9 фантастических фильмов про то, что реальность — это фейк

17 августа 2021
Кирилл Копыленков
17 августа 2021
К выходу фантастического боевика «Главный герой» с Райаном Рейнолдсом, действие которого происходит внутри компьютерной симуляции, «Афиша» вспомнила культовые фильмы, в которых реальность оказывается не тем, чем кажется.
  • Первая часть знаменитой трилогии сестер Вачовски: хакер Нео узнает, насколько глубока эта кроличья нора

    Проснувшись однажды в своей квартире, простой офисный клерк Нео (Киану Ривз) узнает, что мир вокруг него — не более чем виртуальная реальность, в которую всех людей погрузил взбесившийся искусственный интеллект. Тогда, в 1999 году, на стыке эпох, еще братья Вачовски создали настоящий феномен — киберпанковскую антиутопию со всеми признаками страха перед грядущим миллениумом. Умело скрестив философскую притчу и гонконгские боевики, ган-фу со слоу-мо, Вачовски построили крепкий фундамент, на котором выросли другие фильмы о побеге от реальности, но все же «Матрица» не была первой.

  • Мистическая драма про эксперименты над людьми

    Годом ранее Алекс Пройас, режиссер культового и печально известного «Ворона», выпустил «Темный город» — дорогущую антиутопию с Руфусом Сьюэллом, Уилльямом Хертом, Кифером Сазерлендом и Дженнифер Коннелли. Увы, но прорывные идеи австралийца зритель принял плохо, и фильм с треском провалился. Однако после выхода «Матрицы» многие тут же бросились обвинять Вачовски в том, что они украли идею, но, как это зачастую бывает, обвинения были беспочвенны, а гении просто мыслили одинаково. Надо отдать должное, в «Темном городе» классическая нуар-история сочетается с научной фантастикой настолько синергично, что финальный твист ставит в тупик не хуже фильмов М.Найта Шьямалана. Сейчас Пройас работает над сериальной версией своего шедевра.

  • Триллер про виртуальную реальность

    В 1999 году в свет вышел еще одни сайфай про виртуальную реальность — «Тринадцатый этаж» Джозефа Руснака, однако он оказался практически не замечен на фоне «Матрицы», жаль. Оригинальный сценарий был частично основан на романе Дэвида Ф.Галуйе «Симулакрон-3», цикле рассказов Станислава Лема «Из воспоминаний Ийона Тихого» и ни в коем разе не паразитировал на творении Вачовски, что широкому зрителю, впрочем, было невдомек. В итоге — громкий коммерческий провал. Так что же было такого в «Тринадцатом этаже», что достойно внимания в наше время? Во-первых, захватывающий сеттинг: за компьютерной симуляцией скрывались бурлящие 1930-е, время нуара, джаза и роковых красоток, прямо как в «Темном городе», только еще круче. Во-вторых, опираясь во многом на «Трон», фильм рассказывает историю о том, как создатель этого мира в какой-то момент осознает, что сам является лишь его частью, компьютерной программой.

  • Драма Питера Уира про реалити-шоу

    Еще один австралийский кудесник Питер Уир в конце девяностых снял популярную вуайеристскую историю с Джимом Кэрри в главной роли. По сюжету главный герой живет и не подозревает, что вся его жизнь — самое популярное телевизионное шоу в США. Попытки вырваться из порочного круга ставят героя перед множеством непростых выборов и рождают самые неожиданные последствия. Неудивительно, кстати, что автором сценария значится Эндрю Никкол, режиссер еще одной культовой антиутопии 90-х — «Гаттаки»; его влияние в фильме ощущается особенно сильно. А влияние самого «Шоу Трумана» на мировой кинематограф неоценимо.

  • Фантастика Джона Карпентера про внедрившихся на Землю пришельцев

    Настоящим пионером кино про виртуальную реальность является Джон Карпентер, снявший еще в далеком 1988 году сатирическую антиутопию «Чужие среди нас». Карпентер, как и многие в те годы, был ярым противником консюмеризма, захватившего умы американцев. В его версии нашу планету захватили пришельцы, которые промыли людям мозги, вывесив повсюду красивую и яркую рекламу. Однажды главный герой, простой работяга Нада (рестлер Родди Пайпер), находит на стройке очки, сквозь которые можно увидеть реальность в истинном свете, и вместе с командой сопротивленцев дает бой захватчиками.

  • Фантастический триллер Дэвида Кроненберга про виртуальную реальность

    Один из самых неоднозначных фильмов Дэвида Кроненберга, вышедший все в том же 1999 году. «Экзистенция» — VR-видеоигра, на презентации которой на ее создательницу Аллегру Геллер (Дженнифер Джейсон Ли) совершают нападение. Перед выходом в симуляцию она подключает к игре своего помощника Теда Пикула (Джуд Лоу), после чего они вместе пытаются распутать заговор, попутно выясняя, где заканчивается игра и начинается реальность. Финал оставляет в недоумении. Кроненберг в свойственной ему манере не стал изобретать велосипед, сняв побратима «Видеодрома», в котором боди-хоррор переплетается с социальной критикой, биомеханические джойстики вживляются в кожу, а интернет становится средством эскапизма.

  • Мэтт Деймон принимает судьбоносные решения в комедии по рассказу Филипа К.Дика

    дебют сценариста «Ультиматума Борна» Джорджа Нолфи («Брюс Ли: Рождение дракона»). Готовясь к выступлению для предвыборной кампании, конгрессмен Дэвид Норрис (Мэтт Деймон) случайно встречает в туалете таинственную девушку Элизу (Эмили Блант). После этой встречи вся его жизнь резко меняется, но вскоре на их пути появляются люди в серых костюмах и черных фетровых шляпах (совсем как в «Темном городе» и сериале «Грань»), которые вежливо объясняют, что они работают в организации по корректировке событий (ну чем не «Локи»?) и никак не могут позволить влюбленным быть вместе. Так начинается затяжной забег героев от корректировщиков реальности, во время которого они стараются изменить судьбу, чтобы не стать еще одной песчинкой в божьем замысле.

  • Высокобюджетный ремейк утопического хоррора 70-х про клонов

    Самый неожиданный фильм в карьере Майкла Бэя — научно-фантастическая антиутопия по мотивам семидесятнического сайфая «Запасные части: Ужас клонов». Линкольн Шесть Эхо (Юэн МакГрегор) — один из немногочисленных выживших на Земле, пережившей экологическую катастрофу, живет в бункере, в котором ежегодно проводится акция, отбирающая счастливчиков на таинственный остров — настоящий оазис среди пустыни. Однажды он узнает, что остров этот — никакой не рай, а бойня, и, прихватив подругу Джордан Два Дельта (Скарлетт Йоханссон), пытается скрыться от правительства, попутно раскрывая страшную правду о мире вокруг.

  • Том Круз в футуристическом боевике режиссера нового «Трона» про Землю, оставленную людьми

    В 2010 году режиссер фильма «Трон: Наследие» Джозеф Косински предложил руководству студии Disney экранизировать его графический роман «Oblivion», но тот отверг эту идею из-за того, что сценарий не подходил ему по возрастному рейтингу. Тогда постановщик обратился к Universal и получил творческую свободу. Герои фильма — астронавт Джек Харпер (Том Круз) и связист Виктория (Андреа Райсборо) — несут службу на станции посреди разрушенной инопланетянами человеческой цивилизации. С момента катастрофы прошло 60 лет, выжившие земляне переселились на далекий Титан, куда герои тоже отправятся, как только завершится их миссия. Но во время очередного обхода Джек находит потерпевший крушение корабль, а в нем — криокапсулу с девушкой Юлией (Ольга Куриленко). С этого момента его понимание миссии начинает меняться, а память играет с ним злые шутки. В сюжет вклинивается тема клонирования, спасения Земли и, конечно же, поиска истинной любви, замаскированного под псевдосемейные разборки. Фантастическая драма превращается то в мудреное исследование жизни в отдельно взятом любовном треугольнике, то в захватывающий футуристический боевик с развязкой в духе «Дня независимости». «Обливион» выдержан в философском ключе с нотками обреченной грусти, но грамотно расставленные твисты и недурные спецэффекты не дают впасть в уныние.

9 фантастических фильмов про то, что реальность — это фейк
9
фантастических фильмов про то, что реальность — это фейк
17 августа 2021
60 лучших фильмов-антиутопий
60
лучших фильмов-антиутопий
21 августа 2019
15 фантастических фильмов, изменивших мир
15
фантастических фильмов, изменивших мир
31 марта 2020
5 мотивирующих фильмов от бизнес-тренера Владимира Герасичева
5
мотивирующих фильмов от бизнес-тренера Владимира Герасичева
24 сентября 2018