Москва

Годзилла против Конга, «Железного неба-2» и Брендана Фрейзера: что смотреть вместо/вместе с блокбастером про кайдзю?

В прокате выясняют отношения Кинг-Конг и Годзилла, при этом главная сюжетная линия фильма позаимствована из классического научно-фантастического романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли». «Афиша» вспомнила еще две неканонические экранизации этой книжки: семейную фантастику с Бренданом Фрейзером и адский треш про нацистов, которые могут составить достойную конкуренцию фильму Адама Уингарда.
Евгений Ткачёв
30 марта 2021

боевик, приключение, фантастика, семейный

Фантастический боевик о самодеятельной экспедиции, свалившейся по неосторожности в жерло вулкана

В 2008 году вышло сразу две экранизации книги Жюля Верна. Первая — телевизионная, дешевая и сердитая. Вторая — киношная, шумная и красивая. Собственно, фильм Эрика Бревига — это даже не кино, а 4D-аттракцион, сюжет там есть, но он совершенно необязательный. Специалиста по вулканической активности, профессора Тревора Андерсона (Брендан Фрейзер), оставляют с племянником Шоном (Джош Хатчерсон), чей отец пропал, но оставил после себя книгу «Путешествие к центру Земли» с любопытными пометками. Воспользовавшись этими пометками, Андерсон и Шон отправляются в Исландию, где нанимают проводницу (Анита Брием), а забравшись в горы, проваливаются к центру Земли, где находят целый затерянный мир, населенный диковинными существами, в том числе тираннозавром, на которого, кажется, ушла большая часть бюджета. Все это, конечно, жутко напоминает «Балбесов» (даром что главные герои ведут себя соответствующим образом). Это зрелищные, захватывающие и располагающие к себе приключения — может быть, не такие великие и масштабные, как «Мумия» с тем же Фрейзером, но тоже намертво приковывающие к себе взгляд. Тот самый случай, когда полтора часа пролетают незаметно, а потом еще хочется добавки.

боевик, приключение, комедия

Совсем уж дикий сиквел финской конспирологической фантастики

Земле, как мы помним из предыдущего фильма, настал конец. В 2047 году часть выживших во главе с постаревшей белокурой Ренатой Рихтер (Юлия Дитце) и ее повзрослевшей дочерью-мулаткой Оби (Лара Росси) базируется в бывшей колонии нацистов на обратной стороне Луны. Однако вскоре Оби с помощью лунного фюрера Вольфганга Корцфляйша (Удо Кир) выяснит, что Земля на самом деле полая, а под ней живет раса рептилоидов-врилов, которые всегда стояли за спиной у человечества, а главный среди них — Адольф Гитлер (тоже Удо Кир). В поисках Святого Грааля девушка решает наведаться к этим созданиям. Еще безумнее — так можно коротко охарактеризовать сиквел финской комедии Тимо Вуоренсолы, съемки которого затянулись из-за краудфандинговой кампании, но, право слово, стоило подождать. Полая Земля! Рептилоиды! Тайная вечеря с Гитлером! Нацисты на динозаврах! Погоня на огромных рептилиях! Такой концентрации вдохновенного абсурда экран не видел давно. Из плюсов: в сиквеле побольше выдумки, чем в первой части. Из минусов: такой же затянутый финал. И да, местами это скорее дико, глупо и нелепо, чем смешно. Но все же это штучный товар. Мимо проходить нельзя.

боевик, фантастика, драма

Масштабный кроссовер с участием гигантских монстров

Считающийся теперь защитником человечества Годзилла зачем-то громит штаб-квартиру корпорации «Апекс» во Флориде. Возникает много вопросов, а глава корпорации снаряжает экспедицию к центру Земли (как мы знаем из «Короля монстров», планета внутри полая) с участием ученых (Ребекка Холл, Александер Скарсгорд) и Кинг-Конга, который там должен обрести свои корни и подготовиться к грандиозной схватке с Годзиллой. Кто бы 13 лет назад мог подумать, что на фильм про путешествие к центру Земли дадут не 60, а 200 миллионов долларов и снят он будет в рамках амбициозной франшизы про кайдзю? Но время идет, блокбастеры глупеют, и становится понятно, что от асайлумовского треша (типа «Нацистов в центре Земли») крупные голливудские тентполы отделяет исключительно количество нулей в смете. «Годзилла против Конга» — самая монструозная часть «Вселенной монстров», настоящая битва титанов (именно так теперь политкорректно именуют кайдзю). Однако, несмотря на то, что у кроссовера Адама Уингарда много общего со второй частью «Железного неба» (полая Земля, динозавры, механические монстры), ему отчаянно не хватает того, что есть в избытке у эксцентричной финской фантастики — самоиронии. «Годзилла против Конга» выглядит как «Грядущая раса», из которой выкачали всю радость и веселье, накачав при этом невероятным пафосом и дешевыми отсылками к «Stranger Things» (параллельно основному сюжету развивается довольно дурацкая сюжетная арка героини Милли Бобби Браун, звезды «Очень странных дел»). Как ни больно это признавать, но фильм Уингарда — не только мегаломанское, но и чрезвычайно длинное и крайне нудное кино, в котором юмор дается в час по чайной ложке, а большую часть действия занимают либо патетичные диалоги, либо слезовыжимательные сцены (обязательно с участием маленькой немой девочки, которая учит огромную гориллу языку глухонемых), либо разборки между Конгом и Годзиллой, потому что двум альфа-самцам на Земле нет места. И действительно: титанам лучше быть порознь. Годзилла очень плохо влияет на Конга, ведь по итогу самым живым, легкомысленным и действительно классным фильмом во «Вселенной монстров» оказался сольник про гориллу — «Остров черепа», снятый в стилистике «Апокалипсиса сегодня». Это было свежо и неожиданно, в то время как все фильмы с Годзиллой навевают какую-то смертельную скуку, которую не может развеять даже Конг (хотя он очень старается). Возможно, просто пора отпустить кайдзю с миром в межконтинентальные воды, а Конгу найти более достойного противника — например, тех же нацистов.