«Я попала в сборную школы по плаванию», — делится своим счастьем девочка Люси. Но мама, папа и брат не в состоянии разделить ее сильные эмоции — у них свои проблемы и увлечения. Тогда на помощь Люси приходит ее воображаемая подруга Дана, постепенно заполняя квартиру своими на первый взгляд идеальными родственниками. Дидактичная пьеса Эйкборна, хорошо известная на Бродвее, не потеряла в постановке Анны Потаповой юмора и актерского азарта.
Спектакль разрушает все стереотипы, подаренные сказке Астрид Линдгрен знаменитым мультфильмом. Карлсон — мужчина в полном расцвете сил, то есть ему едва за тридцать, и он строен и чрезвычайно элегантен в черном стильном пальто. Малыш — полноватый подросток, а фрекен Бок — строгая дама, ровесница Карлсона. Они танцуют под музыку из фильмов Тарантино и хулиганят. В том числе и дядя Юлиус, о котором обычно забывают и который в этом спектакле буквально на наших глазах становится совершенно другим человеком. И у всех на спине небольшая заплатка: у каждого когда-то был свой пропеллер.
Это Карлсон — дитя улиц, большое, но все-таки дитя. Ему привычнее шалить в спортивном костюме, чем сидеть на месте. Он почти подросток, полон энергии и готов отстаивать свою точку зрения силой хоть перед домомучительницей, хоть перед проворными ворами. Но даже такой персонаж достоин, чтобы его называли другом, ведь в итоге его заметят даже родители Малыша, а значит уставшая от дел пара не оставит без внимания и своего семилетнего сына.
Драматург Жоэль Помра дописывает в зачитанные детские сказки психологические нюансы для подростков, а молодая режиссер Виктория Печерникова попутно всматривается не только в процесс взросления, но и в само состояние средних лет, когда нелегко отпустить дочь из своего домика и трудно дойти до матери, потому что знаешь, что такое настоящий страх, не щекочущий во время игры, а тревожащий в реальности. Все это в стилистике европейской авторской анимации, в монохромном мире со вспышками красных пятен, ожившими тенями и мультяшной пластикой героинь. А что волк? Он здесь появится сначала как плод воображения героини.
Постановка-игра, в которой актеры убедительно делают вид, что летают, забираясь на стремянку, а обильный ужин представлен с помощью наивно нарисованных на бумаге блюд. В театре так бывает не всегда, но так бывает в детстве, которое не хочет покидать знаменитый вечный мальчик, неизбежно не замечаемый взрослыми. В Театре Вахтангова этот спектакль, как и его заглавный герой, отказывается стареть. Каждый новый сезон обновляется состав исполнителей: на сцену выходит очередной выпускной курс знаменитой «Щуки».
Домовой, в которого верят, спасает маленькую девочку от верной смерти в блокадном Ленинграде. Он уходит на фронт в поисках мобилизованного отца семейства. Кукольный трамвай едет по улице из кинохроники, сброшенная с самолета бомба сокрушается, что не смогла достигнуть цели и увязла в песке, а персонифицированные персонажи Голод и Холод хоть и страшно, но неприкаянно бродят с саночками по темным улицам. В финале звучит песня «Лепесток» в исполнении группы «Сплин», в которой, словно заговор, повторяются слова: «Никто не хочет войны».
Юный Кристофер Робин отправляется учиться, и не просто в школу, а в интернат. Чтобы привыкнуть к опустевшей детской, вся семья объединяется и с помощью любимых игрушек мальчика еще раз играет увлекавшую его все детство историю про Винни-Пуха, Пятачка и других обитателей невероятного леса. Дети наблюдают за развитием парадоксального сюжета книги Милна, взрослые — за отношениями большой семьи, для которой принятие взрослеющего ребенка, готового покинуть дом, всегда болезненно. Хорошо хоть его плюшевые друзья никогда не покинут родной дом.
Постановка Камы Гинкаса может быть интересна подросткам, которые не ждут от постановки классики скучной иллюстрации к школьному сочинению. Здесь Сергей Маковецкий в роли Коврина прыгает с балкона театра, где происходит действие, прямо в черный партер. Игорь Ясулович в роли Монаха играет крепкого неуловимого убедительного старца. А павлиньи перья в роли погибающего сада вызывают двоякое впечатление — живые они или нет. Спектакль-долгожитель, который стоит застать.