Все развлечения Москвы
Как Люк Бессон всю жизнь переснимает «Никиту»
В прокате «Анна» — новый боевик Люка Бессона, который этой картиной не только пополнил галерею своих сильных женских персонажей, но и в очередной раз переснял «Никиту». «Афиша» рассказывает, как ему это удается делать на протяжении всей жизни.
Евгений Ткачёв
12 июля 2019

боевик

Культовый боевик Люка Бессона

После смерти нигилистка Никита (Анна Парийо) спрашивает: «Скажите, мистер, мы в раю?», но это оказывается всего лишь тренировочный лагерь, где из нее будут делать элитного киллера на службе у правительства. Первая большая бессоновская удача — кровавый парафраз «Пигмалиона» Бернарда Шоу, в котором режиссер удачно воспроизвел годаровскую формулу идеального кино, главными составляющими которого являются женщина и пистолет. Через три года у «Никиты» вышел первый (потом были еще два сериала) американский ремейк «Возврата нет» с Бриджет Фондой. Фонда также снялась в спродюсированном Бессоном боевике «Поцелуй дракона» с Джетом Ли, а сам режиссер так и не смог избавиться от навязчивого образа Никиты в своем творчестве.

боевик, фантастика

Нью-йоркский таксист спасает Вселенную

В середине девяностых Бессон снял подряд два шедевра: боевик «Леон», в котором образ Никиты разделили два персонажа, наемный убийца в исполнении Жана Рено и сиротка Матильда (Натали Портман), и фантастический экшен «Пятый элемент», в котором Никита превратилась в совершенную женщину по имени Лилу. Лилу сыграла тогдашняя пассия Бессона Милла Йовович. По сюжету она помогала Брюсу Уиллису спасти (в очередной раз) Землю и заодно постигала азы любви, которая, согласно месседжу фильма, правит миром.

биография, исторический, драма

Историческое кино Люка Бессонна с Миллой Йовович в главной роли

Как любой большой французский режиссер, а также его великий почти однофамилец Робер Брессон, Бессон решил снять фильм про Орлеанскую деву, но не аскетичную судебную драму, а шумную историческую постановку с большим количеством экшена и кинозвезд. Его лирическая героиня Никита в этой картине примерила средневековые доспехи и услышала глас Божий. Сыграла ее снова Милла Йовович, но это была ее последняя коллаборация с Бессоном: в том же году пара рассталась.

драма

Драма про немую танцовщицу

Снятая после культового «Танца-вспышки», но до всяких «Шагов вперед» танцевальная драма по сценарию Люка Бесона, где нет пушек и перестрелок, а есть талантливая, но немая чернокожая танцовщица Индия (Миа Фрай), которая идет к своей мечте. Бессон не раз и не два заигрывал с социальщиной (достаточно вспомнить «Ямакаси» и «13-й район»), в той же «Никите» сама Никита была из социальных низов, поэтому в «Дансере» он решил рассказать историю Никиты в спортивном жанре success story — «истории успеха».    

фэнтези, мелодрама

Черно-белый фильм Люка Бессона про двухметровую ангелицу, которая берется поправить дела однорукого жулика

В «Ангеле-А» Никита, как и в «Пятом элементе», к слову, сваливается на главного героя, однорукого жулика Андре (Жамель Деббуз), свыше. Только в этот раз это не плод инопланетной генной инженерии, а самый настоящий ангел (Ри Расмуссен), которая берется разрулить за Андре все его темные делишки. Очень эстетское и невероятно глупое кино, в котором уже чувствуется поздний Бессон — успешный французский кинопродюсер, который превратил свою студию EuropaCorp в главную европейскую лавку развлечений, но переживающий кризис идей. Дальше последует автоэкранизация «Артура и минипутов» — и режиссер на какое-то время забудет про Никиту.

вестерн

Сальма Хайек и Пенелопа Крус играют в Дикий Запад

Барышня-крестьянка (Пенелопа Крус) и девушка из высшего общества (Сальма Хайек) грабят банки в Мексике на заре XX века. Комический сальса-вестерн с раздеваниями, снятый по сценарию Люка Бессона (и под его же продюсерским присмотром), в котором Никита раздвоилась на двух девушек — комичных ковбоек. Сейчас во всем этом увидели бы постиронию, а тогда это выглядело несколько, эээ, странно.

боевик, приключение, фэнтези

Не очень убедительная экранизация знаменитых во Франции комиксов Жака Тарди

Один из худших фильмов Люка Бессона — экранизация комиксов про журналистку и авантюристку Адель Блан-Cек (Луиза Бургуэн). Блан-Cек, если что, означает «белое сухое», и это, конечно, была пошлейшая затея: сделать из Никиты персонажа детского фильма.  

биография, драма

Люк Бессон снял байопик Аун Сан Су Чжи — бирманской активистки, боровшейся с хунтой

Устав, очевидно, снимать для детишек, Бессон решил почувствовать себя респектабельным режиссером — и поставил байопик про Аун Сан Су Чжи (Мишель Йео), обладательницу Нобелевской премии мира, которой группа U2 посвятила песню, а французский режиссер — фильм. В «Леди» Никита сильно повзрослела и превратилась в политическую активистку, но надо признать, что какие бы благородные цели ни преследовал этот байопик, формула «женщина и политика» в бессоновских руках работает не так мощно, как «девушка и пистолет».

боевик, приключение, драма

Боевик фабрики Люка Бессона про киллершу, в свободное время мстящую за испорченное детство

Изначально планировалось, что это будет сиквел «Леона» с повзрослевшей Матильдой, однако с годами Натали Портман остыла к этой идеи, а Бессон разругался с правообладателями. Тогда он решил спродюсировать неофициальное продолжение про сиротку Каталею (Зои Салдана), которую воспитал киллер, а за постановку взялся режиссер с именем, как у трансформера-десептикона, — Мегатон («Перевозчик-3», «Заложница-2»). Как и Никита, Каталея встречается с мужчиной, которой ни о чем не подозревает, и ловко убивает людей в туалете. Впрочем, несмотря на то что это достойный экшен, в свирепости ему все-таки не сравниться с корейским мэшапом «Никиты» и «Убить Билла» — грандиозной в своей лихости «Злодейкой».

боевик, триллер, фантастика

Скарлетт Йоханссон перевозит наркотики в фильме Люка Бессона

Какие классные фильмы «Никита» и «Пятый элемент», надо бы их подружить, посчитал Люк Бессон и снял идейный ремейк того и другого. Люси (Скарлетт Йоханссон) — это одновременно и Лилу, и Никита; девушка, которая на все сто использует свой интеллект, поэтому люди вокруг нее падают ниц. Главная удача фильма — идеально выбранная для этой роли Скарлетт Йоханссон, которая играет восьмое чудо света и шестой элемент, а по ходу картины из жертвы убедительно превращается в убийцу.