Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
9 апреля 2023

Действуй, сестра: 8 фильмов, в которых женщины всех спасли

Елена Кушнир
Несмотря на фем-тренд и переполняющую экраны супергероику с лихими девушками в трико, фильмов о том, как женщины спасают всех или хотя бы себя, до сих пор поразительно мало. Боевитые дамы так долго казались экзотикой, даже фетишем, что кинематограф пока не избавился от застарелой привычки лишь иногда, в порядке исключения, позволять женщинам побеждать в бою. «Афиша» считает, что это не та традиция, которой следует придерживаться, и вспоминает фильмы, в которых всех с огоньком спасают не герои, а героини.
6.6
Танкистка
1995, Боевик

В 2033 году на Земле не идут дожди, и у кого есть вода, у того есть власть. Главный претендент на мировое господство (Малкольм МакДауэлл) возглавляет корпорацию, установившую монополию на воду в Австралии, пока простые люди моются песком. Против него на танке выезжает девушка Ребекка (Лори Петти) с бандой мутантов-кенгуру, возглавляемой ее бойфрендом (Айс Ти) и технологическим гением (Наоми Уоттс в черном парике). Казалось бы, следовало сказать: это круто, потому что у МакДауэлла здесь глаза Алекса ДеЛаржа. Но нет — это круто, потому что безбашенно, и вместо денег у режиссерки Рейчел Талалей был азарт, превративший комикс одного из создателей группы Gorillaz Джейми Хьюлетта в один из лучших киногротесков в истории. МакДауэлл с его психопатическими глазами, панк-богиня Петти, Айс Ти в костюме кенгуру, саундтрек с Бьорк и Portishead… «Она ступает тихо, но у нее большая пушка», — пел Айс Ти. И как-то так вышло, что большей пушки у девушки на экране не было. Она в танке.

Агентесса ФБР Грейси (Сандра Баллок) живет в клиническом одиночестве, открывает пиво зубами, расслабляется, молотя по боксерской груше, и презирает «девочковых» девочек. После провинности начальство, словно в наказание, отдает ее на растерзание стереотипному гею (Майкл Кейн), который преображает ее в глянцевую диву для работы под прикрытием на конкурсе «Мисс Америка»: улыбаться, ходить в бикини и говорить, как она хочет мира во всем мире. «Как будто феминизма вообще не было!» — злится она на куриц в розовом, которых ей нужно спасать от террористической угрозы. Фильм открыл миру, что Баллок — одна из лучших современных клоунесс, и с ненавязчивостью, юмором и добродушием, которого очень не хватает современному феминистскому кино, объяснил, почему уважения заслуживают все: от саркастичных пацанок с пистолетом до девушек в розовых бикини под софитами. И мы на самом деле хотим мира во всем мире!

В Англии XIX века аристократическое общество продолжает чинные чаепития, несмотря на грядущий зомби-апокалипсис, от которого приходится отмахиваться мечами. Высший свет отправляет дочерей и сыновей учиться боевым искусствам в Японию, а эксцентрики вроде мистера Беннета (Чарлз Дэнс) выбирают Китай. В идиллической (не считая зомби) провинции Лиззи Беннет (Лили Джеймс) и четверо ее сестер, пройдя обучение в Шаолине, начищают любимые клинки и разговаривают о замужестве. Когда Лиззи встречает полковника Дарси (Сэм Райли), байроническую личность в черном кожаном плаще, девичье сердце, всецело отданное сражениям, вдруг трепещет. Увы, этот выдающийся охотник на зомби оказывается надменным снобом. Будет снесено немало мертвых голов, прежде чем Лиззи поймет: у Дарси под его байроническим плащом тоже все трепещет. Фильм провалился в прокате, хотя показывает практически ту историческую реальность, о которой мечтают феминистки: девушки вооружены и очень опасны, скачут на конях, спасают своих любимых, сопротивляются полчищам врагов, да еще и успевают домой к чаю. Правда, Англия по-прежнему в опасности (у фильма явно планировался сиквел), но нет сомнений, что мисс Беннет с сестрами не подкачают, и последние дни человечества отложатся. Может, вышло не совсем гладко, но жанр мэшапа в кино пока не освоен, зрителям стоило бы поощрять первые попытки. А кто не оценит одноглазую Лену Хеди с мечом на портрете «Леди Кэтрин де Бер побеждает зомби-Люцифера», тот зануда.

Саманта Кейн (Джина Дэвис) очнулась без памяти, с таинственным ключом в кармане и беременной. Восемь лет спустя она воспитывает дочку, работает школьной учительницей и по-прежнему ничего о себе не помнит. Из детективов, которых она нанимала раскопать свое прошлое, ближе всех подобрался один жулик (Сэмюэль Л.Джексон). Саманта отправляется знакомиться с самой собой, выясняя, что она была блондинкой и убийцей на службе правительства. Что вспомнит перед смертью человек, посмотревший главные шедевры экшен-жанра? Шварца, который говорит: «I’ll be back». Но если он чуть более насмотрен, то еще Дэвис с сигаретой и стопкой водки «Финляндия», обесцвечивающую волосы под «She’s Not There» группы The Zombies. И как Дэвис заклеивает скотчем дырки от пуль в своей кожанке. И закатывает глаза, когда с ней пытаются знакомиться на улице: «Нет, спасибо, я лучше приберегу себя для изнасилования». И обезвреживает террористов с помощью плюшевого медвежонка. И вообще, кто это кино не смотрел, считай, что не жил: такое адское количество энергии кипит тут в каждом кадре, что это чистое незамутненное удовольствие обязательно надо испытать в жизни.

В далеком будущем корабль «Светлячок» под управлением контрабандиста с принципами Мела Рейнолдса (Натан Филлион) продолжает бороздить просторы вселенной. На борту та же команда, что и была в сериале, кроме пастора Бука (Рон Гласс), который помогает людям на одной из отдаленных планет, и куртизанки Инары (Морена Баккарин), занимающейся своими делами где-то среди роскоши большой цивилизации. Доктор Саймон Тэм (Шон Маэр) латает раны экипажа, а его слегка помешавшаяся сестра Ривер (Саммер Глау), которую он вызволил из лаборатории всемогущего Альянса, все еще бродит в прострации и произносит слова невпопад. Альянс отправляет за Ривер фанатичного оперативника (Чиветель Эджофор), чтобы вернул назад блудную девицу, в которую вложили кучу денег, превращая ее в машину для убийства. Фанаты никогда не прекратят оплакивать приостановку сериала после второго сезона, но Джосс Уидон сделал почти невозможное, уместив в полном метре дальнейшие события. Самое главное, чего ждали все, — когда же Ривер покажет себя. И когда она наконец это делает, с балетным изяществом Глау вынося двумя топорами толпу каннибалов, оправдываются все ожидания.

6.8
Мулан
2009, Приключение

Мулан (китайская суперзвезда Чжао Вэй), переодевшись мужчиной, идет вместо больного отца на войну с монгольскими кочевниками и быстро обнаруживает, что ничего славного в кровавой резне нет. Китайцы не любят западные экранизации легенды о своей героине, тем более что у них хватает собственных. Но фильм 2009 года отличается от традиционного видения истории Мулан на родине. Вместо бравурного настроя и клятв в верности царю и отечеству — жесткий и реалистичный антимилитаризм. На войне Мулан впадает в депрессию и держится только на чувстве долга. «Я стала мясником», — описывает она свои ратные подвиги. Свой народ она спасает не на поле битвы, а отказавшись от любви к принцу Вэйтаю, чтобы тот мог жениться на принцессе кочевников и примирить враждующие стороны. Тут хватает театральности и мелодраматичности, видимо, неизбежных при съемках военно-исторического кино в стране с портретами вождей на стенах, но фильм ценен хотя бы необычным подходом к патриотическому мифу: «У войны не женское лицо» вместо «Можем повторить».

6.9
Шпион
2015, Боевик

Затюканная сотрудница ЦРУ Сьюзан Купер (Мелисса МакКарти) работает в паре со звездным суперагентом Файном (Джуд Лоу), который без нее бы буквально не знал, в какую сторону бежать и в кого стрелять. Ее собственная карьера застряла на стадии помощницы, влюбленной, по заветам мисс Манипенни, в своего босса. Но когда Файна убивает болгарская королева криминала с вавилонами на голове (Роуз Берн), начальство нехотя разрешает Сьюзан работу в поле. Впереди — люксовые отели, шикарные наряды, гаджеты последней модели и спасение Америки от ядерной бомбы. Во всяком случае, Сьюзан так думает: на деле оказывается, что ничего, кроме бомбы, ей не светит. Это пока лучшее кино Пола Фейга, снимающего комедийные профеминистские аналоги мейнстримных блокбастеров, где мужчины всегда блистали на первых ролях, а женщинам позволялось быть не больше сорок четвертого размера и не старше тридцати пяти лет. В этом несуществующем, но ставшем стандартом гламурном мире и появляется сорокалетняя Купер со всеми лишними килограммами МакКарти. Могло бы получиться кондово и назидательно, но вышло смешно и не обидно для всех. С премьеры «Шпиона» МакКарти сильно похудела, но хочется надеяться, что артистка все-таки останется в категории плюс-сайз. Нам нужен ее обаятельный боди-позитив.

Фурия
2019, Боевик

Мастерица вовинам Хай Фыонг (Ван Вероника Нго) занимется в провинции выбиванием долгов для рэкета. Ее дочери это занятие не нравится, и она просит маму завязать. В процессе выяснения этого вопроса они ссорятся, девочка убегает, и ее похищает банда, занимающаяся «импортом» за границу детей, которых разбирают на органы. Разъяренная мать бросается по следу. То ли до вьетнамского кинематографа, о существовании которого не все знают, добрался феминизм, то ли таковы реалии: весь бизнес в фильме возглавляют женщины, от хозяйки ломбарда до леди-босс из мафии. Мужчины бесполезны, даже хороший коп (Тхань Ньен Фан) тормозит героиню в ее поисках, а на помощь приходит только при поддержке всей королевской рати, которая три года не может поймать преступников. Сценарий прямой, как шпала, но этот поезд катится с завидной скоростью и бодростью. Драки жестокие, мы к таким привыкли только в корейских боевиках; сцена расправы с гангстершей почти достигает брутальности «Олдбоя». Вьетнамская нищета тонет в неоне. Конечно, это в первую очередь экзотическое развлечение, чем что-либо еще, но в последний раз так эффектно махала ногами Милла Йовович в «Ультрафиолете». Нго лучше — она машет без помощи CGI.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все