов), становится своего рода поминками по некогда успешной франшизе. Масло в огонь еще подливает песня на финальных титрах, которая круто смотрелась в первом российском блокбастере в 2004 году, но перепевка которой дико уныло звучит в 2020-м.

Накануне XX века, в 1899 году в царской России Матвей (Федор Федотов) вместе с отцом (Тимофей Трибунцев) сводит концы с концами и работает в службе доставки еды, напоминающей современный Delivery Club. Вскоре он, однако, лишится работы, зато познакомится с бандой карманников на коньках, возглавляемой харизматичным Алексом (Юрий Борисов), и привилегированной, но прогрессивной барышней Алисой (Софья Присс), мечтающей в обход патриархальных норм стать химиком.

Новогодняя романтическая сказка с остросоциальным подтекстом, которая женит фильм-ограбление с «Титаником». Ведь, как и в шедевре Джеймса Кэмерона, тут тоже есть любовный треугольник с участием неприятного князя (Кирилл Зайцев), юной особы на выданье и бедняка с золотым сердцем, который для этой девушки становится проводником в мир эмансипации. А учитывая то, что скоро грянет революция (Алекс, например, цитирует «Капитал» Карла Маркса), легко предположить, что «Титаник» в этой истории не застрявший во льду корабль, на котором ютится банда карманников, а Россия, идущая ко дну. Также «Серебряные коньки» можно прочитать как парафраз «Аладдина»: здесь тоже уличный воришка встречает принцессу, а преобразиться юноше помогает местный джинн, который совмещает функции исполнителя желаний и амбивалентного попугая Яго (Борисов даже по ужимкам похож на него). Обе аллюзии выглядят убедительно, потому что фильм поставил миллениал, 39-летний дебютант Михаил Локшин, — сын американских интеллектуалов-леваков, которые в 1986 году попросили политического убежища в Советском Союзе. Левая идеология, голливудский сторителлинг, а также масса прогрессивных (для современной России) идей есть и в «Коньках» — не хватает разве что искры, которая смогла бы завести эту любопытную, но слишком уж умозрительную конструкцию. Многие герои так и остаются функциями, винтиками в сюжетном механизме, за исключением, пожалуй, Юрия Борисова, который слишком большой артист, поэтому в этой истории сияет сам по себе.

Москвич Иван (Виктор Хориняк), сын Ильи Муромца, обосновался в сказочной стране Белогорье, где ходит в дозор с богатырями (например, на Колобка) и всячески обустраивает современными удобствами избушку, в которой живет со своей возлюбленной Василисой (Мила Сивацкая). Единственное, что раздражает Ивана (помимо того, что постоянно надо гонять в Москву за вещами первой необходимости), так это отсутствие богатырской силы и вечные подколы местного красавчика-силача Финиста — ясного сокола (Кирилл Зайцев, повторяющий свою роль из «Серебряных коньков»), который не только является олицетворением toxic masculinity, но еще и недвусмысленно подкатывает к Василисе. Однако вскоре героям предстоит забыть про вражду, потому что в Белогорье в поисках меча-кладенца нагрянут две чародейки, Галина (Елена Валюшкина) и памятная еще по первой части княжна Варвара (Екатерина Вилкова), крышуемые одним зловещим корнеплодом.

Создатели фильма так хотели сделать из «Последнего богатыря» «Пиратов Карибского моря», что даже вторую и третью часть на манер «Пиратов» сняли одновременно (третья выйдет на экраны в декабре 2021 года). Ну что же, «Богатырь», конечно, не «Пираты», но это и не халтура, а нестыдное приключенческое кино, которое во второй части стало только краше. К слову, по сюжету это не столько «Сундук мертвеца», сколько «Империя наносит ответный удар» — похоже, что Сила течет во всех проектах студии «Дисней», даже в тех, что связаны со славянским фэнтези, а не «Звездными войнами». Иван отчаянно пытается пробудить в себе суперспобности, а когда это ему удастся, то под занавес узнает, что в нем тоже есть тьма (особенно догадливые быстро сообразят, кто в этой истории Дарт Вейдер). За юмор в картине главным образом отвечает Колобок, озвученный Гариком Харламовым, — пожалуй, самый необычный сайдкик в истории мирового кинематографа. За движуху — квест, в который отправляются главные герои или, как называет Иван свою команду, «омерзительная шестерка». Не все шутки в фильме работают (особенно те, что связаны с «Игрой престолов» — помните, был такой популярный сериал?), но зато в сиквеле лучше начинает работать семейная драма, которая становится все полновеснее — и которая, надеемся, в третьей части получит достойное разрешение, а не обернется пшиком «Последних джедаев».

На просторах Киевского княжества от скуки унывает говорящий конь Юлий. Но все меняется, когда конь вместе с богатырями помогает султану Рашиду избавиться от разбойников, пытавшихся украсть дивную лошадку Звезду. Юлий влюбляется в Звезду с первого взгляда и намерен жениться. Но чтобы свататься к лошади султана, нужен помощник королевских кровей. Князь Киевский, имея другие важные дела, деликатно отказывает Юлию. Но не тут-то было! Юлий похищает князя — и теперь тому уже не отвертеться.

Режиссер: Дарина Шмидт

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все