Москва
26 декабря 2018

9 главных выставок на новогодние праздники в Петербурге

Чтобы длинные праздники не успели наскучить, отправляйтесь на выставки. В начале января в петербургских музеях можно увидеть все: от живописи гения итальянского Возрождения Пьеро делла Франческа в Эрмитаже до критического исследования общества потребления от молодого медиахудожника Егора Крафта в галерее Anna Nova. Еще стоит познакомиться с наследием отца классического балета Мариуса Петипа в Музее театрального искусства и с узорами на народных платках и шалях, которые показывают в корпусе Бенуа. Обо всех лучших выставках на каникулах читайте в нашей подборке.
Пьеро делла Франческа
Живопись
Закончилась 11 марта 2019, Эрмитаж

Выставка одного из главных живописцев итальянского Ренессанса имеет все шансы стать самой важной экспозицией сезона. Картины Пьеро делла Франчески в отечественных собраниях отсутствуют, а из родной Тосканы и европейских музеев они выезжают нечасто. Оттого ценнее, что до середины марта можно вживую смотреть на одиннадцать картин и четыре манускрипта авторства итальянца. Его живопись принципиально отличается от собратьев по кватроченто — чувственных полотен Боттичелли и Рафаэля. «Благовещение» завораживает симметрией и строго выстроенной перспективой, «Портрет мальчика» (возможно, сына Федерико да Монтефельтро — главного заказчика делла Франчески) отдает холодной сдержанностью, а персонажи на створках алтаря для монастыря Святого Августина из родного для мастера Борго-Сансеполькро полны спокойствия и уверенности в себе. Почти в каждом полотне угадываются математические принципы художника и его страсть к геометрии. 

Время проведения: закончилась 11 марта 2019
Платки и шали в России XVIII–XXI веков
Декоративно-прикладная
Закончилась 11 марта 2019, Русский музей

Невесомые оренбургские, золотошвейные каргопольские, цветистые колокольцевские — все это разновидности платков и шалей. В Русском музее собрали почти 600 тканых аксессуаров, которые производили в десятке российских регионов начиная c XVIII века. Часть экспонатов — самодостаточные произведения. По завораживающим узорчатым квадратам можно изучать сюжеты орнаментов, особенности мануфактур и технику исполнения — кружевоплетение, пуховязание, ручную роспись и набойку. Другая часть — элементы народных костюмов, которые покрывают женскую голову и сливаются с ярко-красным сарафаном или утепляют только руки, оттеняя золотой убор основного наряда. Сочную поляну дополняет живопись — это, конечно, малявинские «бабы» и кустодиевские «купчихи».

Время проведения: закончилась 11 марта 2019
Радикальная текучесть. Гротеск в искусстве
Видео
Закончилась 17 февраля 2019, Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Проект в выставочном зале на канале Грибоедова расположился на четырех этажах исторического здания и рассказывает о схожих интеллектуальных мотивах у трех поколений художников. Из фондов музея достали ленинградскую живопись 1970–1990-х, например картины Михаила Шемякина и Евгения Рухина, привезли проекты классиков отечественного современного искусства — соцартистов Леонида Сокова и Гриши Брускина — и пригласили к участию молодых авторов: Александра Цикаришвили из петербургской группировки «Север-7» и Дуню Захарову. Кураторские размышления о потери «человеческого» лица в современных политических и социальных условиях в итоге объединили три сотни произведений от ста авторов. О травмах и распаде личности здесь говорят максимально широко и подразумевают разное: от физического разложения и страсти к перекраиванию внешности до ментальной потерянности и страхах. Именно так создатели трактуют термин «гротеск», фигурирующий в названии, —как фантастический и во многом уродливый внутренний мир человека.

Время проведения: закончилась 17 февраля 2019
Егор Крафт. Ákkta
Видео
Закончилась 2 февраля 2019, Anna Nova

Егор Крафт — пожалуй, самый космополитичный современный российский художник поколения 30-летних. Крафт живет в Берлине, а за плечами у него учеба в Академии изобразительных искусств Вены на факультете медиаискусств, выставки в Европе, Австралии и Великобритании, а также проекты для Эрмитажа и Третьяковской галереи. На своей первой соло-выставке в галерее Anna Nova он показывает результаты своих художественных исследований о распространении фейковой информации и о том, как современные технологии влияют на наше восприятие действительности. Так, экспозицию открывает документация заинтересованной реакции посетителей сайта thenewcolor.net, где художник описывает неосуществленный процесс создания совершенно нового цвета, в продолжении выставки — скульптуры, демонстрирующие, как компьютерная технология дополняет утраченные фрагменты античных статуй.

Время проведения: закончилась 2 февраля 2019
7.5
Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции
Живопись
Закончилась 13 января 2019, Эрмитаж

После Шанхая, Пекина и Москвы коллекция американца Томаса Каплана и его жены Дафны Реканати-Каплан приехала в Эрмитаж. Полную шедевров, ее в отличие от предыдущих вариантов экспозиции дополнили 8 картинами из собрания музея. В Зимнем дворце показывают полотна Рембрандта (по городу его рождения, Лейдену, и названа вся коллекция) а также редкого Вермеера, Франса Халса и менее известных учеников нидерландского мастера — Геррита Дау, Фердинанда Бола и Говерта Флинка. Глядя только на имена, можно судить о статусе коллекции Каплана, да и на деле это первостепенные картины, по которым можно судить о голландском искусстве XVII века.

Время проведения: закончилась 13 января 2019
Тонкие материи. Мода 1988–2018
Дизайн
Закончилась 24 февраля 2019, Эрмитаж

Первая эрмитажная выставка моды конца XX — начала XXI века — результат тандема музея и компании Babochka — петербургского модного гиганта в сегменте люкс, который отметил 30-летие в этом году. Бизнесмены передали в дар Эрмитажу полсотни кутюрных костюмов из архивов культовых модных домов: Fendi, Brioni, Versace, Giorgio Armani и Ermenegildo Zegna. За ручными вышивками и узорами из бисера и пайеток, роскошными шелковыми подолами и идеально скроенными лацканами получается разглядеть синусоиду трендов: от поп-арт-принтов на синтетическом платье Джанни Версаче из коллекции 1991 года и китчевого пальто из кожи люминесцентно-синего цвета от Карла Лагерфельда до торжества минимализма у Джил Сандер и шестидесятнических орнаментов от Миуччи Прады и Консуэло Кастильони. В экспозицию, включили, пожалуй, все знаковые бренды рубежа веков.

Время проведения: закончилась 24 февраля 2019
Петипа. Танцемания
Видео
Закончилась 24 февраля 2019, Театральный музей

Выставка в Театральном музее — это масштабный трибьют танцовщику Мариусу Петипа, чье имя даже сегодня олицетворяет весь классический балет. В Петербурге, будучи постановщиком в Большом театре, а затем и главным балетмейстером Императорского балета, Петипа поставил более 60 спектаклей. Среди них «Пахита» — после премьеры этого балета Петипа получил от Николая рубиновый перстень с 18 бриллиантами, а еще были «Спящая красавица», «Баядерка», «Жизель» — многие из них возобновляют на сцене до сих пор. На выставке, названной в честь балета, где Петипа исполнил свою первую роль, собрали сотни артефактов: эскизы и подлинные костюмы из легендарных постановок, исторические фотографии, афиши и программки спектаклей, а также сценические наряды, в которых исполняли свои партии Матильда Кшесинская, Рудольф Нуреев и Николай Цискаридзе.

Время проведения: закончилась 24 февраля 2019
Владимир Сычев. От советской эпохи до великих кутюрье
Дизайн
Закончилась 10 февраля 2019, Музейно-выставочный центр «Росфото»

Фотограф Владимир Сычев проделал путь от московского андеграундного круга до сотрудничества с корифеем глянца, издательским домом Condé Nast. С начала 1970-х в его объектив попадали друзья —подпольные художники, а теперь уже классики: Илья Кабаков, Владимир Яковлев и Владимир Немухин. Эмигрировав во Францию в 1980-м, Сычев быстро делает карьеру —печатается в журналах Paris Match, Vogue и Life, а героями снимков становится кутюрье Карл Лагерфельд, танцор Михаил Барышников и фотограф Хельмут Ньютон. На большой персональной выставке Сычева в «Росфото» собрали работы, сделанные по обе стороны железного занавеса: разницу двух миров в портретах и уличных сценах можно разглядывать часами. 

Время проведения: закончилась 10 февраля 2019
Игорь и Екатерина Пестовы
Живопись
Закончилась 29 октября 2018, Мраморный дворец

Ретроспективная экспозиция двух петербургских художников — Игоря и Екатерины Пестовых — сочетает в себе отсылки к разным живописным эпохам и стилям. Их фотореалистичные полотна, в которых все предметы прописаны с доскональной точностью, можно окрестить «современным барокко» — уж слишком причудливо и пышно они изображают сырое мясо с жилками и жиром, напоминающее плоть на картинках Рубенса или небо у Тьеполо. С другой стороны, их полотна хочется читать так же, как ребусы малых голландцев, где обыденный предмет выступал метафорой или напутствием. Так и здесь: можно строить догадки вокруг символизма коробки с разбитыми яйцами, груд поношенной обуви или туши кролика, украшенной подарочным бантом.

Время проведения: закончилась 29 октября 2018

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все