Москва

9 новых вариаций девяностнических кинохитов

Евгений Ткачёв, Арсений Омельченко, Максим Сухагузов
В прокате еще идет (но также доступен и на стриминге HBO Max) «Дьявол в деталях» — девяностнический не только по времени действия, но и по духу триллер Джона Ли Хэнкока про поиски маньяка, очень напоминающий «Семь» Дэвида Финчера. По такому случаю «Афиша» вспоминала еще несколько современных фильмов, похожих на девяностнические хиты.
  • 8.7

    Кристофер Нолан кажется и не скрывал, что при работе над «Темным рыцарем» вдохновлялся «Схваткой» Майкла Манна (так же, как при работе над «Доводом», он черпал вдохновение в «Кибере»). И правда, сиквел «Бэтмена: Начало» отличается от первой части эстетически (вместо желтых финчеровских светофильтров холодные синие тона), жанром (вместо гиперреалистического кинокомикса про тайный орден ниндзя криминальная и по большей части полицейская драма с ограблением банка) и, конечно же, центральным противостоянием (комиссар Гордон и Джокер тут примеряют на себя роли Аль Пачино и Роберта Де Ниро, а Бэтмен — роль топора из сказки про кашу из топора). Но еще «Темный рыцарь» также похож на культовый и очень мрачный девяностнический триллер «Ворон» Алекса Пройаса — не только размалеванной клоунской физиономией Джокера, но и тем, что в фильме персонаж Хита Леджера приходит на сходку гангстеров так же вальяжно и бесстрашно, как и трагический герой Брэндона Ли в «Вороне».

    Подробнее о фильме
  • 5
    Легион
    Боевик

    Когда Бог снова (после Всемирного потопа) разочаровался в людях, он послал легион своих ангелов, чтобы стереть человечество с лица планеты. Это не очень понравилось архангелу Михаилу (Пол Беттани), который сорвал свои крылья и десантировался на грешную лос-анджелесскую землю, чтобы затем в придорожной закусочной где-то в районе Нью-Мексико держать оборону в компании беременной девушки (Эдриенн Палики), ее приятелей (Лукас Блэк и Деннис Куэйд) и ждать рождения нового мессии. Из режиссера Скотта Стюарта не получился новый Джеймс Кэмерон, Джон Карпентер или Джордж Миллер, а жаль — все предпосылки к этому были. «Легион» — дурацкое, сердитое, дешевое и совершенно неотразимое среднебюджетное жанровое кино, которое берет не тонким вкусом, а наглостью и безудержным напором (в какой-то момент Стюарт, к счастью, совсем забывается и на голубом глазу просто начинает переснимать «Терминатора»). После у режиссера вышла не менее упоительная католическая антиутопия «Пастырь» с тем же Беттани, а у «Легиона» появился сериальный сиквел под названием «Доминион», но на этом все заглохло — что печально, ведь таких людей не хватает, которые умеют хорошо снимать плохие фильмы.

    Подробнее о фильме
  • О киноманстве Тарантино, который превратил синефилию из сектантства в универсальную религию, ходят легенды. И сравниться с ним в фанатичной любви к «важнейшему из искусств» могут немногие. Возможно, один из них — Деннис Хаук. После нескольких короткометражек в 2015-м ему наконец удалось снять и выпустить в ограниченный американский прокат полнометражный фильм. Впрочем, показанный на паре-тройке фестивалей «Слишком поздно» прошел мимо большинства радаров, а зря. Ведь у Хаука вышел очень крепкий и тонко сделанный неонуар, которому небольшой бюджет лишь придает обаяния. Фильм снят на 35-миллиметровую пленку и поделен на пять фрагментов по 22 минуты (стандартная длина бобины), снятых без видимых монтажных склеек, — как тебе такое, Тарантино? Каждая сцена — фрагмент истории о том, как частный детектив (Джон Хокс) разыскивает пропавшую юную красавицу (Кристал Рид). Причем сцены эти, как и в «Криминальном чтиве», расположены не в хронологическом порядке, так что финальный пазл зрителю придется сложить самостоятельно. Действие в фильме, разумеется, происходит в Голливуде — и кино здесь буквально на каждом шагу: его смотрят, показывают, обсуждают и высмеивают, да и сам сюжет фильма склеен из кусочков классики, как любительский микстейп. Впрочем, это формалистское пижонство не мешает Хауку рассказать неглупую, берущую за душу историю об одиночестве и потерянном времени. Да и с актерами он работать умеет. А Джон Хокс после недавнего «Преступления в маленьком городе» и вовсе застолбил за собой право называться главным героем неонуаров.

    Подробнее о фильме
  • Еще один хоррор, который идет в комплекте вместе с «Няней» и развивается по сценарию, что было бы, «если бы «Один дома» закончился кровожадным безумием». Смышленый школьник Люк (Леви Миллер) вместе с нянькой Эшли (Оливия ДеДжондж) остается без родителей на ночь — и из этого вырастает трюковая история про смерть и ловушки. Довольно, надо заметить, жестокая. В «Смотри по сторонам» еще больше моральной амбивалентности, чем в «Няне», а одним из центральных героев оказывается маньяк, который, очевидно, когда-нибудь вырастет в Майка Майерса (не комедийного актера, а злодея из «Хеллоуина»). В остальном же это довольно изобретательное кино, которое удивит вас не раз и не два. В том числе и кастингом: мать Люка играет Вирджиния Мэдсен, а его лучшего друга — Эд Оксенбульд, который снимался вместе с Оливией ДеДжондж в шьямалановском хорроре «Визит».

    Подробнее о фильме
  • 6.7
    Аванпост
    Триллер

    После кассового успеха «Гоголя» продюсеры Валерий Федорович, Евгений Никишов и телеканал «ТВ-3» решили бросить режиссера Егора Баранова на один из самых дорогих и амбициозных проектов года — русский сайфай про кольцо таинственных врагов, сжимающееся вокруг отечества. Изначально «Аванпост» должен был состоять из двух фильмов, но в процессе работы пришлось менять планы и втискивать сценарий Ильи Куликова («Чернобыль: Зона отчуждения») в 2,5 часа (затем авторы правда все же решили выпустить сериальную версию). По сюжету в недалеком будущем большая часть Земли внезапно погрузилась во мрак. Связь пропала со странами и целыми континентами, кроме небольшого «круга жизни» — центральной части России и Восточной Европы. На границах карантинной зоны пришлось наскоро соорудить несколько аванпостов, бойцы которых вскоре выяснят, что люди и животные там не погибли, а превратились в зомби, подчиняющиеся воле существ явно внеземного происхождения. В центре истории в основном военные — в частности, двое друзей-десантников — Олег (Алексей Чадов) и бывший таксист Юра (Петр Федоров), которых на войну привели очень разные устремления и судьбы. Конфликт между ними, а также борьба землян за независимость и свободу воли образуют хребет фильма, на который создатели картины взвалили, кажется, совершенно непосильный груз. Попытка склеить стройную и захватывающую историю из кусочков, косплеющих «Обитель зла», «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес», «Бегущего по лезвию 2049», «Прометея» и, разумеется, «Звездный десант», не слишком удалась — фильм вышел достаточно сумбурным. Зато по части экшена лента Баранова даст сто очков вперед всем отечественным картинам: бои в «Аванпосте» быстрые, грязные и злые, сделанные без лишнего пафоса, натужного слоу-мо и с отдачей в плечо.

    Подробнее о фильме
  • В богом забытом городе большой популярностью пользуется наркотик под названием «хайп». Девушка по прозвищу Ящерица (Сьерра МакКормик) крадет большую партию «хайпа» у местного наркобарыги (Трэвис Хаммер) и скрывается в баре у круто сваренного героя Стивена Лэнга, у которого за стойкой штаны просиживают друзья, те самые ветераны зарубежных войн, плюс Мартин Коув из «Кобры Кай» и недавно дембельнувшийся молодой черный солдат (Том Уилльямсон). Посовещавшись, мужики решают не выдавать девушку — и до последнего держать оборону против разъяренной толпы наркоманов-зомби. Как и Квентин Тарантино, юное дарование Джо Бегос собирает «VFW» из сотен любимых фильмов с любимыми актерами, которые теперь играют и у него: с Дэвидом Патриком Келли («Воины»), Уилльямом Сэдлером («Байки из склепа: Рыцарь-дьявол») и Фредом Уилльямсоном («От заката до рассвета»). В «Ветеранах зарубежных войн» есть оммажи ко всем этим картинам, но несущая конструкция ленты — это все-таки «Рио-Браво» (хотя по тому, как настойчиво за кадром звучит карпентеркор, есть веские причины предполагать, что этот классический вестерн просочился в сознание Бегоса через его неофициальный ремейк — «Нападение на 13-й участок»). Отметим, что экшен в «VFW» снят виртуозно, с выдумкой, огоньком и почтением к классике: на такое отвязное членовредительство можно любоваться от заката до рассвета.

    Подробнее о фильме
  • 6.6
    Неистовый
    Триллер

    Старомодная социальная страшилка от режиссера Деррика Борте, больше всего известного по сатирической комедии «Семейка Джонсов» с Деми Мур и Дэвидом Духовны. На этот раз он решил посмотреть на проблемы нашего порочного времени с серьезной миной, а в качестве «продающей звезды» в фильм взяли слегка поистершегося Расселла Кроу в необычном амплуа слетевшего с катушек маньяка-реднека. Также фильм прославился тем, что этим летом стал одной из первых ласточек возрождающегося после первой волны пандемии кинопроката (что, впрочем, не сильно помогло ему окупиться). В центре сюжета молодая одинокая мама Рейчел (Карен Писториус), погрязшая в миллионе бытовых проблем и вечно везде опаздывающая. Однажды жарким летним днем она, продираясь с ребенком сквозь пробки в школу, посигналила зазевавшемуся впереди водителю. И все бы ничего, но за рулем машины оказался конченый психопат (Расселл Кроу), этакая помесь Джона Райдера и Уилльяма Фостера, который выбрал невежливую водительницу объектом своей мести всему миру. «Неистовый» — классический урбанистический триллер в духе «С меня хватит!», основанный на тезисе, что темп жизни мегаполиса и постоянные стрессы делают людей все злее (хотя наука уже полвека твердит об обратном). При этом иного ответа герою Кроу, кроме все того же насилия, авторы фильма так и не сочинили. Но удержать зрителя в напряжении на полтора часа картине удается, а кому-то после просмотра, возможно, даже захочется денек пожить по заветам кота Леопольда.

    Подробнее о фильме Смотреть онлайн
  • Очередная крепкая «бэха» от Димитри Логотетиса, возродившего до этого франшизу «Кикбоксер», в которой постаревший (а во второй части уже ослепший) Жан-Клод Ван Дамм учил уму-разуму нового конкурента Скотта Эдкинса — Алена Мусси. Он же играет главную роль и здесь. Компанию ему на этот раз составляют тайский самородок Тони Джаа, любящий помахать кулаками Фрэнк Грилло, спортсменка и просто красавица Джуджу Чань и всеядный, не умеющий отказывать Николас Кейдж, который в последние годы готов вписаться, кажется, в любую движуху. По сюжету, ловко спаривающему «Хищника» со «Смертельной битвой», раз в шесть лет на Землю прибывает таинственный гость из иных миров, которого должны ожидать несколько самых отмороженных земных бойцов-смертников, иначе месть его будет страшна. В этот раз ребята готовы дать инопланетному гостю настоящий бой. Однако для начала главному герою, как водится, придется потерять для мотивации пару-тройку верных товарищей и родственников. «Джиу-джитсу» даже не пытается прикидываться хорошим фильмом и долго запрягает (для экономии времени и бюджета многие переходы между сценами вообще заменены комиксами). Большую часть фильма составляют разнообразные побоища — сначала с толпами статистов, затем с инопланетным громилой в суперкостюме. Бои поставлены сносно, но без выдумки и шика, зато сняты довольно прилично с модными длинными планами, а в паре мест даже FP-камерой. Так что для любителей честного и бесхитростного экшена это самое то!

    Подробнее о фильме Смотреть онлайн
  • В Лос-Анджелесе 1990 года снова орудует серийный убийца, поэтому заехавший по делам в город полицейский Джо «Дик» Дикон (Дензел Вашингтон), в прошлом звезда сыска, соглашается помочь нынешней звезде сыска, детективу-сержанту Джиму Бакстеру (Рами Малек) в расследовании убийств, которое выведет их на очень подозрительного типа по имени Альберт Спарма (Джаред Лето).  Малек с зализанными лаком волосами тут жутко похож на спецагента ФБР Дейла Купера, Лето с длинными локонами и бородой — на Чарлза Мэнсона (у него еще обнаружится книга «Helter Skelter») и только Дензел Вашингтон с белозубой улыбкой похож на самого себя. Дикон (или, если угодно, дьякон) — ключевой персонаж этой горькой, пропитанной христианскими метафорами истории, которому предстоит отпустить грехи — себе и тому парню. «Дьявол в деталях» очень похож на фильм «Семь» (хотя был написан до него) не только по вайбу и центральному дуэту персонажей (черному и белому копам), но и по структуре и, конечно, финалу (в конце будет кое-что не менее изощренное, чем голова в коробке). Визуально все это, разумеется, выглядит вторично не только по отношению к шедевру Дэвида Финчера, но и уже к «Настоящему детективу» (из которого, а не только из «Твин Пикса», вырос сериал-антология Ника Пиццолатто). Это старомодное, архаичное, местами нудноватое, но внимательное к деталям кино, которое, кажется, не способно удивить даже финальным твистом (нам всю дорогу так настойчиво показывают белый крест на возвышении, что догадаться, к чему катится дело, не так уж и сложно), но которое способно подарить драгоценные минуты радости всем поклонникам мрачного девяностнического дискурса.

    Подробнее о фильме