Главный выставочный проект сезона музея «Гараж», предлагающий осмысление экологии в перформативном ключе — «экология в действии»: через взаимодействия между человеческим и природным, взаимоотношения искусства и природы. Исторические работы, свидетельства антропогенных катастроф, произведения, созданные при участии животных, сценарии будущего — все они говорят не просто об охране окружающей среды, но и о расширенном понимании экологии в эпоху радикального изменения климата. В экологическом ключе также переосмысляется и выставочная практика: в архитектуре используются переработанные конструкции предыдущих экспозиций, часть работ была не транспортирована, а воссоздана по инструкциям художников, вместо печатных буклетов подготовлены цифровой каталог, мобильный и аудиогиды, а также видеословарь экотерминов на русском жестовом языке.
«Беднейший класс: животные», выставка института «База», занимает половину пространства в глубоком подвале Большого винохранилища. Кураторы — основатели «Базы» Анатолий Осмоловский и Светлана Баскова. Темой заявлена «критика антропоцена», то есть геологической эпохи, где главным фактором изменений планеты становится деятельность человека — от вырубки лесов до строительства АЭС. Участники выставки пытаются рассматривать мир с точки зрения животного, или, если точнее, «нечеловеческого». Как, например, колорадский жук реагирует на переезд из Чувашии в Москву?
Всегда интересно посмотреть, как классические институты работают с современным искусством; в данном случае полтора десятка художников из «Строгановки» стараются представить, как будет выглядеть наше будущее в технологичном мире. Среди экспонатов достаточно грибов, берез и с трудом поддающихся распознаванию растений: стены принимающего Дарвиновского музея обязывают.
Часовая мегаломанская инсталляция «Пурпур» Джона Акомфры — первый проект выставки «Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100». Внутри — шесть следующих друг за другом видеоэссе, смонтированных из пула архивных и новых съемочных материалов, соединенных с далеко не всегда очевидным звуком. Зрительская задача — совсем как у изображаемого одинокого человека «в поле», неизменно одетого в куртку с капюшоном, — принять решение, по сути, осуществить монтаж, наблюдая за работой с максимально возможным включением. Самая очевидная трактовка — это необходимость мыслить безличное личным, в первую очередь рассуждать об отношении с природой не в абстрактных категориях, а через прямое ежедневное взаимодействие с ней.
Снятые в Арктике и Антарктике фотографии американской художницы Дианы Тафт — это, с одной стороны, обращение к теме климатических изменений, прямое представление их следствий, близкое к научному исследование таяния льдов или изменений уровня ультрафиолетового излучения. С другой — в их основе взаимосвязь между научным документом и его художественной интерпретацией. Когда снег Южного полюса становится плащаницей, наледь озера Ванда — абстрактной композицией, а льды Арктики — декорацией фильма о страшном будущем. В сухом остатке мы видим это так: актуальное сегодня — пересечение человеческого и природного.
Журналисты Александр Федоров и Елена Срапян сделали большой проект по следам своего путешествия в Латинскую Америку. Благодаря знанию испанского, своей профессии, ориентации на метод включенного наблюдения вкупе с отсутствием статуса ученых и, самое главное, с живым интересом к Амазонии авторы собрали внушительную коллекцию материалов — фотографии, аудио- и видеодокументацию, информацию о племенах яномамо, ваорани, ашанинка, тыкуна, а также подготовили историю о переехавших в город представителях коренных народов — о районе Белен в Икитосе и Музее индейской культуры в Рио-де-Жанейро. Проект также сопровождается лекциями и кинопоказами.
Тысячи цветов типичного для Карибского бассейна растения покроют площадь перед музеем и расцветут на ветвях соседних деревьев. Эта инсталляция — размышление об исчезающей природе, экологическом кризисе и масштабных изменениях планеты.
Созданная для Оперного дома музея-заповедника «Царицыно» инсталляция Сергея Катрана построена вокруг мистификации о выпавшем в аномальных количествах снеге. Помимо залов дворца и скульптуры шереметьевской коллекции из музея-усадьбы «Останкино», занесенных снегом из полистирола, она включает также видеоарт, подготовленный после перформанса группы Poema Theatre — с использованием музыки Владимира Раннева и озвученных Алексеем Кохановым фраз из реальных публикаций СМИ о сильных снегопадах. Снег подается не только эстетически и экологически, но и политически — как государственный символ: у него есть флаг (знали ли вы, что одна из официальных расшифровок белого цвета в российском триколоре — снег?), манифест в 27 главах и символика, ориентиром для которой служат декоративные розетки Оперного дома.
Анна Халиулина — победительница проекта «Взлет» в направлении «мода» — на своей сольной выставке представляет десяток минималистичных, конструктивистских и монохромных образов в концепции upcycling — то есть скроенных из уже пошитых ранее базовых льняных или хлопковых рубашек. Таким образом, Халиулина посвящает проект теме ответственного потребления в моде, которая обычно гонится за экологически неоправданной быстротой. Выставочное пространство состоит из двух зон: лаборатории, демонстрирующей процесс создания одежды — от эскиза и макета на манекене до финального изделия, — и шоурума, где коллекцию сопровождает лукбук, созданный фотографом Александром Коноваловым и стилистом Анной Баштовой при поддержке модельного агентства NIK Model Management.
Кристофер Беркетт — известный пейзажный фотограф, более 25 лет снимающий штаты родной Америки, от Орегона до Западной Вирджинии и Кентукки. Особенность его фотографий — редкая техника прямой проекционной печати с диапозитивных пленок на фотобумагу Cibachrome, обладающую самой большой разрешающей способностью среди всех цветных фотобумаг и способную не терять свои качества в течение десятков лет. На выставке представлено около 130 новых работ, демонстрирующих удивительное многообразие находящегося сегодня под угрозой дикого мира.