Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7 сентября 2020

Что вы знаете об искусстве? Гид по кинофестивалю The Art Newspaper Russia Film Festival

Елена Кушнир
С 7 по 13 сентября в Москве проходит фестиваль фильмов об искусстве The Art Newspaper Russia Film Festival. Это отличная возможность познакомиться с игровыми и документальными картинами — победителями и участниками Каннского и Берлинского фестиваля, Sundance, TriBeCa, ММКФ и других важнейших киносмотров. Показы пройдут на пяти площадках, где можно будет не только посмотреть фильмы, но и обсудить их с режиссерами, продюсерами, кино- и арт-критиками. «Афиша» рассказывает про восемь самых любопытных фильмов программы.

Четыре очень успешных архитекторки, самой молодой из которых 89 лет, рассказывают о своем пути в профессии, в которой когда-то были только мужчины. Но героинь фильма это обстоятельство никогда не смущало. Дениз Скотт-Браун, поступив в архитектурный институт, была поражена, узнав, что на курсе учится всего две девушки; она считала, что это именно женская профессия. Корнелия Оберландер, начинавшая работать с Луисом Каном, внесла не меньший, чем великий проектировщик, вклад в формирование архитектурного облика XX века. Бланш Лемко ван Гинкел буквально спасла старый город в Монреале. Филлис Ламберт занималась планировкой небоскреба Сигрэм-билдинг и отвергла для работы самого Корбюзье! Как тебе такое, Корбюзье? Фильм, безусловно, антиэйджистский. Для вдохновения достаточно просто взглянуть на этих замечательных женщин, занимающихся любимым делом.

Режиссер: Джозеф Хиллел

Он придумал концептуальное искусство, стал пророком дадаизма и апостолом сюрреализма, обожествил писсуар, пририсовал усы Моне Лизе до того, как усами оброс весь мир, а из его женского альтер-эго Рос Селяви, запечатленной Маном Реем, со временем вызрел самый несмешной и актуальный юмор XXI века — deadpan. В общем, к его фамилии можно приписать десяток культурных явлений, включая минимализм и поп-арт. Все вышесказанное, равно как восторги профессиональных обожателей, чьи горящие глаза жгут пленку сквозь экран, на самом деле можно игнорировать. Марсель Дюшан первым бы возмутился, попытайся мы навесить на него какие-либо лейблы и связать его с любым видом искусства. Поэтому фильм обязательно нужно смотреть: чтобы точно знать, с чем его не связывать и что на него не вешать (втихаря записывая: «500 вещей, на которые он повлиял»). Хотя все равно все затмит его хитрый прищур в интервью.

Режиссер: Мэттью Тейлор

Венгр Ласло Мохой-Надя занимался всем и преуспел во всем. Художник, фотограф, скульптор, кинематографист, инженер, он стал преподавателем «Баухауса» в 27 лет, а в 49 создал в Нью-Йорке свою школу искусства. Он экспериментировал со светом, технологиями и даже промышленностью, создав серию «Телефонные картины» чужими руками (нечто подобное на свой лад делал Рубенс, которому отдельные фрагменты полотен с лебедями и фруктами расписывали другие мастера, но все вместе составляло именно Рубенса). Он работал с плексигласом как с красками, с красками — как с отражениями и заставлял будущих дизайнеров своей школы «Новый Баухаус» слушать лекции по биологии. В фильме о наследии мастера говорят современные художники и делится воспоминаниями его дочь Хаттула.

Режиссер: Алиса Намиас
Тинторетто и новая Венеция
2019, Короткометражный

500 лет назад Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто вывел собственную формулу живописи: «Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана». Мастер легкой и быстрой кисти, огромных многофигурных полотен, он брался за любые заказы и был готов удовлетворить любые вкусы, чем снискал большой успех в разных слоях общества, но вызывал критику других художников. Первый искусствовед в истории Джорджо Вазари писал, что он «работал по случаю и без подготовительного рисунка, как будто хотел показать, что искусство — это шутка». Из этой «шутки» родилась живопись одновременно грандиозная и томно чувственная, эротичная, броская, почти поп-культурная, а потому выше оцененная потомками, чем современниками. Документальный фильм с провокационным подзаголовком «Человек, который убил живопись» — головокружительный аттракцион, приглашающий в путешествие по Италии XVI века, оживающей в пышном венецианском золоте и всей роскоши маньеризма. Это история певца родной Венеции и радикально смелого мастера, которого Дэвид Боуи называл «предшественником рок-звезд». Как пели о другой звезде в «Rock Me Amadeus»: «Он был суперзвезда, он был популярен. Он был экзальтирован, потому что имел стиль».

Бурное море
Документальный

Люди ждут перемен последние пятнадцать лет, а они так и не наступают: в Бразилии острый экономический кризис, который бьет по всем. Очень сильно пострадал Муниципальный театр Рио-де-Жанейро, здание которого может соперничать в роскоши с королевскими дворцами. В этом дворце работают люди, которые уже много месяцев не видели зарплаты. Артисты устраиваются таксистами и официантами, но выступления не прекращают. На улицах гремят митинги, настроения толпы становятся все более воинственными, а в стенах театра изможденные, едва выживающие танцовщики и музыканты готовят новый спектакль. Эта душераздирающая черно-белая картина о гибели культуры, сюжет которой написала жизнь, больше всего напоминает ранние работы итальянских неореалистов, такие как «Похитители велосипедов». В случае старенького билетера, который говорит: «Куда я пойду из театра? В могилу?» —  и вовсе «Умберто Д.». Кто не заплачет, тот дурак.

Режиссер: Венсан Римбо
Здесь пахнет ладаном
Документальный

Грек Теодор Курентзис, принявший российское гражданство, — это не то же самое, что Депардье, принявший российское гражданство. В 22 года он переехал в Россию, чтобы учиться в Петербургской консерватории у легендарного дирижера Ильи Мусина. С тех пор его музыкальная карьера была связана с Россией, мало того — с провинциальной Пермью, городом из числа тех мест, от которых веет каким-то чеховским «Ионычем»: все тонкое и вдохновленное здесь должно умереть, хрупкая барышня растолстеет, мещанство и материализм все пожрут. А вот ни черта подобного, по крайней мере пока Курентзис возглавлял Театр оперы и балета в Перми, куда перевез свой коллектив MusicAeterna, работая с ним то над средневековой духовной музыкой, то над самым лютым авангардом. Курентзис создал культовый театр, провинциальная Пермь стала оперной столицей России. Возможно, могла бы и мировой, но как сообщают в фильме: «Власть, естественно, ничего не поняла. Естественно».

К Николь
Документальный

Художник Игорь Гусев любим не только на родной Украине. Его работы представляют на аукционах Sotheby’s и Phillips de Pury, а выставки проходят в Нью-Йорке, Вене и Лондоне. Сам же мастер всю жизнь провел в Одессе и вообще настоящий патриот своего города. Но в дебютном фильме режиссера Сергея Четверухина перед нами предстает та уходящая Одесса, о которой писал еще Жванецкий. Гусев, получив заказ написать что-нибудь «одесское-одесское», бродит по городу в поисках подходящей жемчужины у моря и убеждается, что уходит, уходит натура. Еще немного, и будет как у Михал Михалыча: «Где можно увидеть старую Одессу? » — «На кладбище».

Париж-1986
Документальный

В 1986 году у Анны Григорьевны, администратора Мекки советской моды — московского Дома моделей, сбылась главная мечта советской женщины. Увидеть Париж и умереть. Анна Григорьевна, по счастью, не умерла, но, ошалев от восторга, снимала парижские красоты на фотоаппарат, который вручили ей муж и сын, позабыв все наставления своих мужчин об обращении с техникой. В результате назад, в Москву, она привозит испорченную пленку: расфокус, неправильная экспозиция, три кадра в одном… Тридцать лет пленка лежала в загашнике, пока взрослый уже сын Анны Григорьевны ее не проявил. Распечатав, обомлел: выглядят «испорченные» кадры как настоящее современное искусство. И вот он пытается устроить выставку, притом что никто этой выставки, кроме него, не хочет: мама давно все забыла, искусствоведы смеются, девушка крутит пальцем у виска. Посмотрим, что получилось? Вдруг перед нами открытие?

Режиссер: Елена Демидова

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все