Москва
27 мая 2022

Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер

Юлия Салихова
В кино идет «Точка кипения» Филипа Барантини со Стивеном Грэмом — британский триллер об изнанке ресторанного бизнеса. Юлия Салихова рассказывает, каким рецептом воспользовались создатели фильма и какое послевкусие остается после просмотра.

Шеф-повар Энди Джонс (Стивен Грэм, «Подпольная империя» и «Острые козырьки») приходит на работу и застает на своей кухне дотошного санинспектора, который старательно выискивает нарушения. Сотрудникам незваный гость делает пару мелких замечаний, а шефу достается за халатность и бардак с документацией. В итоге рейтинг заведения падает с пяти звезд до трех, но визит инспектора — лишь аперитив перед основным блюдом. За пару минут до открытия Энди узнает, что один из столиков забронировал ведущий популярного кулинарного шоу Алистер Скай (Джейсон Флеминг), а на ужине выясняется, что его спутница — ресторанный критик Сара Саутворт (Лурдес Фаберес).

Как назло, парочка заявилась в самый оживленный вечер в году — в зале полная рассадка, а у главного повара нет времени обхаживать единственный столик. Энди должен постараться не упасть в грязь лицом, навести порядок на кухне и кровь из носу вернуть ресторану пятерку. Загвоздка заключается в том, что шеф не компетентен в вопросах управления персоналом и тянет на дно всю команду. Энди в общем-то человек неплохой, просто на него слишком много навалилось. Он пытается балансировать между работой и отцовством — но и то и другое выходит паршиво.

Из-за дел в ресторане незадачливый папаша пропускает важные события в жизни сына, а на работе отвлекается на телефонные звонки, желая загладить вину перед домашними. Коронное блюдо шефа звучит как «замотался и забыл», от которого всех уже очевидно тошнит. Проблемы Энди копятся как грязная посуда — в итоге он теряет контроль над собой и не справляется со стрессом. В самый важный день в году горе-герой появляется на работе пьяным и продолжает заправляться в течение смены, а все дела на кухне приходится разруливать его помощнице.

Выросшая из одноименной короткометражки полуторачасовая «Точка кипения» приоткрывает двери внутренней кухни ресторанной индустрии и знакомит зрителя с изнанкой общепита. История одного оживленного вечера в стенах лондонского заведения начинается с драмы шеф-повара, но не ограничивается сюжетной линией одного человека. Экранное время так или иначе получит каждый сотрудник ресторана, и переживания второстепенных персонажей ничем не уступают трагедиям главного героя. Сушеф Карли (Винетта Робинсон) с минуты на минуту дойдет до точки кипения, потому что ей надоело выгораживать босса. Повар горячего цеха Фриман (Рей Пантаки) свою точку невозврата уже прошел и, кажется, готов пустить в ход ножи, цитируя ранние фильмы Гая Ричи. Администраторша Бэт (Элис Фитэм) пытается держать лицо перед подчиненными, а после рыдает в туалете, потому что ее никто не уважает. Беременная посудомойщица (Гала Ботеро) вполне обоснованно злится на коллегу-бездельника, который вместо работы залипает в телефоне. Темнокожая официантка (Лорин Аюфо) терпеливо обслуживает клиента-расиста, а молодой помощник кондитера прячет следы депрессии под длинными рукавами униформы.

Все эти крохотные мгновения жизни вымышленных работников показаны как бы мельком и невзначай, что делает зрителя невольным свидетелем случайно подслушанных разговоров. Камера виртуозно перемещается между интерьерами ресторана: от одного столика к другому, от открытой кухни внутрь подсобных помещений, от барной стойки к дворику на улице. Оператор Мэттью Льюис («Ночные вызовы»), словно один из сотрудников, следует за героями в прописанном сценарием порядке, молчаливо передавая заказы с кухни в зал и принимая участие в собраниях коллектива.

Разумеется, в объектив попал не только обслуживающий персонал, но и посетители. Показывая клиентов ресторана, создателям ленты даже не пришлось ничего выдумывать — все персонажи получились на редкость реалистичными и по большей части не самыми приятными. Блогеры, которые требуют специального отношения. Заносчивые богачи. Компания распускающих руки пьяных женщин. Постановщик Фил Барантини предлагает не только узнать, что происходит за закрытыми дверями ресторанов, но и посмотреть со стороны в первую очередь на себя, а там уж сделать правильные выводы для следующего выхода в свет. Барантини не понаслышке знает всю подноготную ресторанного бизнеса — он много лет работал на кухне и даже дорос до шеф-повара. На экраны начинающий режиссер перенес свой личный двенадцатилетний опыт работы в общепите. 

Снимали «Точку кипения» одним кадром в обстановке реального ресторана Jones & Sons в Лондоне. Актерам пришлось играть полуторачасовую пьесу перед камерой четыре раза от начала до конца, в финальную версию попал третий дубль. Конечно, техника съемки одним кадром — история не новая, но в случае Барантини на выходе получился идеально сбалансированный между формой и содержанием кинопродукт. Впрочем, моментами фильм все же проседает в динамике, а ближе к финалу некоторые сцены вызывают скуку и даже усталость, будто во время просмотра самому приходилось участвовать в суматохе ресторанной жизни и отрабатывать полную смену в качестве одного из сотрудников. Тем не менее выбранный создателями рецепт и приготовленное силами всей команды блюдо остается на уровне — хороший повод дойти в кинотеатры до «Точки кипения».


Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все