Москва
21 мая 2021

Как в кино: 13 спектаклей для детей и подростков

Алексей Гончаренко
Актуальный театр часто говорит со зрителями с помощью большого экрана, играет с киножанрами или представляет свою трактовку сюжетов любимых зрителями фильмов — анимационных, игровых и даже документальных. Театр для детей и подростков не остается в стороне от тенденций, к примеру, замеченных в «Гоголь-центре» или у Константина Богомолова. Речь идет, конечно, о форме и приеме, а не о темах и лексике.
Летучий корабль
Мюзикл
Апрель - октябрь, Театр Терезы Дуровой

«Ах, если бы сбылась моя мечта!» — один из важных лейтмотивов спектакля Терезы Дуровой, который, по сравнению со знаменитым мультфильмом Гарри Бардина, стал объемнее и продолжительнее. Радуясь за любовь и счастье Ивана и Забавы, все равно сочувствуешь интригану Полкану и одинокому Водяному — в театре важно понять каждого персонажа, даже в ярком масштабном мюзикле.

Книга эстонского писателя Эно Рауда называется «Сипсик», и Сипсик остается главным героем спектакля, несмотря на смену названия. Светлана Разгуляева — известный художник-аниматор — нарисовала и оживила большую часть действия. Мальчик Март подарил сестре Ану на день рождения самодельную куклу — наивно нелепую, но чрезвычайно обаятельную и сообразительную, с мешковатым телом и пуговицами-глазами. Втроем они могут не просто играть, но и проводить время с пользой: собирать сливы, читать научную книгу о китайской культуре и даже отправиться в ракете на Луну.

Слон
Кукольный
15 июня и 13 июля, Московский театр кукол

Трогательный рассказ Куприна стал поводом для спектакля в эстетике немого кино, где нет прямой речи, а только изредка звучат слова от автора.  Здесь куклы и актеры в масках представят не только историю всемогущей отцовской любви, но и признаются в своих самых искренних чувствах Петербургу начала прошлого века, где в любую секунду могут ожить сфинксы и львы. Важным местом действия станет старый цирк Чинизелли, в котором выступал сам Гудини с удивительными фокусами, в том числе с исчезновением слона в натуральную величину.

Фабрика слов
Детский
19 мая в 12:00, Театр им. Маяковского. Сцена на Сретенке

Обычно постановщики переносят действие классических произведений в наши дни — Ольга Лапина, напротив, помещает современную сказку, речь в которой идет о стране, где каждое слово, прежде чем произнести, надо купить по немалой цене, в атмосферу 20-х годов прошлого века. Интонация зачастую важнее прямого значения сказанного, и поэтому актеры играют кого-то среднего между клоунами и мимами: с набеленными лицами, характерными деталями костюмов и причесок, эксцентричной пластикой.
 

Василисса
Детский
Апрель, май, июнь, РАМТ

Имя заглавной героини не случайно написано с удвоенной С. Она не Прекрасная и не Премудрая, она лишь подросток, которому предстоит совершить «роуд-муви по русскому фольклору» — чисто киношный жанр, но так режиссер Филипп Гуревич определил жанр своего спектакля по написанной в 2020 году пьесе Марии Малухиной. Балибошка, Лихо, Летавец, Белояр — персонажи странные, страшные, мрачные, почти забытые в современном мире, но придуманные в спектакле о познании себя и другого смешно, потому что в них легко угадываются современные отнюдь не сказочные типажи.

8.7

Режиссер Тимур Бекмамбетов, дебютирующий этой работой в театре, умеет создавать по-настоящему семейное искусство. В спектакле, в отличие от кино, нет шумных эффектов, но есть марионетки, которые говорят голосами Константина Хабенского, Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. К ним прислушиваешься, потому что диалоги о свободе важны не только для сюжета, но и для понимания смысла истории. За кукол отвечает Анна Викторова из питерского «Кукольного формата», и, сочиненные ей, они точны в жестах и проворны в передвижениях.

Постановка: Театр Наций

Редкий для российского контекста спектакль театра предмета, в котором все роли исполняют вещи: мотки ниток, игольница, игрушки, куски ткани, швейная машинка. Камера и большой экран позволяют увидеть их действия в мельчайших подробностях. Присутствие человека, а именно ребенка, только угадывается, что подчеркивает драматизм спектакля, действие которого происходит так или иначе в лагере смерти.

Хичкок, Тим Бертон и даже Белоснежка стали отправными точками в фантазии театра, запустил которую, конечно, известный страшно смешной нуар-фильм про эксцентричную семейку, хотя здесь на сцену выйдут другие действующие лица, в числе которых приведения, совы и многочисленные бывшие мужья Аделаиды Адамс.

В шесть часов вечера после войны
Комедия
11 мая, Театр им. Наталии Сац

Пандемия помешала выпустить премьеру к юбилею победы. Спектакль режиссера Валерия Меркулова — не копия известной кинокартины Ивана Пырьева, а спектакль об этом фильме — как он снимался, — и главная роль все равно будет у музыки Тихона Хренникова.

Место проведения: Театр им. Наталии Сац
7.6
Инь и Ян. Белая версия
Драматический

После успеха спектакля «Эраст Фандорин» Борис Акунин написал специально для режиссера Алексея Бородина две новые пьесы. Они только на первый взгляд похожи японским колоритом, списком действующих лиц и сюжетом, отличаются же они не только привычно непредсказуемым для жанра финалом (убийцы в обеих частях разные), но и некоторыми остроумными деталями. Например, в «Белой версии» Эраст Петрович является в благородную семью с загипсованной рукой, а в «Черной» — в подвижном кресле, у него сломана нога. Но в любой ситуации он остается настоящим романтическим героем, с которым подростку соблазнительно себя соотносить. Как оказалось, сериал на сцене — к тому же детективный — смотрится не менее убедительно и увлекательно, чем на экране.

Шерлок. Продолжение
Драматический
20 июня в 18:00, Детский театр теней

Еще один детективный театральный сериал. Задуманный «Театром теней», он в этом спектакле представлен двумя сюжетами: «Вампиром из Сассекса» и «Пестрой лентой». Заглавный герой и его верный помощник доктор Ватсон известны как мастера конспирации, а средства театра кукол позволят им предстать в нескольких ипостасях — их роли исполнят актеры, куклы и, конечно, тени, которым, как никому другому, под силу передать туманную английскую таинственность новелл Артура Конана Дойла.

7.3
Цирк
Комедия

«Я из пушки в небо уйду» — вспоминается лейтмотив из знаменитой советской кинокомедии, который настраивает публику на трюки. Режиссер Максим Диденко и его первоклассная команда профессионалов, по их собственным словам, в своем театральном ремиксе помещают действие в условное будущее, придуманное в далеком прошлом. А в главной роли на сцене, как и в экранном первоисточнике, — подлинная звезда.

5
Цветаева. Гардероб
Драматический

Вторая серия проекта «Слово и вещь», в котором театр пытается понять писателя через окружающий его материальный мир. Две актрисы рассуждают о кольцах и платьях Марины Цветаевой, используя для наглядности кукол Барби. Сегодня в документальном кино также популярны куклы. Стиль жизни известной поэтессы вычитывается буквально и вырисовывается в воображении из ее стихов и дневниковых записей. И главным действующим лицом спектакля-беседы становятся не произведения и даже не трагическая судьба Цветаевой, а ее женственность.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все