Все развлечения Москвы
9 главных выставок на новогодние праздники в Петербурге
Чтобы длинные праздники не успели наскучить, отправляйтесь на выставки. В начале января в петербургских музеях можно увидеть все: от живописи гения итальянского Возрождения Пьеро делла Франческа в Эрмитаже до критического исследования общества потребления от молодого медиахудожника Егора Крафта в галерее Anna Nova. Еще стоит познакомиться с наследием отца классического балета Мариуса Петипа в Музее театрального искусства и с узорами на народных платках и шалях, которые показывают в корпусе Бенуа. Обо всех лучших выставках на каникулах читайте в нашей подборке.
26 декабря 2018

Эрмитаж, Санкт-Петербург,
закончилась 10 марта 2019

11 полотен мастера итальянского Ренессанса, которые надо видеть

Выставка одного из главных живописцев итальянского Ренессанса имеет все шансы стать самой важной экспозицией сезона. Картины Пьеро делла Франчески в отечественных собраниях отсутствуют, а из родной Тосканы и европейских музеев они выезжают нечасто. Оттого ценнее, что до середины марта можно вживую смотреть на одиннадцать картин и четыре манускрипта авторства итальянца. Его живопись принципиально отличается от собратьев по кватроченто — чувственных полотен Боттичелли и Рафаэля. «Благовещение» завораживает симметрией и строго выстроенной перспективой, «Портрет мальчика» (возможно, сына Федерико да Монтефельтро — главного заказчика делла Франчески) отдает холодной сдержанностью, а персонажи на створках алтаря для монастыря Святого Августина из родного для мастера Борго-Сансеполькро полны спокойствия и уверенности в себе. Почти в каждом полотне угадываются математические принципы художника и его страсть к геометрии. 

Русский музей, Санкт-Петербург,
закончилась 11 марта 2019

Роскошные тканые аксессуары, народные костюмы и живопись Кустодиева и Малявина

Невесомые оренбургские, золотошвейные каргопольские, цветистые колокольцевские — все это разновидности платков и шалей. В Русском музее собрали почти 600 тканых аксессуаров, которые производили в десятке российских регионов начиная c XVIII века. Часть экспонатов — самодостаточные произведения. По завораживающим узорчатым квадратам можно изучать сюжеты орнаментов, особенности мануфактур и технику исполнения — кружевоплетение, пуховязание, ручную роспись и набойку. Другая часть — элементы народных костюмов, которые покрывают женскую голову и сливаются с ярко-красным сарафаном или утепляют только руки, оттеняя золотой убор основного наряда. Сочную поляну дополняет живопись — это, конечно, малявинские «бабы» и кустодиевские «купчихи».

Масштабный проект о потере «человеческого» лица

Проект в выставочном зале на канале Грибоедова расположился на четырех этажах исторического здания и рассказывает о схожих интеллектуальных мотивах у трех поколений художников. Из фондов музея достали ленинградскую живопись 1970–1990-х, например картины Михаила Шемякина и Евгения Рухина, привезли проекты классиков отечественного современного искусства — соцартистов Леонида Сокова и Гриши Брускина — и пригласили к участию молодых авторов: Александра Цикаришвили из петербургской группировки «Север-7» и Дуню Захарову. Кураторские размышления о потери «человеческого» лица в современных политических и социальных условиях в итоге объединили три сотни произведений от ста авторов. О травмах и распаде личности здесь говорят максимально широко и подразумевают разное: от физического разложения и страсти к перекраиванию внешности до ментальной потерянности и страхах. Именно так создатели трактуют термин «гротеск», фигурирующий в названии, —как фантастический и во многом уродливый внутренний мир человека.

Anna Nova, Санкт-Петербург,
закончилась 2 февраля 2019

Фейковые новости и фальсификация реальности в галерее на Жуковского

Егор Крафт — пожалуй, самый космополитичный современный российский художник поколения 30-летних. Крафт живет в Берлине, а за плечами у него учеба в Академии изобразительных искусств Вены на факультете медиаискусств, выставки в Европе, Австралии и Великобритании, а также проекты для Эрмитажа и Третьяковской галереи. На своей первой соло-выставке в галерее Anna Nova он показывает результаты своих художественных исследований о распространении фейковой информации и о том, как современные технологии влияют на наше восприятие действительности. Так, экспозицию открывает документация заинтересованной реакции посетителей сайта thenewcolor.net, где художник описывает неосуществленный процесс создания совершенно нового цвета, в продолжении выставки — скульптуры, демонстрирующие, как компьютерная технология дополняет утраченные фрагменты античных статуй.

Эрмитаж, Санкт-Петербург,
закончилась 13 января 2019

Заморский Рембрандт, Вермеер и Халс в залах Зимнего дворца

После Шанхая, Пекина и Москвы коллекция американца Томаса Каплана и его жены Дафны Реканати-Каплан приехала в Эрмитаж. Полную шедевров, ее в отличие от предыдущих вариантов экспозиции дополнили 8 картинами из собрания музея. В Зимнем дворце показывают полотна Рембрандта (по городу его рождения, Лейдену, и названа вся коллекция) а также редкого Вермеера, Франса Халса и менее известных учеников нидерландского мастера — Геррита Дау, Фердинанда Бола и Говерта Флинка. Глядя только на имена, можно судить о статусе коллекции Каплана, да и на деле это первостепенные картины, по которым можно судить о голландском искусстве XVII века.

Эрмитаж, Санкт-Петербург,
закончилась 24 февраля 2019

Первая эрмитажная выставка моды рубежа XX–XXI веков и произведения знаковых кутюрье

Первая эрмитажная выставка моды конца XX — начала XXI века — результат тандема музея и компании Babochka — петербургского модного гиганта в сегменте люкс, который отметил 30-летие в этом году. Бизнесмены передали в дар Эрмитажу полсотни кутюрных костюмов из архивов культовых модных домов: Fendi, Brioni, Versace, Giorgio Armani и Ermenegildo Zegna. За ручными вышивками и узорами из бисера и пайеток, роскошными шелковыми подолами и идеально скроенными лацканами получается разглядеть синусоиду трендов: от поп-арт-принтов на синтетическом платье Джанни Версаче из коллекции 1991 года и китчевого пальто из кожи люминесцентно-синего цвета от Карла Лагерфельда до торжества минимализма у Джил Сандер и шестидесятнических орнаментов от Миуччи Прады и Консуэло Кастильони. В экспозицию, включили, пожалуй, все знаковые бренды рубежа веков.

Трибьют главному балетному классику по случаю 200-летия со дня рождения

Выставка в Театральном музее — это масштабный трибьют танцовщику Мариусу Петипа, чье имя даже сегодня олицетворяет весь классический балет. В Петербурге, будучи постановщиком в Большом театре, а затем и главным балетмейстером Императорского балета, Петипа поставил более 60 спектаклей. Среди них «Пахита» — после премьеры этого балета Петипа получил от Николая рубиновый перстень с 18 бриллиантами, а еще были «Спящая красавица», «Баядерка», «Жизель» — многие из них возобновляют на сцене до сих пор. На выставке, названной в честь балета, где Петипа исполнил свою первую роль, собрали сотни артефактов: эскизы и подлинные костюмы из легендарных постановок, исторические фотографии, афиши и программки спектаклей, а также сценические наряды, в которых исполняли свои партии Матильда Кшесинская, Рудольф Нуреев и Николай Цискаридзе.

Портреты Лагерфельда, Кабакова, Барышникова и других персонажей по обе стороны железного занавеса

Фотограф Владимир Сычев проделал путь от московского андеграундного круга до сотрудничества с корифеем глянца, издательским домом Condé Nast. С начала 1970-х в его объектив попадали друзья —подпольные художники, а теперь уже классики: Илья Кабаков, Владимир Яковлев и Владимир Немухин. Эмигрировав во Францию в 1980-м, Сычев быстро делает карьеру —печатается в журналах Paris Match, Vogue и Life, а героями снимков становится кутюрье Карл Лагерфельд, танцор Михаил Барышников и фотограф Хельмут Ньютон. На большой персональной выставке Сычева в «Росфото» собрали работы, сделанные по обе стороны железного занавеса: разницу двух миров в портретах и уличных сценах можно разглядывать часами. 

Мраморный дворец, Санкт-Петербург,
закончилась 14 января 2019

Фотореализм на грани с барокко и живописью малых голландцев

Ретроспективная экспозиция двух петербургских художников — Игоря и Екатерины Пестовых — сочетает в себе отсылки к разным живописным эпохам и стилям. Их фотореалистичные полотна, в которых все предметы прописаны с доскональной точностью, можно окрестить «современным барокко» — уж слишком причудливо и пышно они изображают сырое мясо с жилками и жиром, напоминающее плоть на картинках Рубенса или небо у Тьеполо. С другой стороны, их полотна хочется читать так же, как ребусы малых голландцев, где обыденный предмет выступал метафорой или напутствием. Так и здесь: можно строить догадки вокруг символизма коробки с разбитыми яйцами, груд поношенной обуви или туши кролика, украшенной подарочным бантом.