Школьникам, которые хотят получить высокую оценку по итогам изучения произведений Достоевского, обязателен к просмотру спектакль «...и наказание». В нем режиссер Олег Жюгжда рассказывает историю безотцовщины молодых людей с горящими глазами. «Пегий пес, бегущий краем моря» — завораживающее действие по прозе Чингиза Айтматова, в котором деревянные палки напоминают волны, а трагедия так похожа на сказку. Режиссер Анна Коонен делает главными героями своих спектаклей великих педагогов: «Лето на память» — попытка с помощью Януша Корчака зафиксировать счастливые минуты детства, спектакль «Мэри Поппинс» начинается в фойе, а все действие происходит на чудесной карусели, где кружатся в суете или танце персонажи разных эпизодов шести книг Памелы Трэверс.
Репертуар театра предлагает редкое жанровое разнообразие. Здесь и триллеры («Гримм. Страшилки»), и научпоп напополам с байопиком (моноспектакль «На Луне» Алексея Олешко о знаменитом калужанине Константине Циолковском), и современная проза («Рассказы толстого мальчика» Алексея Блинова — история предназначения будущего писателя, в которой фэтшейминг и бодипозитив лишь побочная, хоть и актуальная тема). И, конечно, классическая сказка о лубяной и ледяной избушках. Пьеса Григория Остера называется «Клочки по закоулочкам», однако режиссер Владимир Бирюков назвал свой трогательный лирический спектакль «Сказка дождя», потому что реальная вода становится важной деталью сценического оформления.
Атмосфера особняка на набережной располагает к душевности. Небольшой театр назвать домашним мешает только профессионализм исполнителей Ярослава Узенюка и Данила Морозова. В основе репертуара — русские народные сказки («Гуси-лебеди», «Теремок», «Иван да Марья») или авторские произведения, которые ими удачно притворяются: «Как валенки землю грели», в котором все персонажи напоминают забытую в наши дни обувь.
В «Морозко» (3+) куклы напоминают старинные елочные игрушки. В «Правдивых историях Поросенка и Лиса» (6+) персонажи прямо на сцене вылезают из картонных коробок. «Умка» (4+) не похож на мультфильм, а актеры играют не только куклами, но и белыми фигурами-льдинами в пространстве сцены. В «Тео возвращается домой» (12+) персонажи-насекомые оказываются тенями на стенах старого, но любимого немолодым заглавным героем дома. «Гусенок» (3+) — интерактивная игра с куклами на ширме, а в спектакле «Кукла. Блокадная история»(6+) маленькие жизнеподобные персонажи кажутся особенно уязвимыми на фоне серого пространства тяжелых штор. Визуальное разнообразие спектаклей ивановцев призвано не просто удивлять, режиссеры и художники таким образом расставляют свои акценты в литературных первоисточниках.
Театр кукол часто выводит на сцену животных, но в Костроме делают это оригинально. Для самых маленьких подойдет спектакль «Ухти-Тухти», в котором специалист по беби-театру Анна Брашинская адаптировала известную сказку Беатрис Поттер, заполнив сцену бумажными письмами. Для зрителей постарше поставлена пьеса Анны Богачевой «Не ежик», в которой колючий герой хочет быть пушистым, как его друзья, но в итоге делает выбор быть самим собой. Подростки с родителями оценят чеховскую шутку «Медведь», в которой марионетки не только смешно спорят, но и буквально взлетают от любви.
«Колобок», «Верхом на хвосте», «Весенняя песня» — спектакли, где 0+ на афише, не следование закону, а честная рекомендация. Впрочем, в камерном театре, сочиненном Ольгой Батуриной, нашлось место не только спектаклям для самых маленьких. «Путешествие кролика Эдварда» и «Белый пароход» затрагивают тему первых потерь, которые не вызывают привычки. И это логично: писатель, чье имя носит театр, развлекать думал в последнюю очередь.
Театр приглашает на постановку самых интересных и известных режиссеров из других городов. В «Острове сокровищ» Вероники Вигг персонажи Стивенсона иногда предстают в неожиданном облике и играют на трех пианино разом, а в «Вожде краснокожих» Натальи Пахомовой похитители разъезжают по сцене на настоящем мотоцикле и трогательно поют про родителей. Маленький принц в одноименной постановке Алексея Шульгача и Дианы Разживайкиной путешествует по квартирам обычного многоподъездного дома, находя за дверьми настоящих людей. Недавняя премьера со странным названием «ТЮЗ Про Видения» Александра Рязанцева предлагает надеть наушники и прогуляться по запутанным узким коридорам закулисной части, чтобы погрузиться в историю театра и города.
Спектакли режиссера Алексея Логачева — отдохновение души для любителей классического театра. «Сотворившая чудо» и «Старший сын» — психологически подробные и поэтому несколько сентиментальные истории для подростков о том, как можно чужого человека признать членом своей семьи и полюбить как родного. Как это непросто, но какое сулит счастье. Еще в репертуаре нижегородцев — редкий гость – фантастика, а именно «Тайна третьей планеты» в постановке Владимира Даная, режиссера, который умеет упаковывать в стильную и строгую сценическую форму юмор и самоиронию. Для зрителей помладше — ставшие классическими «Бременские музыканты», в которых артисты убедительно размышляют о плюсах и минусах своей профессии, вживую исполняя знакомые мелодии в современной аранжировке.